ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Холомкина Л.И. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе современного дошкольного образования одной из важных проблем является развитие связного высказывания у детей с речевыми нарушениями. От уровня овладения навыками связной речи зависит успешность обучения ребенка в школе, умение общаться с окружающими людьми и общее интеллектуальное развитие.

Наиболее распространенной формой речевых нарушений у дошкольников является общее недоразвитие речи (далее – ОНР), которое характеризуется нарушением фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов языковой системы, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой сторон речи. Педагогическая практика показывает, что при подготовке детей с ОНР к школе, значимым является направление логопедической работы по коррекции нарушений связного высказывания. Если своевременно не проводить работу над формированием правильного связного высказывания, то на этапе школьного образования у ребенка могут возникнуть трудности при реализации развернутых ответов на вопросы, изложении собственных суждении, восприятии и воспроизведении содержания произведений художественной литературы, а также в написании изложений и сочинений.

Проблемой изучения связного высказывания занимались Л.И. Айдарова, Д.А. Доморацкая, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.А. Решетарова, Л.А. Фомичева и другие. В результате проведенных исследовании было выявлено, что в основе формирования связной речи дошкольников лежит представление о типах, структуре высказывания и о способе связей между частями предложений.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Понятие «связная речь» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, как процесс или деятельность говорящего человека. Во-вторых, как продукт, результат этой деятельности, текст или высказывание [1].  

Основной функцией связного высказывания является коммуникативная, которая осуществляется в двух формах – диалоге и монологе. В своем исследовании мы остановились на монологическом высказывании, так как оно является более сложным, произвольным, организованным видом речи и требует специального речевого воспитания.

Под монологической речью понимается связное и логически построенное высказывание, которое протекает относительно долго во времени. С помощью монолога человек может выразить свои мысли, неизвестные слушателям. Этот вид связной речи обеспечивает наиболее полную и развернутую передачу информации. Монологическая речь должна содержать в себе литературную лексику, развернутое и законченное высказывание, логическую завершенность, синтаксическую оформленность, а также связность монолога [2].

Основными типами монолога являются описание, повествование и рассуждение [1]. Описание – это тип монологического высказывания, в котором выделяется общий тезис и называющий объект. Затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств и действий. Описание завершается итоговой фразой, которая выражает оценочное отношение к предмету. Структура описательного рассказа «мягкая» и вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта и его признаков. Поэтому при построении описательного рассказа используются эпитеты, метафоры и сравнения.

Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства, которое предполагает аргументацию определенной точки зрения, объяснение какого-либо факта и раскрытие причинно-следственных связей и отношений. Его структура включает в себя тезис, доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение.

В отличие от других типов монолога повествовательное высказывание является наиболее сложным для дошкольников. У детей возникают трудности в соблюдении правильной структуры высказывания, а также в логичном и последовательном изложении информации.

Повествованием называют связный рассказ о каких-либо событиях. Основная его черта – это сюжет, развертывающийся во времени. Повествовательный тип высказывания служит для составления рассказа о развивающихся действиях и состояниях. Материал в нем передается на основе смысловых связей, подсказанных жизненной ситуацией.

Структура повествования сложная и требует определенной последовательности. Повествовательный рассказ должен быть составлен с учетом структурных частей таких, как начало события, середина и конец. Для передачи развития действия в повествовательном высказывании используются следующие средства: лексика, обозначающая время, определенное место, образ какого-либо действия, видовременные глагольные формы и слова для связи предложений.

В детском саду детей обучают двум главным типам монологов – рассказу и пересказу. Их отличие заключается в том, что в процессе составления рассказа ребенок самостоятельно отбирает содержание для высказывания и оформляет его, а при построении пересказа материалом для осуществления речи служит художественное произведение [2].

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Пересказывая определенный литературный текст, дошкольники передают готовое авторское содержание и применяют готовые речевые формы.

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В зависимости от источника высказывания выделяют монологи: по игрушкам и предметам, по картине, из опыта и творческие рассказы.

Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Этот вид монолога предполагает, что игрушки, картины и предметы, служат отличным материалом в процессе обучения детей разным типам высказываний. В повествовательной речи дети передают сюжет с помощью заданной картинки и готовой игровой ситуации, сознанной при помощи игрушек. В процессе рассказывания по игрушкам и картинкам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для повествований и описаний, овладевают умениями правильно выстраивать композицию высказывания, связывать части в единый текст и правильно использовать различные языковые средства.

Рассказывание из опыта состоит в том, что дети могут составить рассказ, опираясь на представления, полученные в процессе наблюдения и разных видов деятельности. Составляя рассказ из личного опыта, дошкольники могут передать свои чувства и переживания.

Ещё одним видом монолога в зависимости от источника высказывания являются творческие рассказы, под которыми следует понимать рассказы о вымышленных событиях. В методике под «творческим рассказом» понимается деятельность, в ходе которой дети придумывают сказки или реалистические рассказы с самостоятельно созданными образами и ситуациями. Придумывая сказки, дошкольники могут передать художественный опыт, который накопился у них при восприятии и пересказе народных и литературных сказок.

Процесс развития связного высказывания у детей в онтогенезе представлен в работе Г.Р. Шашкиной. Автор утверждает, что на первом году жизни, в процессе эмоционального общения со взрослым, у ребенка начинают закладываться основы связной речи. К концу первого года жизни слова ребенка, которые выражали эмоции, становятся обозначением различных предметов и действий. К началу двухлетнего возраста в речи ребенка постепенно появляются первые осмысленные предложения, которые состоят из трех-четырех слов. В возрасте трех лет у детей в быстром темпе развивается понимание речи, расширяется словарный запас, появляется собственная активная речь и усложняется структура предложений [5]. В возрасте четырех и пяти лет дети начинают составлять короткие рассказы, самостоятельные рассказы по игрушкам и картинкам и пересказывать художественные тексты. В шесть лет ребенок уже умеет передавать содержание сказки или рассказа и описывать события, которые с ним происходили. Дошкольник с радостью пояснит элементы своего рассказа, повторяя его определенные составляющие. Дети также владеют навыками творческого рассказывания. Они рассказывают о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях со своими друзьями и о своем личном опыте.

В семилетнем возрасте повествовательное высказывание детей становится развернутым, логичным и последовательным. Дети с легкостью излагают предлагаемый материал и завершают высказывание. Кроме этого, старшие дошкольники могут самостоятельно описать игрушку, раскрыть содержание картинки и пересказать содержание литературного произведения. В этом же возрасте дети могут придумать сказку и рассказать о своих чувствах и впечатлениях.

Дети дошкольного возраста с ОНР при построении рассказа испытывают ряд трудностей. В.К. Воробьева, занимаясь исследованием связного высказывания, приходит к выводу о том, что дошкольники с речевыми нарушениями не могут связно и последовательно изложить свои мысли. Высказывания детей характеризуются недостаточным набором слов и различных синтаксических конструкций, а также значительными трудностями в процессе программирования высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и затруднением в отборе речевого материала для поставленной цели [3].

Исследования, проведенные В.П. Глуховым, показали, что у детей с ОНР возникают трудности при овладении связным высказыванием, что обусловлено недостаточным развитием компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Трудности овладения навыками рассказывания у детей с нарушениями речи, также связаны со вторичными отклонениями в развитии психических процессов [4].

Творческое рассказывание у детей дошкольного возраста с ОНР не сформировано. Они испытывают трудности в определении основной идеи рассказа, а также последовательности событии выбранного сюжета и реализации его в речи.

Дошкольники с общим недоразвитием речи часто совершают ошибки в процессе построения сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. Зачастую при составлении предложений по картине дети, называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которые использует действующее лицо.

Таким образом, при нормальном речевом развитии основы связного высказывания зарождаются ещё в период раннего дошкольного возраста. Первоначально у ребенка появляются первые осмысленные слова, а затем предложения, которые состоят из трех и более слов. Уже в старшем дошкольном возрасте связная речь детей становятся логичной, последовательной и развернутой. Дети с нарушением речи значительно отстают в овладении навыками рассказывания, отмечается нарушение связности и последовательности передачи информации, наличие смысловых пропусков, лексических затруднений, значительное число ошибок при построении предложений.

Целенаправленная логопедическая работа по формированию правильного связного высказывания предполагает использование следующих методов (М.М. Алексеева, А.М. Бородич,  В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, В.И. Яшина):

– обучение рассказыванию по картинам;

– обучение рассказу-описанию предметов;

– обучение творческому рассказыванию.

Анализ существующих методик логопедической работы по формированию связного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР позволил выделить методику В.П. Глухова, как одну из наиболее эффективных [4]. Она последовательно включает все обозначенные этапы.

Обучение рассказыванию по картинам является важной задачей в процессе коррекционной работы по развитию связного повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР. При проведении специальной подготовительной работы, отборе и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы необходимо учитывать особенности психического и познавательного развития таких детей. Важно уделять внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.

В процессе формирования навыков связного высказывания у дошкольников с ОНР необходимо проводить следующие занятия с использованием картинного материала:

– составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам;

– составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам;

– рассказывание по сериям сюжетных картинок;

– обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам);

– описание пейзажной картины.

Занятия, в ходе которых детей обучают описывать предметы, оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов и формирование речемыслительной деятельности. Кроме этого, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. Когда дети описывают предмет, они учатся выделять и сопоставлять его существенные признаки, а также соединять отдельные части высказывания в связное и последовательное изложение, что в том числе способствует развитию аналитико-синтетической деятельности.

Творческое рассказывание заключается в том, что дети придумывают рассказы с самостоятельным выбором содержания и логичным построением сюжетной линии. В процессе обучения творческому рассказыванию у дошкольников формируется словесно-логическое мышление, что обусловлено возможностью выражения ребенком собственных мыслей.

Таким образом, важной задачей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является формирование связного высказывания. Овладевая родным языком, ребенок должен не только научиться правильно строить предложения, но и уметь связно, логично и последовательно составлять рассказ. Благодаря качественному развитию навыков связного высказывания дети в дальнейшем смогут успешно обучаться на ступени школьного образования. Работа по формированию правильного связного высказывания осуществляется поэтапно, с использованием картинного, игрового, дидактического материала и способствует не только речевому, но и общему познавательному развитию ребенка.

Список литературы:

1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.

3. Воробьева, В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. – 2010. – № 24. – С. 17-21.

4. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов и практикующих логопедов / В. П. Глухов. – Москва: МПГУ, 2017. – 232 с.

5. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Просмотров работы: 122