ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ПСИХОЛОГА МВД - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ПСИХОЛОГА МВД

Буракова Э.С. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день психологическая служба Министерства внутренних дел России является одной из самых молодых, но вместе с тем, уже считается состоявшимся и положительно зарекомендовавшим себя структурным подразделением МВД, которое имеет свою историю становления и развития [7].

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел априори связана с нервным напряжением, поскольку они напрямую контактируют с лицами, совершающие правонарушения, работают по ненормированному графику, часто становятся свидетелями и даже участниками насилия. К тому же, сотрудники правопорядка достаточно часто сталкиваются с экстремальными условиями, связанные с применением оружия, задержанием преступников, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, контртеррористических операций, а также иными чрезвычайными обстоятельствами [1].

Специалисты-психологи прочно вошли в различные сферы жизнедеятельности: они привлекаются к работе в силовых структурах для отбора персонала, его обучения (в частности, руководящего состава), для работы в МВД со специалистами, а также для работы с людьми, пережившими экстремальные ситуации.

Результаты работы психологов широко используются для правильной расстановки кадров, повышения ответственности сотрудников, роста их профессионального мастерства, формирования у них необходимых деловых и нравственных качеств, стимулирующих к эффективной и творческой служебной деятельности [6]. 

Понятие «образ» входит в сферу исследования многих наук, каждая из которых в зависимости от своего понятийного аппарата вкладывает в определение разные смыслы.

Античные философы, Платон и Аристотель, выделяли двуплановость образа. С одно стороны, это наружный вид, облик предмета, а с другой – его чистая, внетелесная и вневременная сущность, идея. Для обоих мыслителей образы – результаты копирования или повторения [2].

В 1781 году И. Кант утверждал, что процесс формирования образа является неотъемлемым условием любого знания, таким образом, поместив психические образы в центр современных теорий познания, искусства, бытия и психологии [8].

Л. О. Резников (1964) предложил рассматривать образ как объединенную в систему совокупность чувственных сигналов, структурно соответствующую объекту отражения. Такие дефиниции основываются на понимании образа как копии объекта, или, вболее корректном виде, как возникающего в психике изображения объекта [10, 12].

В литературоведении образ является формой отражения действительности, преображенной в соответствии с субъективным восприятием писателя, созданной при помощи его творческой фантазии.

В искусствоведении образ определяется как созданная воображение художника и воссоздаваемая адресатом чувственная форма выражения определенной идеи, считаемой автором образа значимой для людей. Достоинством художественного образа, отличающим его от других форм зрительных представлений, является его эмоциональная окрашенность, способность вызывать переживания [11].

Во всех гуманитарных науках «образ» рассматривается как результат копирования (отражения) предметов или явлений реальности. Данный результат представлен в форме «картинки», созданной в сознании человека или созданной с помощью вербальных или иных средств в художественном произведении. В психологии образ представляет собой объединенную в систему совокупность чувственных сигналов, структурно соответствующую объекту отражения. В сознании человека формируется мысленный (ментальный)  образ   воспринимаемого им в окружающей среде объекта.

Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область деятельности. Основной род профессиональной деятельности – это оказание психологической помощи своим клиентам. К основным видам психологической помощи относятся: психологическое консультирование, психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия, психологическое обучение, психологическое просвещение и психологическая профилактика [15].

Психолог, состоящий в ряде структур МВД, выполняет колоссальный объем работы, выполняя свои функции в качестве эксперта и консультанта [4]. К особенностям профессиональной деятельности психолога МВД можно отнести: наличие у специалистов теоретической базы, в которой собраны систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии; применение специалистами специализированных методик для достижения научных, диагностических или формирующих целей; обязательный обмен опытом, повышение квалификации; обладание особым профессиональным тактом и следование профессионально-этическим нормам; способность к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

Профессиональные и социально-психологические проблемы и трудности службы сотрудников МВД России обусловливают высокий уровень психологического стресса, нервно-психического напряжения, психосоматических заболеваний среди сотрудников ОВД, определяют необходимость их психологического отбора, сопровождения и реабилитации. Для этого в системе МВД России создана Психологическая служба.

В структуру психологической службы МВД входят: на федеральном уровне - отдел психологического обеспечения деятельности ОВД Управления по работе с личным составом Главного управления кадров МВД России; на региональном уровне - ПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ведомственных учебных заведений; на исполнительском (низовом) уровне - подразделения психологического обеспечения, центры психологической диагностики, психологи в составе кадровых аппаратов органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России [13].

Среди основных задач, решаемых психологической службой Министерства внутренних дел, необходимо выделить:

- организацию и проведение профессионального психологического обследования лиц, принимаемых на службу, сотрудников, перемещаемых на другую должность;

- осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников, проведение мероприятий по их психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности;

- организацию и проведение социально-психологической работы, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективах, психологическое консультирование руководителей, сотрудников, а также членов их семей;

- осуществление профессионально-психологической подготовки сотрудников, оказание молодым сотрудникам психологической помощи в адаптации к условиям службы;

- психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности, в том числе в экстремальных условиях [5].

К основным функциям сотрудников психологической службы МВД относятся: гностическая функиця, направленная на информационное обеспечение деятельности МВД и интерпретации психологически значимых сведений внутреннего и внешнего характера [14]; методическая функция, обеспечивающая качественное выполнение задач, стоящих перед органами, подразделениями и учреждениями внутренних дел, путем применения в профессиональной деятельности психологически обоснованных форм и методов работы, методик, техник, приемов и технологий;  обучающе-развивающая, состоящая в выработке у личного состава необходимых психологических знаний, умений и навыков, формировании и развитии личности [9]; коррекционно-профилактическая, обеспечивающая высокую эффективность деятельности МВД путем нивелирования психологических проблем; исследовательско-прогностическая функция устанавливает новые психологические закономерности, связанные с функционированием МВД [3]; организационно-управленческая функция, создающая психологически комфортные условия профессиональной деятельности [9].

Таким образом, продуманная организация системной психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел позволяет повышать эффективность их деятельности, решать задачи обеспечения профилактики и раскрытия преступлений, общественного порядка и безопасности граждан.

Список литературы:

Водолазский П.В. Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при выполнении задач в особых условиях [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. – 2020. – №5 (8). – С. 31-34. – Режим доступа: https://apni.ru/article/376-organizatsiya-moralno-psikhologicheskogo, свободный (дата обращения: 10.12.2020).

Гончарова Н.Ю. Общетеоретические Основы изучения понятия «Образ» [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного университета. – 2012. – № 3-2. – С. 33-37. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18863411, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 25.12.2020).

Казак Т.В. Концептуальные основы деятельности психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 102. – Стр. 55-59. 

Любаев Д.В., Любаев А.В. Специфика деятельности психолога в структуре МВД [Электронный ресурс] // Юный ученый. – 2019. – № 8 (28). – С. 148-150. – Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/28/1372/, свободный (дата обращения: 09.01.2021).

Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическая служба МВД России, задачи и результаты ее деятельности [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. – 2004. – Т. 1. № 22. – С. 110-118. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16344753&, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 09.01.2021).

Мещерякова А.В. Работа психолога с руководящими кадрами в системе правоохранительных органов [Электронный ресурс]: учебное пособие // Южный федеральный университет. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. – 2017. – 222 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1020499, доступ из ЭБС «Znanium» (дата обращения: 12.12.2020).

Министерство внутренних дел Российской Федерации. Служба профессионального психологического отбора в системе МВД России отмечает 45-летний юбилей 2018 [Электронный ресурс] // МВД.РФ: [офиц. сайт] – 2018. Режим доступа: https://15.мвд.рф/news/item/15408805, свободный (дата обращения: 10.12.2020).

Осинская С.А. Категория «Образ» в системе психологического знания [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной науки. – 2012. – № 22. – С. 69-75. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20366846, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 25.12.2020).

Петров В.Е. Особенности современной психологической практики в МВД России [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 3 (30). – С. 71-77. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11721056, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 09.01.2021).

Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р., Хамзина Д.З. Понятие образа // Тамбов: Грамота. – 2012. – № 12 (26). – C. 167-170.

Рахматуллин Р.Ю., Сафронова Л.В., Рахматуллин Т.Р. Образ как гносеологическая категория: трудности определения [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной науки. – 2008. – № 3 (35). – С. 6-14. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11792367, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 25.12.2020).

Резников Л.О.  Гносеологические вопросы семиотики // Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. – 1964. – 304 с.

Рыбников В.Ю., Марьин М.И. Психологическая служба МВД России: история, состояние, перспективы [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2006. – № 1. – С. 103-107. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11717357, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 08.01.2021).

Ульянина О.А., Дашко М.Н. Психологическая работа в образовательных организациях МВД России [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 4. – С. 267-270. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29896533, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 09.01.2021).

Черникова К.С. Специфика профессиональной деятельности психолога [Электронный ресурс] // Символ науки: международный научный журнал. – 2015. – № 11-2. – С. 226-228. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25027777, доступ из НЭБ «eLIBRARY» (дата обращения: 7.01.2021).

Просмотров работы: 57