Факторы, формирующие особенности профессионального общения в медицинском коллективе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Факторы, формирующие особенности профессионального общения в медицинском коллективе

Носикова К.Д. 1, Шадрина Ю.Е. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Российской Федерации на уровне правительства, общественных и медицинских организаций пересматривается отношение к важности профессии медицинской сестры. Принятый в 1997 году Ассоциацией медицинских сестёр России "Этический кодекс медицинской сестры" даёт нам представление об основных требованиях к профессиональной деятельности медицинской сестры: «На медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания. Потребность в сестринской помощи универсальна. Сестринское дело подразумевает уважение к правам человека, включая право на жизнь и на выбор, на достоинство и уважительное отношение. Сестринская помощь не имеет ограничений по таким признакам как возраст, цвет кожи, вероисповедание, культурная принадлежность, инвалидность или заболевание, пол, сексуальная ориентация, национальность, политические убеждения, раса или социальный статус. Медсестры оказывают помощь отдельным лицам, семьям и сообществу и координируют свою деятельность с работой других групп» [2].

Медицинская сестра в процессе своей деятельности общается не только с пациентами, врачами и другими медицинскими сёстрами, но и со множеством разных специалистов. Это могут быть лаборанты рентген-кабинета, лаборанты различных лабораторий, сотрудники пищеблока, санитары, любые вспомогательные должности, и, конечно же, администрация: главная медицинская сестра, старшие медицинские сёстры отделений, главный врач, врачи и ассистенты врачей всей медицинской организации.

Отделения одной медицинской организации кажутся с первого взгляда обособленными друг от друга, но коллектив поддерживает внутренние связи, общается с помощью собраний, корпоративов, культурно-массовых мероприятий, а также с помощью интернета. В процессе выполнения свих профессиональных обязанностей медицинские сёстры контактируют с персоналом больницы, получают назначения у врачей, проводят манипуляции пациентам, выполняют распоряжения старшей медицинской сестры.

В процессе профессионального общения медицинской сестры можно проследить следующие особенности.

1. Особенности профессионального общения медицинской сестры с пациентом

Первой особенностью является общение с пациентом. Особое внимание медицинские сёстры уделяют общению с пациентами. Каждому человеку нужен индивидуальный подход, приходится подбирать различные формы общения в зависимости от возраста, пола, характера и индивидуальных черт пациентов.

При взаимодействии с пациентом отдельное внимание следует уделить общению с его родственниками. Родственников можно не только ободрять или успокаивать, но и давать рекомендации по уходу за пациентом после выписки. Можно также проводить профилактические беседы по питанию и гигиене. Обучение родственников пациента входит в обязанности медицинской сестры. Конечно, при условии, что пациент не против обсуждения с родственниками своего состояния [3].

Общение в медицинской организации можно классифицировать по виду на терапевтическое (эффективное) и нетерапевтическое (неэффективное). Нетерапевтическое общение препятствует выздоровлению пациента. Проявляется в неверном выборе и применении слов и фраз, настроения и в ошибочном подходе к пациенту. Терапевтическое общение благоприятно воздействует на психику пациента. Основой терапевтического общения является доброжелательное отношение к людям.

Медицинская сестра должна использовать установку на терапевтическое общение: предоставлять пациенту информацию о его состоянии, согласованную с врачом и отвечать на вопросы пациента, стараться снизить страх и переживание пациента, связанные с лечением заболевания. Пациента угнетает не только физическая боль или дискомфорт, но и эмоциональное напряжение в связи с отвлечением от своей привычной жизни (работы, семьи). Пациенты могут быть взволнованными и раздражёнными, и медицинские сёстры должны придать им уверенности в успешности лечения и вселить в пациента надежду в улучшении самочувствия и уверенность.

Таким образом, главная цель общения с пациентом в сестринском деле – это помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Средства общения, в свою очередь, тоже можно подразделить на терапевтические и нетерапевтические.

Нетерапевтическими средствами общения являются: избирательное или невнимательное выслушивание, констатированное заключение: когда медицинские работники не уделяют внимание пациенту, безличное отношение, неоправданное доверие, стойкое или испуганное молчание, фальшивое успокаивание и морализирование. Также нетерапевтическими средствами общения являются критика, угроза или насмешка.

К терапевтическим средства общения можно отнести:

Пристальное внимание. Необходимо обращаться к пациенту по имени и отчеству, интересоваться самочувствием, оказывать внимание к вызывающим у пациента тревогу симптомам, рассказывать о процедурах доступным и понятным языком.

Терапевтическое прикосновение. Медицинские сёстры используют прикосновения для утешения пациента. Прикосновения не только поддерживают морально, но и физически успокаивает пациента. Можно прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове. Можно сесть рядом с кроватью и просто поговорить с пациентом. Если нет подходящих слов, то достаточно просто выслушать и дать человеку выговориться.

Контакт глаз. Взгляд медицинской сестры на пациента должен быть уверенным и спокойным, в таком случае у пациента не возникнет сомнений в правильности получаемых назначений. [4].

2. Особенности профессионального общения медицинской сестры

согласно этическому кодексу

Второй особенностью профессионального общения медицинской сестры является стандартизация взаимоотношений согласно принципам "Этического кодекса медицинской сестры России". В Кодексе рассмотрены следующие направления деятельности медицинской сестры:

1. Медсестры и пациенты. Основную ответственность медсестра несет перед теми, кто нуждается в ее помощи. Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважительного отношения к правам человека, ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациентов, их близких и сообщества. Медсестра гарантирует получение пациентом информации, достаточной для информированного согласия на получение сестринской помощи и лечения. Медсестра хранит полученную конфиденциальную личную информацию и руководствуется правовыми нормами при необходимости раскрыть эту информацию. Совместно с обществом медсестра несет ответственность за инициирование и поддержку действий, направленных на удовлетворение медицинских и социальных потребностей общества, в особенности в отношении его наименее защищенных слоев. Медсестра также несет солидарную ответственность за сохранение и защиту окружающей среды от истощения, разрушения и уничтожения.

2. Медсестры и практика. На медсестре лежит персональная ответственность за оказание сестринской помощи и поддержку уровня своей компетентности посредством непрерывного обучения. Медсестра поддерживает собственное здоровье на должном уровне для того, чтобы не подвергать риску свою способность оказывать сестринскую помощь. Медсестра принимает взвешенные решения относительно собственной компетенции, беря на себя и делегируя поручения. Выполняя профессиональные обязанности, медсестра ведет себя так, чтобы ее поведение благоприятно отражалось на профессии и способствовало укреплению к ней доверия со стороны общества. Оказывая помощь, медсестра гарантирует соответствие применяемых технологий и научных достижений принципам безопасности, защиты достоинства и прав человека.

3. Медсестры и профессия. Медсестра играет основную роль в определении и воплощении приемлемых стандартов клинической сестринской практики, управления, исследований и образования. Медсестра принимает активное участие в развитии научно-обоснованных профессиональных знаний. Посредством активной деятельности в профессиональной организации медсестра участвует в создании и поддержке безопасных и справедливых социально-экономических условий работы.

4. Медсестры и коллеги. Медсестра поддерживает отношения сотрудничества с коллегами-сестрами и другими сотрудниками учреждения. Медсестра предпринимает необходимые действия в защиту пациентов, членов их семей и сообществ, если их здоровью угрожают действия коллег или иных лиц [2].

За несоблюдение норм и принципов «Этического кодекса медицинской сестры России» нарушитель несёт ответственность согласно уставу межрегиональной Ассоциации медицинских сестёр России. При выявлении нарушения норм Кодекса к членам ассоциации могут быть применены такие взыскания как замечание, предупреждение о неполном профессиональном соответствии, приостановлении членства в ассоциации и исключение из членов ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.

3. Особенности профессионального общения медицинской сестры с коллегами

Третьей особенностью общения медицинской сестры является взаимодействие с персоналом медицинской организации. Медицинские сёстры работают в команде. В команду могут входить врачи, медицинские сёстры, санитары и сами пациенты.

При общении с коллегами следует соблюдать деловой стиль общения, высказываться согласно этике, избегать конфликтных ситуаций, а споры переводить в спокойный тон. Категорически не допустимы оскорбления. Вопросы, касающиеся лечения пациента следует обсуждать конфиденциально. Недопустимо разглашать медицинскую тайну пациента без его согласия.

С равными медицинскими сёстрами следует поддерживать доверительные отношения, оказывать поддержку и помощь. Особенно важно помогать молодым специалистам, недавно устроившимся на работу. Поддерживать доброжелательный климат в отделении важно не только для повышения качества работы, но и для успешного лечения пациентов.

Медицинская сестра должна владеть всеми коммуникативными компетенциями, чтобы работа всего медицинского коллектива шла на пользу не только пациенту, но и всем участникам процесса.

В медицинской организации превалирует деловой стиль общения. Но медицинские сёстры могут переходить на другие стили общения. Например, при общении с пациентами младшего возраста и детьми можно перейти с делового стиля общения на частный. Такой шаг поможет установить доверительные отношения. При общении с пациентами с болевым синдромом медицинская сестра может выходить за рамки делового стиля общения, чтобы выслушать жалобы пациента и помочь пациенту в его состоянии.

Для общения немаловажным фактором является внешний вид. В медицинской организации есть определенные требования к одежде. Также существуют негласные правила. «Следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных» - писал Гиппократ в трактате по медицинской этике [1].

Медицинская форма одежды должна быть не только чистой, отглаженной, но и, в общем, выглядеть опрятно и приятно. Аккуратный внешний вид производит хорошее впечатление при знакомстве и далее в работе, что, несомненно, вызывает уважение и доверие пациента. С аккуратной, по внешним данным, медицинской сестрой приятно вести диалог и дела. Помимо опрятности, внешний вид медицинского работника не должен быть слишком ярким и вызывающим, но главное удобным в работе. Одежда и аксессуары должны соответствовать технике безопасности.

Для общения необходимо соблюдать нормы дистанции. Ещё в 1960-х годах антрополог Эдвард Холл исследовал личное пространство человека в его повседневном общении. В своей книге «Спрятанные измерения пространства» Холл раскрывает вопросы о том, что каждый человек имеет определённую территорию вокруг своего тела, которую не следует нарушать и выделил четыре психологических расстояния: интимная, персональная, социальная и общественная зоны [5].

Например, многие манипуляции выполняются медицинскими сёстрами в близком, интимном расстоянии по отношению к пациенту. Чтобы пациент спокойнее переносил такие манипуляции, прежде всего следует установить доверительное отношение с пациентом.

Медицинская сестра ежедневно сталкивается с проявлением эмоциональности пациентов и коллег и не может остаться безучастной. Необходимо проявлять сочувствие, чуткость, сдержанность, терпение и милосердие. Только с помощью знаний культуры профессиональной речи можно овладеть искусством беседы с пациентом.

Недостаточно быть первоклассным специалистом в практических навыках для полноценной работы, нужно уметь найти правильные слова для изложения мыслей. Диалог с пациентом нужно вести грамотно, избегая двусмысленности фраз, чётко отвечать на все вопросы, касающиеся пациента, но строго в рамках своих полномочий.

Выводы

В медицинской организации общение является важным фактором, влияющим на качество работы.

Медицинская сестра работает согласно этическому кодексу медицинской сестры Российской Федерации и демонстрирует принципы работы этого Кодекса обществу.

Правильно построенное общение положительно влияет на здоровье пациента.

Медицинская сестра должна уделять внимание не только пациентам, но их родственникам.

Работа медицинской сестры осуществляется в команде не только с другими медицинскими сёстрами, врачами, санитарами, но и с пациентами.

Медицинская сестра может применять различные приемы общения для налаживания доверительных отношений с пациентом.

Список литературы

Гайдаров, Г.М. Медицинская этика и деонтология в историческом аспекте: учебное пособие / Г.М. Гайдаров, Т.И. Алексеевская. – Иркутск: ИГМУ, 2016. – 65 с.

Иванюшкин, А.Я. Этический кодекс медицинской сестры России. / А.Я. Иванюшкин, В.В. Самойленко. – СПб.: Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России», 2010. - С. 4 – 11.

Колягин, В.В. Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа: пособие для врачей. / В.В. Колягин - Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012. - 60 с.

Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении: учебно-методическое пособие / А.Т. Щастный [и др.]; под ред. А.Т. Щастного. – Витебск: ВГМУ, 2018. – 310 с.

Edward Hall The Hidden Dimension - New York: Doubleday,1966. - p. 208.

Просмотров работы: 521