ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ ОО - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ ОО

Сидоренкова А.В. 1, Сидоренкова В.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под термином «социализация» подразумевается становление индивида как личности. В ходе социализации предполагается «формирование социального опыта. Социальный опыт – это «…результат познавательной и практической деятельности, который выражается в совокупности знаний о социальной действительности, а также усвоение способов деятельности, эмоциональных, социальных отношений, творческой деятельности» [1, с. 42].

Детям с тяжелыми нарушениями речи затруднительно взаимодействовать с окружающими с помощью речи. Данная ситуация имеет двойственный характер: в первом случае, главной особенностью младших школьников с ТНР является сниженная активность во всех видах деятельности. Вследствие, причина несформированности коммуникативных способностей у ребенка. Во втором случае – сниженная познавательная деятельность, ввиду нехватки общения с окружающими, что негативно сказывается на личностном развитии человека. Такие дети испытывают потребность в развитии коммуникативных умений, в воспитании в речевой среде, в коррекционной психолого-педагогической помощи.

Чаще всего, социум не принимает детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. здоровых детей пугают физические недостатки. Развитие личности полностью связано с потребностью самоопределения в надлежащей социальной группе.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) актуализирует одну из важных задач образования – способствовать приобщению учащихся к жизни общества, развивать способности к социализации. «Вхождение в социальную среду, систему социальных связей индивида обеспечивается социальным опытом» [2].

Безусловно, любой ребенок испытывает трудности при накоплении социального опыта, затруднения в понимании и усвоении умений и навыков поведения в социуме.

Данный факт мешает развитию ценностного самоопределения, формированию обшей системы учебных компонентов, возникновению способностей к коммуникативным совместным действиям по достижению не только социальных, но и личностных целей или способности находить выход из любой ситуации.

Можно выделить главные аспекты развития социального опыта у младших школьников, с помощью анализа требований к приобретению необходимых компетенций в младшем школьном возрасте в процессе накопления социального опыта. Согласно ФГОС НОО, обозначим следующие «аспекты:

социальная приспособленность как состояние ученика: использование правил на практике, применение в любых ситуациях;

осведомленность ученика в понимании социальных терминов, культурных вопросах поведения в социуме;

способность создать план не только собственных, но и чужих поступков, проанализировать их, представить результат;

взаимопонимание с людьми: общение с взрослыми, сверстниками в определенной ситуации;

умение понимать язык тела: жесты, мимика, действия, а также уметь воспроизводить данные знаки в речи» [3].

Однако учащемуся с ОВЗ (ТНР) будет сложно усвоить большую часть названных компетенций. Известно, что детям с ТНР (вариант 5.1, 5.2) свойственны нарушения речи, которые прослеживается на таких языковых уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. У таких детей отмечается сохранность слуха, первичного интеллекта, но при этом наличие недостаточного словарного запаса. Младшие школьники испытывают трудности при построении высказывания, детям с тяжелой формой патологии практически невозможно составить предложение. Данные сложности заметны в ситуации диалога с окружающими.

Главным является и создание условий, в большей степени, способствующих развитию ребенка. В рамках внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется с учетом психофизических особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с школьниками на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В заключении указаны специальные условия реализации образовательной программы (ОП) и результатов диагностики педагога, психолога, дефектолога, логопеда. При изучении развития и индивидуальных особенностей младшего школьника рассматриваются такие «аспекты:

психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы;

особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой» [4].

Осуществление программы внеклассных занятий благотворно влияет на рост социальной активности младших школьников. Отмечается повышение мотивации к инициативной познавательной деятельности, значительно возрастают коммуникативные умения, развитие творческих способностей, наблюдаются доминирующие изменения в личностном развитии.

Применение во внеурочной деятельности метода «социальные истории» будет способствовать процессу социализации младшего школьника с ОВЗ (ТНР). Общепринятым является данное толкование устойчивого словосочетания социальная история: «Социальная история – это короткий индивидуальный рассказ, в котором даются объяснение конкретного социального контекста (ситуации), восприятие его другими людьми, а также описание адекватного в данной ситуации поведения» [5]. С помощью социальных историй можно показать и рассказать учащимся о том, что человек способен чувствовать, о чем думать или что делать в той или иной ситуации. К тому же, метод предоставляет определенный план того, что необходимо сказать, сделать в заданной ситуации.

Благодаря данному методу у ребенка с ограниченными возможностями здоровья улучшается способность понимать ту или иную социальную ситуацию. Стоит обратить внимание на то, что для успешной реализации данной методики необходимо использовать ситуации, взятые из художественных произведений. Например, в рассказе Носова Н.Н. «На горке» можно обозначить социальную ситуацию – «строить горку». Действия ребят, героев произведения, проиллюстрированы: дети сгребали лопатами снег, сваливали его под стенку сарая в кучу.

Таким образом, осуществление программы внеклассных коррекционных занятий, направленных на работу по формированию речи, в форме организации кружковой деятельности, будет благотворно воздействовать на развитие личности младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивной группы. Метод «социальные истории» позволяет подробно описать последовательность представленных действий. Он разграничивает и растолковывает значимые для выбранной ситуации некоторые социальные символы. Для младшего школьника с ОВЗ (ТНР) рассматриваемая ситуация будет являться не только алгоритмом действий, но и сам процесс чтения будет развивать внутренний мир ребенка: окажет влияние на усвоение духовных ценностей.

Список литературы:

1 Неясова, И. А. Социальный опыт как педагогическая категория [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. госуд. пед. ин-т им М.Е. Евсевьева. – 2011. – № 4 (8) (октябрь – декабрь). – Режим доступа: http://www. mordgpi.ru/upload/iblock/e0a/e0a2665d9e29ab85bf7490e7148e e3cb.pdf (дата обращения: 02.12.2020). – Загл. с экрана.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : норм. док. / ФГОС НОО. Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf, свободный (дата обращения: 30.11.2020). – Загл. с экрана.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [Электронный ресурс] : норм. док. / ФГОС НОО ОВЗ. Режим доступа : https://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos-doc.php (дата обращения: 30.11.2020). – Загл. с экрана.

4 Федоренко, И.К., Градова, Г.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования социального опыта младших школьников [Электронный ресурс] / Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-5. Режим доступа: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18462, свободный (дата обращения: 09.12.2020). – Загл. с экрана.

5 Эстербрук, С.А., Орлова, Е.А., Карпекова, Т.А. Метод социальных историй в развитии социального взаимодействия детей с нарушениями аутистического спектра (по материалам зарубежных источников) [Электронный ресурс] / Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-sotsialnyh-is.., свободный (дата обращения: 21.12.2020). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 120