В сфере образования в настоящий момент выделяют одним из ведущих подходов - личностно-ориентированный подход. Он определяет выделение сферы внутреннего мира обучающегося, ценностей и личных взглядов. В подходе технологическом на первое место выходит управляемость процессом, заданность четкой цели и способов ее достижения. Очевидно, что в современной педагогике образовательный процесс должен быть ориентирован на обучающегося. В Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в части сопровождения сказано, что «обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» [4]. Статья 42 Закона № 273-ФЗ говорит о том, что «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации» [4].
Представим сущность понятия «сопровождение». Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Е.И. Казакова, понимает как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. По мнению, Э.М. Александровской - это «особый вид помощи обучающемуся, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса» [1, с. 108]. Суртаева Н.Н., считает, что отношение к ребенку со стороны взрослых, можно оценить, как личностно-ориентированное. В центре ее стоит личность, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. Гуманно-личностный подход к ребенку приведет к повышению эффективности деятельности. На наш взгляд, наиболее полно представлено данное понятие в работах М.Р. Битяновой: «сопровождение - это система профессиональной деятельности специалиста, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [3, с. 54]. Так же М.Р. Битянова дает определение психолого-педагогическому сопровождению – «основа профессиональной деятельности специалистов, ориентированная на создание условий (педагогических, психологических, социальных) развития человека в ситуациях взаимодействия» [2, с. 60].
Охарактеризуем варианты психолого-педагогического сопровождения обучающихся по теории М.Р. Битяновой:
в случае индивидуального запроса. Данный вариант сопровождения состоит из 4 этапов: диагностического; работа с родителями и педагогами; привлечение классного руководителя и администрацию; выход на внешние инстанции;
по результатам диагностического минимума (работа с классным коллективом). Работа по данному варианту предполагает 3 этапа: диагностика; психолого-педагогический консилиум; реализация программы сопровождения.
Обратимся к определению «индивидуальное сопровождение» – это система, взаимоувязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а также направленных на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.
Одним из направлений сопровождения является проектирование и реализация программ психолого-педагогической помощи группе детей с характерными для этой группы проблемами. Сопровождение строится поэтапно, по определенному алгоритму. Любое сопровождение подчинено логической цепочке продуманных выстроенных действий для достижения результата. При выстраивании последовательности процесса индивидуального сопровождения необходимо учитывать выбор вариантов психолого-педагогического сопровождения, задачи, принципы. Таким образом, индивидуальное сопровождение можно рассматривать как технологизированный процесс. В данном процессе результата можно достигнуть если учтены особенности технологии сопровождения.
Технология индивидуального сопровождения широко используется в работе со старшими подростками. Технологический подход к индивидуальному сопровождению ставит цель достичь гарантированно результата. Практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема обучающегося, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.
Индивидуальное сопровождение как технология работы со старшими подростками включает в себя:
выявление целей и задач сопровождения;
поиск, подбор вариантов решения для поставленной задачи;
реализация вариантов решения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Если проблема не решена или решена частично, процесс повторяется с учетом ошибок, выявленных на этапе рефлексии. Применение технологий позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты деятельности.
Таким образом, индивидуальное сопровождение как технология работы со старшими подростками нацелена на совместную деятельность по проектированию, организацию процесса сопровождения при помощи психолого-педагогических приемов, методов, средств для достижения результата работы со старшими подростками.
Список литературы
Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов / под ред. Э.М. Александровской, Н.И. Кокуркиной, Н.В. Куренковой. - М.: Академия, 2002. - 208 c.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
Брутова М.А., Буторина А.Н., Малыхина Е.В., Маракушина И.Г. Теоретические и методические основы социально-педагогической деятельности специалиста / Учебное пособие – Архангельск: КИРА, 2017 г. – 158 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения 21.01.2021). – Загл. с экрана