ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Груничева А.В. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России в начале третьего тысячелетия обострилась проблема социального характера. Наиболее сложной и серьезной является проблема здоровья нации – проблема сохранения и укрепления эмоционального здоровья человека [9].

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы, направленные на создание социальной ситуации развития, которая должна обеспечить эмоциональное благополучие детей, а так же гарантирует охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие [1].

Эмоциональное здоровье ребенка-дошкольника С. Н. Гамова (2017) рассматривает как показатель психологического здоровья, как обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние детей, представляющее собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительности. Положительное эмоциональное состояние является важным условием развития личности [3].

В трудах Е. Ю. Федорченко (2015) эмоциональное здоровье трактуется как положительное восприятие мира и себя в целом, способность поддерживать стабильное положительное самочувствие за счет осознания своего состояния и возможности регуляции этого состояния [16].

Современные исследователи утверждают, что для развития эмоционального здоровья ребенка необходима сбалансированность отрицательных и положительных эмоций, обеспечивающих поддержание жизнеутверждающего поведения и душевного равновесия [3].

В современных источниках представлены характеристики эмоционального здоровья дошкольников, а именно: положительное, комфортное психоэмоциональное состояние [8], преобладание положительных эмоций над отрицательными и адекватные эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающей действительностью, [10], положительная самооценка, доброжелательность [7], уверенность в себе и в своих силах и позитивное самоощущение, то есть позитивное восприятие окружающего мира [3], Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения [2], эмпатия и чувство принадлежности к группе [6].

В результате анализа научно-методических подходов к изучению эмоционального здоровья И. О. Бадулина, (2015); В. А. Александрова (2015); С. Н. Гамова, (2017) и др. выделены следующие критерии и показатели эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста [3; 6; 7]:

адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью (содержание эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми в привычной обстановке, в эмоциогенной ситуации);

сила выраженности переживаемых эмоций, интенсивность эмоциональных проявлений, эмоциональная лабильность, длительность эмоциональной реакции);

особенности эмоционального реагирования (эмоциональный фон, модальное содержание, экспрессивность, отсутствие (присутствие) эмоциональных отклонений [7].

По мнению И. А. Хайзбулиной (2016) эмоциональное здоровье подразделяется на три основных уровня: высокий, средний, низкий.

Под высоким уровнем эмоционального здоровья принято понимать:

желание вступать в общение, взаимодействие;

участие в коллективных делах;

успешное выполнение лидерских и пассивных ролей;

умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;

признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;

умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и др. [9].

Некоторые высказывания в области эмоционального здоровья представлены такими авторами как: Л. А. Абрамян (2017) [2], М. И. Лисиной (2017) [4], Т. А. Репиной (2016) [5], которые видят эмоциональное здоровье человека как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие, основой которого является удовлетворение биологических и социальных потребностей [2].

Исследуя эмоциональное здоровье дошкольников, американские ученые Э. Деси и Р. Райн (2016) выделили три базовые психологические потребности, которые важны для формирования благополучия, психологического и эмоционального здоровья ребенка: потребность в автономии, в компетентности и связанности с другими людьми [6].

Известно, что причинами эмоционального нездоровья у детей дошкольного возраста являются: неудовлетворенность потребности в эмоциональной близости со значимым взрослым, конфликтные взаимоотношения со сверстниками и низкий социометрический статус ребенка в группе, отсутствие успеха в самостоятельной деятельности.

Для детей дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального здоровья часто характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц, что способно усугублять состояние, приводить к быстрой утомляемости и слабости.

Укрепление эмоционального здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, к задачам которой относят: обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей; обучение рефлексивным умениям, формировании потребности в саморазвитии [9].

На сегодняшний день известны основные психолого-педагогические формы и методы укрепления эмоционального здоровья детей, а именно, специально разработанные психологические занятия, включающие элементы арт-терапии, сказкотерапии, игры-драмматизации, психогимнастические этюды, решение проблемно-практических ситуаций [3].

Список литературы:

1. ФГОС ДО № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон: принят 17 ноября 2013г.: Федеральный институт развития образования] – Москва, 2012. – 3 с.

2. Апряткина Е.Н. Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – №11.1. – С. 22-26. – Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/145/40614/ (дата обращения: 12.01.2020).

3. Гамова С.Н. Изучение содержания психолого-педагогической работы в дошкольных учреждениях по проблеме улучшения эмоционального здоровья дошкольников [электронный ресурс] // Психология. – 2018. – С.61-65. – Режим доступа: http:// сyberleninka.ru.(дата обращения: 05.12.2019).

4. Жесткова Н.А. Психология и педагогика.– Самара: 2008. – 254с.

5. Игнатова Г.Р. Театрализованная деятельность как средство сохранения и укрепления эмоционального здоровья дошкольников [электронный ресурс] // Психология. – 2019. – №15. – С. 26-29.– Режим доступа: http:// cyberleninka.ru(дата обращения: 16.05.2020).

6. Кошелева А.Д., Шаграева В.И., Козлова С.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

7. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье дошкольника. – СПб. : Изд.дом «Питер», 2013.– 254с.

8. Семенова А.А. Специфика психологического здоровья детей дошкольного возраста [электронный ресурс] // Сибирский психологический журнал. – 2017. – С.61-65. – Режим доступа: http: //сyberleninka.ru (дата обращения: 05.12.2019).

9. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития эго эмоциональной устойчивости [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 309-317. – Режим доступа: http: // elibrary.ru. (дата обращения: 27.05.2020).

10. Хайзбулина И.А., Николаева И.И. Исследование эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс] // Психологические науки. – 2016. – №5. – С. 987-990.– Режим доступа: https: //e.lanbook.com. (дата обращения: 28.02.2020).

Просмотров работы: 14