УЧЕБНАЯ И БЫТОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

УЧЕБНАЯ И БЫТОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Булатова Л.А. 1, Макарова О.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важнейших задач обучения в школе является развитие и воспитание самостоятельной личности. Самостоятельность – качество человека, значимое и необходимое для его нормального функционирования в социуме.

Проблема самостоятельности неоднократно становилась предметом обсуждения педагогов и психологов. Психологи исследовали сущностную характеристику, этапы и способы развития. Педагоги решали, как внедрить полученные психологами данные в педагогическую практику так, чтобы поддержать успешность обучающихся.

Любое исследование начинается с определения понятийного поля. В данной статье раскрывается семантика понятия «самостоятельность» и сопряженных с ним «бытовая самостоятельность» и «учебная самостоятельность».

Так, в психологической науке «самостоятельность» определяется как характеристика субъекта деятельности. К.А. Абульханова-Славская указывает, что данная характеристика существует в имплицитном виде как потребность определенной меры независимости [1]. Г.А. Цукерман охарактеризовала самостоятельность ребёнка как его «способность обходиться без помощи взрослого, …способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником» [2]. Анализ представленных трактовок не позволяет определить, о каком виде самостоятельности ученика идёт речь – о бытовой или учебной.

Не вызывает сомнений понимание самостоятельности как значимого качества личности. Именно поэтому с раннего детства родители стремятся воспитывать его у своих детей. Результаты родительских стараний дают свои плоды: дети самостоятельно садятся, играют, принимают пищу. К 6-7 годам дети способны выполнять целый ряд отдельных действий без посторонней помощи: обслуживать себя – осуществлять гигиенические процедуры, кушать, одеваться. Самостоятельность детей, поступающих в школу, представлена их умениями управлять своими действиями и поведением, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения, вступать в коммуникативные акты, соблюдая субординацию, обслуживать себя. Такая самостоятельность является неотъемлемым показателем готовности ребёнка к обучению в школе и оказывает влияние на успешность лишь отчасти, поскольку «позволяет ученику менее болезненно относиться к эмоциональным, физическим и психологическим нагрузкам, организовывать свой труд» [3].

В то же время значимыми для практики становятся следующие вопросы. Первоклассник выполняет домашнее задание под контролем одного из родителей, самостоятелен ли ребёнок при этом? Ученик готовится к уроку так, как велела учительница, он достаёт учебные принадлежности и организует своё рабочее место: можно ли считать ученика самостоятельным при выполнении этих действий? Если ученик выполняет работу по предложенному учителем образцу, то следует ли её считать самостоятельной?

Очевидно, что самостоятельность бытовая, когда ребёнок себя сам обслуживает (может самостоятельно позавтракать, собраться в школу и т.п.) и самостоятельность учебная, когда ученик осуществляет учебную деятельность (сам определяет учебную задачу, способы её решения, планирует свои действия, контролирует и оценивает себя) – это разные виды самостоятельности. Проблема разграничения различных видов самостоятельности, зависимости и взаимного влияния друг на друга является предметом дискурса педагогов и психологов. Фокусом внимания данной статьи является учебная самостоятельность.

Изучению данного вида самостоятельности посвящены работы Д.Б. Эльконинина, В.В. Давыдова, А.К. Осницкого, Г.А. Цукерман; Н.Ф. Виноградовой, П.И. Пидкасистого, О.А. Рыдзе и др.

Для успешного обучения в школе важна учебная самостоятельность. Н.Ф. Виноградова подчеркивает, что бытовая и учебная самостоятельность – понятия взаимосвязанные, но не идентичные. Их главное различие в том, что бытовая самостоятельность нацелена на решение практических житейских задач, а учебная – на решение учебных задач, проявляющихся в учебной деятельности [3]. Анализ понятия «учебная деятельность» позволил указать на ряд умений, которыми характеризуется учебная самостоятельность. Это умения поставить цель и следовать ей, осознание значимости своей деятельности, способность отыскать и применить способы её выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Особую значимость для исследования учебной самостоятельности представляют работы О.А. Рыдзе. Она подчеркнула, что в период обучения в школе учебная самостоятельность будет выходить на первый план. О.А. Рыдзе в своих исследованиях охарактеризовала ряд умений, которые позволяют ученику стать успешным. Среди них стремление преодолевать трудности, желание проявить себя в деятельности, умение общаться с другими участниками образовательного процесса, принимать решения при выполнении каких-либо заданий и др. [5].

Говоря об учебной самостоятельности важно подчеркнуть её характеристики, к ним относятся: инициатива (способность учащегося взять ответственность за выполнение задания и довести его до конца), самооценка (способность установить свои возможности при выполнении какого-либо задания и предупредить затруднения в случае необходимости), самоконтроль (способность соотносить процесс и результаты учебного труда с задачей), готовность проявить творчество в учении (творчество – предоставление свободы учащимся в организации своей деятельности; она может обнаруживаться в поиске новых, нестандартных решений заданий) [3]. Изучение проявлений этих характеристик позволяет обоснованно говорить об уровне сформированности учебной самостоятельности у обучающихся.

В настоящее время в школе всё реже можно увидеть самостоятельных учеников. В литературе, касающейся практики начального образования, деятельности учителей и родителей отражены сведения, позволяющие утверждать, что учебная самостоятельность не рассматривается взрослыми всерьёз. Так, например, приходя домой, родители диктуют детям, когда выполнять домашнее задание, что делать сначала, с кем посоветоваться, прежде чем приступить к работе, кому дать проверить, как оформить в тетради [3]. При этом родители не замечают, что выполняют всю работу за учащихся, и считают, что он сделал всё самостоятельно. Н.Ф. Виноградова подчеркивает, что учителям удобно, когда дети следуют их требованиям, ведь в этом случае они имеют, например, однотипно правильно оформленные задания, что сокращает время проверки работ, формально является показателем высокой результативности класса и хорошей работы самого учителя [3]. Но, постоянно выполняя работу по инструкции учителя, учащиеся привыкают её получать, ждут в дальнейшем, становясь безынициативными, беспомощными. На основе анализа литературы нами сделано предположение о том, что учебная самостоятельность не осознаётся взрослыми как значимое личностное качество личности ученика. Успешным признаётся тот, чьи работы в наибольшей степени соответствуют заданному образцу. подчеркнём, что низкая учебная самостоятельность сопровождается целым рядом проблем, влияющих на успешность обучения младших школьников. Среди них потеря интереса к обучению, отсутствие желания осуществлять поиск, обосновывать свою точку зрения, снижение потребности к творческому выполнению заданий, зависимость от других людей.

Теоретические данные в ходе нашего исследования были проверены в ходе пилотного эксперимента. Его целью стало получение данных, уточняющих точку зрения родителей и учителей относительно учебной самостоятельности младших школьников. Родителям и учителям учащихся 1-го класса были предложены анкеты.

Анкета для родителей

1. Ваш ребёнок самостоятелен?

2. В чём проявляется его самостоятельность?

3. Умеет ли ребёнок планировать свою работу? Нуждается ли в инструкциях при выполнении заданий?

4. При выполнении домашних заданий нуждается ли ребёнок в постоянном контроле?

5. Приведите пример ситуации, в которой проявилась самостоятельность ребёнка.

Анкета для учителей

1. Самостоятельны ли современные первоклассники?

2. В чём проявляется их самостоятельность?

3. Умеет ли современный первоклассник планировать свою работу? Нуждается ли в инструкциях при выполнении заданий?

4. При выполнении заданий в классе нуждаются ли учащиеся в постоянном контроле?

5. Приведите пример ситуации, в которой проявилась самостоятельность ребёнка на уроке.

В анкетировании приняли участие 22 родителя учащихся 1 класса и 6 педагогов начальной школы (5 из них на период 2020-2021 года имеют 1 класс, 1 – второй класс). В итоге были получены следующие данные. 68 % родителей (15 человек) считают своих детей самостоятельными, поскольку они (дети) способны обслужить себя в бытовой сфере: без сопровождения взрослых умеют собраться и дойти в школу, прийти из неё домой, выполнить набор бытовых действий (разложить вещи, разогреть еду в микроволновке и т.п.). 10 % родителей указали на умения выполнить домашние задания по собственной инициативе, организовать дома учебное пространство. 81 % родителей считают, то их дети не умеют планировать свою работу и нуждаются в постоянном контроле при выполнении домашнего задания, а 91 % учеников (20 человек) боятся его выполнять и ждут родительской поддержки. По мнению родителей, их дети вполне самостоятельны. Согласимся с их мнением, однако отметим, что эта самостоятельность – бытовая. Учебная самостоятельность как важная составляющая воспитания своего ребёнка родителями упускается. Родители не знают о ней или забывают о том, что учебная самостоятельность – залог успешного обучения. Родители готовы планировать предстоящую учебную деятельность детей, инструктировать их и досконально контролировать результаты. Очевидно, что такой подход лишает ребёнка осознания своих действий и тренировки собственной учебной самостоятельности, подавляет инициативу, снижает интерес к дальнейшему обучению, делает ребёнка беспомощным.

Анализ ответов учителей на вопросы анкеты показал, что они считают современных первоклассников несамостоятельными. Учителя отмечают, что ученики не стремятся самостоятельно приступить к выполнению задания, боятся сделать не так, ждут инструкций, иногда не могут даже задать уточняющий вопрос, планируют свою работу только под руководством учителя, с трудом придерживаются намеченного плана. При неформальном общении учителя признаются, что предлагать какие-либо специальные тренировочные задания или приёмы, повышающие степень самостоятельности учащихся, нет ни желания, ни возможности. То есть всерьёз учебную самостоятельность как важное условие успешности в обучении не рассматривают даже учителя. В то же время учителями характеризуется как достаточная самостоятельность, проявляемая учениками в быту: мытье рук, владение гаджетами, способность донести свой рюкзак (но и это выполняется не всегда). Такая ситуация требует внимания на уровне школ и внесения коррективов в систему самообразования и повышения квалификации учителей.

Полученные в ходе анализа данные подтвердили тот факт, что современный первоклассник хоть и самостоятелен в быту, но, часто остается беспомощным в учебной деятельности: ему привычно и удобно выполнять указания учителя, действовать по инструкции, надеяться на помощь. Поэтому первый год обучения в воспитании у младших школьников учебной самостоятельности логично определить как кризисный, что позволяет считать проблему исследования актуальной. Дальнейший вектор нашего исследования направлен на поиск способов воспитания и поддержки учебной самостоятельности у первоклассников.

Список литературы:

Прыгин, Г.С. Психология самостоятельности: монография / Ижевск, Набережные Челны : Изд-во Института управления, 2009. - 565 с. [Электронный ресурс] URL: https://textarchive.ru/c-1075719-pall.html (дата обращения: 20.12.2020)

Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности // Психологическая наука и образование. 2010. №4. [Электронный ресурс] URL: https://psyjournals.ru/files/34119/psyedu_2010_n4_Tsukerman_Venger.pdf (дата обращения: 20.12.2020)

Виноградова Н.Ф Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? // Начальная школа. 2007. № 22. [Электронный ресурс] URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200702201 (дата обращения: 23.12.2020)

Виноградова Н.Ф. Всё о младшем школьнике. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2005.

Рыдзе О.А. Развитие учебной самостоятельности / О.А. Рыдзе // Начальная школа. 2007. №14. [Электронный ресурс] URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200701401 (дата обращения: 20.12.2020)

Просмотров работы: 219