АНАЛИЗ ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНАЛИЗ ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Афанасьева Ю.В. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процессы модернизации, происходящие в современной России, оказывают свое влияние на процессы трудовой деятельности, интенсифицируя требования к профессиональной мобильности сотрудников и их стрессоусточивость. Это касается, в первую очередь, работников сферы помогающих профессий, к которой как раз относится профессия воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Именно у педагогов часто констатируются процессы профессионального выгорания [1].

По мнению Н.Е. Водопьяновой, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Опираясь на данныеисследований, В.Е. Орел под выгоранием понимает состояния эмоционального, физического и умственного истощения, проявляющиеся у специалистов социальной сферы. Так же, как и американские специалисты К. Маслач, С.Е.Джексон, в структуре эмоционального выгорания В.Е.Орел выделяет три психологических конструктора: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Под редукцией профессиональных достижений понимается возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [1, 5].

После признания существования синдрома «эмоционального выгорания» закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию выгорания или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группируются в два больших блока:

1) особенности профессиональной деятельности;

2) индивидуальные характеристики самих профессионалов.

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих «эмоциональное выгорание»[8].

1. Группа организационных (внешних) факторов включает в себя условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. В некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении синдрома эмоционального выгорания. Рассмотрим их [8]:

1) хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения[2].

Так, воспитателю детского сада ввиду своих профессиональных обязанностей очень много приходится работать с учебно-методической литературой, чтобы его педагогическая деятельность соответствовала стандартам ФГОС ДО, в том числе выбранной программе самого дошкольного учреждения. Дети, особенно после трехлетнего возраста, требуют решения педагогических задач в режиме нон-стоп. Этот факт как раз подчеркивает необходимость умений активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать не только тексты учебных пособий, но и информацию от руководства, родителей, методиста и педагога-психолога. Разрешение конфликтов также несет в себе психоэмоциональною нагрузку. Только в уравновешенном состоянии педагог дошкольного учреждения может применить медиационные навыки: нейтралитет, такт, серьезный и логичный аргумент, непредвзятость, дружелюбие.

Справиться с чрезмерной напряженной психоэмоциональностью могут сами педагоги: прогулки на свежем воздухе, арт-терапия (проработка своих эмоций с помощью раскрасок-антистресс, занятия танцами, аэробикой, степ-аэробикой, велосипедные прогулки, плавание и другие физические нагрузки не требующие серьезных усилий, предварительной профессиональной физической подготовки.

Методист же со своей стороны в силу своих обязанностей может оказать помощь педагогическим работникам детского сада в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно методическому обеспечению образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, в разработке рабочих образовательных программ ;

2) дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, ребенок в группе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – воспитаннике, а затем и на взаимоотношениях обеих сторон[2].

Большое количество детей в группе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим «выгоранию». Педагогам все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей (зачастую родители - это лица с низкой социальной ответственностью, с авторитарным и индифферентными стилями воспитания, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, и другими вредными привычками: игромания от игровых аппаратов, интернет-зависимость, азартные игры). Острота их проблем также способствует возникновению выгорания.

Нечеткая организация труда может быть вызвана неожиданным отсутствием либо сменного воспитателя, либо помощника воспитателя( няни). Тогда деятельность воспитателя, оказавшегося в непредвиденном положении, переходит в режим многозадачности. Не всегда заведующий ДОУ может отрегулировать расстановку кадров. Особенно остро это выразилось в период пандемии COVID-19. Тогда на вынужденный больничный были отправлены все сотрудники (воспитатели, помощники воспитателей) возраста 65+. Требовалось найти работника, временно исполняющего обязанности. Эту проблему заведующим ДОУ удавалось решить в среднем на 7-10%.

Недостаток оборудования и различных обучающих материалов связан с ограниченным объемом обеспечения денежными средствами этой необходимой части образовательного процесса. В настоящее время есть большое количество интерактивных пособий, материалов и систем, позволяющих работать с детьми на современном уровне. Они облегчают не только учебный процесс, подачу материала, но вовлекают детей в процесс обучения гораздо эффективнее, чем счетные палочки, счеты, деревянные яркие кубики и т.п. материальный окружающий мир детского сада прошлых поколений.

В таком случае решением данной задачи может послужить создание одной на все группы интерактивной комнаты. Данный вопрос смогут разрешить заведующий детским садом, заместитель заведующего по административно-хозяйственно части и инициативная просьба самих педагогов-психологов, и как вариант, спонсорская поддержка родителями или сторонними организациями;

2а)Говоря об условиях работы отметим, что основной упор в изучении этого фактора делается на временных параметрах деятельности и объеме работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие «выгорания». [8]

Но так же в настоящее время имеет место быть финансовая поддержка со стороны государства молодых специалистов, которые пришли впервые после педагогического колледжа, университета или курсов переподготовки за опытом, активной практикой в ДОУ и остались там на долгое время (от 1 года и более). Они получают различные стимулирующие премии. Премиальная система оплаты труда сохраняется и у опытных рядовых сотрудников, что способствует формированию навыка новаторства, изобретательности, готовности к чему-то новому. Безусловно, это все отражается на детской заинтересованности, на закреплениеи развитие умственных способностей, воображению, (мероприятия открытого типа -занятия, тематические праздники - влияют на мелкую моторику, усидчивость, наблюдательность. Так же существуют «подъемные» для вновь прибывших педагогов ввиду работы вне городской агломерации (поселки, деревни). В нашей Ивановскойи соседних областях размер таких единоразовых премий составляет порядка 50 000 – 60 000 рублей. Так же частично оплачиваются коммунальные услуги, либо осуществляется возмещение денежных средств на топливные материалы (дрова, уголь).

3) повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий (в том числе и воспитатели ДОУ) обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность, принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – воспитанников. Плата – нервное перенапряжение; [2][8]

4) неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.[2]

Здесь с воспитателем может сыграть «злую шутку» наличие у него чрезмерной эмпатии, если такой факт имеется. В данном случае поможет тренинг от психолога «Как не воспринимать все близко к сердцу» и обратить внимание на свое здоровье. Зачастую у чувствительных людей могут проявляться такие недуги: гипертоническая болезнь, нарушение ритма сердца, заболевание щитовидной железы. В таком случае на помощь приходит профессиональный медицинский скрининг, позволяющий вовремя выявить и начать лечение того или иного недуга.

5) психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: упедагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы, задержками психического развития. Такие воспитанники требуют повышенного внимания, эмоциональных сил. Невольно специалист начинает прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание...». В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. [2]

Зачастую этот фактор касается взаимодействия с ребенком гиперактивным, имеющим синдромом двигательных нарушений. В таком случае на помощь воспитателю приходит педагог-психолог. Он занимается диагностикой способностей данного ребенка, использует метод наблюдения, метод анализа его работ. На основании результатов проводит собеседование с родителями и выстраивает индивидуальный план коррекции и профилактики поведения проблемного ребенка. Данная коррекция проводится совместными усилиями психолога, родителей (попечителей) и воспитателя ДОУ.

2. К внутренним факторам, обуславливающим «эмоциональное выгорание», В.В.Бойко относит следующие:

1) склонность к эмоциональной ригидности: естественно, «эмоциональное выгорание» как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактиве и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволять ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию;

2) интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда молодой неопытныйвоспитатель воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья, бессонницу. [2] Профессор Т.В.Решетова называет это безграмотным сочувствием, полным растворением в другом, слабыми границами «Я». [7]Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость их восстанавливать или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых педагогов покидает ДОУ в первые пять лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – «эмоциональное выгорание». Воспитатели спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности;

3) слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь существует два аспекта. Во-первых, специалист не считает для себя необходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения, поэтому «выгорать» ему просто и легко. Для личности с альтруистическими ценностями важно помогать и сочувствовать другим, поэтому утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;

4) нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел его в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.[2]

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В.Решетовой:

5)неэмоциональность или неумение общаться. Как правило, тон общению создают наши эмоции. В данном случае на помощь воспитателю приходит педагог-психолог. Начинается работа над эмпатией у воспитателя: расширение способов взаимопонимания, развитие умения распознавать эмоции, формирование навыков быстрого реагирования на эмоционального состояние партнера при вступлении в контакты;

6)алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), она всегда связана с тревогой. Зачастую неумение высказаться своими словами по поводу личных ощущений зависит от объёма словарного запаса и неполноценного эмоционального интеллекта – многое не пережито и для себя непонято. С пополнениемсловарного запаса воспитатель сможет справиться сам, уделяя чтению хотя бы 20 минут в день. А новые ощущения подарит смена обстановки: посещение театра, выставки, поездка в другой город, область страну, туристический поход, занятия чем-то новым: йога, рукоделие,вокал, танцы, катание на коньках и т.д. (покинуть зону комфорта – привычное окружение и обстановку);

7)трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой;трудоголик чаще всего темпом работы прикрывает свою профессиональную несостоятельность, а порой и отсутствие партнера для совместной жизни;

8) люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.). Наличие семьи, родителей и других родственников является гармоничной социальной атмосферой не только для педагогического работника, а человека в целом. На помощь в этом случае придет психолог. Он поможет снять барьер в межличностном общении и наладить контакт с другими людьми[6].

3. Индивидуальные факторы. В эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. В.Е.Орел отмечает, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с «выгоранием» имеют возраст и стаж[4].Причины спада профессиональной деятельности воспитателя старшего возраста, так называемый «педагогический криз», выделяет Ю.Л.Львова. По ее мнению, это:

– стремление воспитателя использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи воспитанников; несоответствие ожидаемого и фактического результатов;

– возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;

– возможность изоляции воспитателя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя[3].

Большая часть воспитателей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания» .

Что касается зависимости «эмоционального выгорания» и пола, то, как пишет Т.В.Форманюк, феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная, в сравнении с мужчинами, в три раза заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за загруженности домашней работой, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п. [8].

Таким образом, профессия воспитатель по праву относится к разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции. Поэтому так важна организация профессиональной психолого-педагогической поддержки воспитателей ДОУ.Помочь предупредить развитие эмоционального выгорание воспитателей позволит формирование у них навыков управления эмоциональными проявлениями,применения стратегий преодолевающего поведения в ситуации стресса, повышением мотивации к профессиональному саморазвитию. Важными помощниками в этом деле могут быть младшие воспитатели, помощники воспитателя (делегирование полномочий), педагог – психолог (консультации на тему межличностных родительско-детских отношений, отношений между партнером, между родителями воспитанников и детьми, между коллегами и руководителем, так же, способы релаксации, ауторегуляции дыхания, выхода из конфликтных ситуаций и др., казалось бы , на первый взгляд, неудобные вопросы.). А чуткий, профессиональный руководитель ДОУ никогда не позволит «сгореть» на работе квалифицированному сотруднику своего учреждения и обязательно выделит дополнительный выходной (насколько позволяет кадровая расстановка), хотя бы в профилактических целях.

Список литературы:

Акименко А.К. Динамика рефлексивных характеристик личности в структуре профессионального выгорания – Изв. Сарат. Ун-та. Нов. Сер. – Акмеология образования. Психология развития. Т.6 вып. 4(24). – 2017 г.

Бойко В.В. Психоэнергетика. Краткий справочник. Изд. Питер – 2008 г.-415 стр.

Львова Ю. Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Ю. Л. Львова. – Москва : Сфера, 2012. – 220 с. (12)

Орёл В. Е. Синдром психического выгорания личности. Ярославль 2005 г.- 450 стр. 124 илл

Ракицкая А.В. Синдром эмоционального выгорания и проактивная агрессия у педагогов. Психологическое сопровождение образовательного процесса. Сборник научных статей. – УО «Гродненский университет имени Янки Купалы». – 2015 г. – Вып. 5. В 2 ч. Ч.2. – стр. 178-179.

Решетова Т. В. Личность, семья болезнь [Текст] / Т.В. Решетова. –М.., Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, 2007. –276 с.

Решетова Т.В. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников — ресурсы коррекции/Т.В. Решетова., В.А.Мазурок, Т.Н. Жигалова. СПб: С-ЗГМУ им. И. И. Мечникова – Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2012 (3): 105-111

Факторы, инициирующие возникновение синдрома «эмоционального выгорания» [Электронный ресурс]. – Киберпедиа 2017-2020 гг. – URL: https://cyberpedia.su/17x54ea.html

Просмотров работы: 266