ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

Фадеева А.А. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического, психологического и физиологического здоровья. Повышение уровня эмоционального здоровья подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни [15; 17; 11].

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, проявления эмоционального неблагополучия у подростков стало наиболее распространенным явлением (А. И. Захаров [6], О. И. Бадулина [1], Ю. М. Миланич [10], А. Д. Кошелева [9] и др.): задержка эмоционального развития (пониженный эмоциональный интеллект), наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, нестабильный эмоциональный фон с частыми резкими перепадами настроения, неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми [3].

Эмоциональное здоровье подростков как образовательная проблема предполагает необходимость систематического исследования эмоциональных отношений в учебно-воспитательном процессе и организации системы дидактических средств, способных влиять на проявления открытости чувств, позитивное видение окружающих людей, преодолевать дефицит социального развития [15].

Содействовать высокому уровню психологического и эмоционального здоровья может воспитание у детей и подростков жизненных навыков, предоставление им психосоциальной поддержки в школах и других социальных условиях. Кроме этого, большое значение имеют программы, помогающие укреплению связей между подростками и их семьями.

Ученые демонстрируют различное понимание соотношения понятий «психическое» и «психологическое здоровье». Проблема психологического здоровья личности, безусловно, связана с более широкой – здоровья человека в целом. При этом существует большое количество различных определений этих видов здоровья, в которых достаточно трудно разобраться, однозначно определив, к какому все же виду здоровья относится то или иное определение. Именно согласованность мотивов, целей и ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями самого человека рассматривается как условие психологического здоровья [2].

И. В. Дубровина (2016) и ее сотрудники наряду с понятием «психическое здоровье» обосновывают необходимость введения «психологического здоровья». Психическое здоровье является термином более обширным и включает медицинский, философский, социологический и другие аспекты. Термин «психологическое здоровье» отражает собственно личностные проблемы; «забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой» [4].

Впервые термин «эмоциональное здоровье» был введен Л. В. Тарабакиной (2000). Она определяет эмоциональное здоровье как составную часть психологического здоровья человека, которая обеспечивает «… единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания …» [14, с. 71].

После введения Л. В. Тарабакиной термина «эмоциональное здоровье» многие авторы, такие как Одарущенко О. И., Москвитина А. В. и Попова Л. Н., ГатамовР. А. обращались к этому определению в своих научных работах. Целью которых являлось преобразование отрицательных эмоций и порождаемость положительно окрашенных переживаний, удовлетворение потребности в общении.

Некоторые ученые отмечают, что эмоциональное здоровье является частью психического, а не психологического здоровья, выделяя эмоциональную составляющую термина «психическое здоровье», и обозначая ее как «эмоциональное здоровье», тем самым, показывая общую психологическую природу данных понятий, но в то же время, выделяя специфику последнего из них [2].

В целом, на основании имеющихся подходов к описанию эмоционального здоровья можно сделать вывод о том, что оно представляет собой многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие, является показателем успешности эмоциональной регуляции человека, а также неразрывно связано с его психологическим благополучием.

В нашем исследовании понятие «эмоциональное здоровье» рассматривается как основа социально-коммуникативного развития, характеризующиеся как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [8].

Структурными элементами эмоционального здоровья являются индивидуальные эмоции людей, cоциaльно-пcиxологичеcкие факторы эмоций, анализ которых проводится через призму определения эмоций как предмета исследования, эмоциональная саморегуляция, эмоциональные состояния, психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость), а так же ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации) [13; 14].

Анализируя различные подходы к изучению эмоционального здоровья мы выделили ряд хактеристик, которые помогают оценить уровень эмоционального здоровья подростков. К ним относятся:

– адекватность эмоционального реагирования при взаимодействии с окружающей действительностью (содержание эмоционального реагирования при взаимодействии с окружающими людьми в привычной обстановке, в эмоциогенной ситуации);

– сила выраженности переживаемых эмоций (интенсивность эмоциональных проявлений, эмоциональная лабильность, длительность эмоциональной реакции);

– особенности эмоционального реагирования (эмоциональный фон, модальное содержание, экспрессивность, отсутствие (присутствие) эмоциональных отклонений) [2].

Также к характеристикам эмоционального здоровья относятся: способность противостоять развитию эмоциональной напряженности (эмоциональный стресс), самообладание (владение собой в стрессовой ситуации), способность к эмоциональной рефлексии [12; 16]

Рассматривая эмоциональное здоровье в рамках образовательной среды, можно выделить такие характеристики эмоционального здоровья как интерес и тревожность школьников в процессе включения их в учебную деятельность, а также агрессивность. Если познавательный интерес является одним из основных показателей эмоционального благополучия ребенка, то среди показателей неблагополучия выступает такой личностный конструкт, как тревожность [5; 7].

Эмоциональное здоровья – составная часть психологического здоровья человека; обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью.

Недостаточное внимание к проблеме эмоционального здоровья на ранних этапах становления личности становится фактором риска дезадаптации во взрослом возрасте. Обеспечение эмоционального комфорта позволяет предотвратить неблагоприятные последствия развития. Своевременная и качественная диагностика эмоционального здоровья подростков позволяет осуществлять проведение адекватных коррекционных мер, предотвращающих возникновение нежелательных тенденций в развитии личности, появление различных форм отклоняющегося поведения, трудностей школьной и внешкольной деятельности подростка, в том числе депрессивного состояния [11].

Результаты различных исследований подтверждают важность диагностики эмоционального здоровья подростков, своевременного выявления детей групп риска и оказания коррекционной, профилактической помощи. Обнаруженные взаимосвязи особенностей эмоционального реагирования подростков с отдельными аспектами отношения к здоровью также поддерживают идею о необходимости становления способов саморегуляции для повышения качества жизни в сфере поддержания своего эмоционального здоровья.

Список литературы:

1. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Л.А. Никитиной. – 2017. – № 2. – С. 151-156.

2. Гамова С.Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Серия 1: педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. – 2014. – № 4. – С. 180-183.

3. Гамова С.Н., Фаустова И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предросылка развития его эмоциональной устойчивости [Электронный ресурс] //Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – Электрон. Журн. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25510 (дата обращения: 20.01.2021).

4. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие. – СПб.: Нестор-История, 2016. – 180 с.

5. Елисеева И.А., Казакова Е.В. Школьная тревожность и агрессивность как показатели эмоционального здоровья детей подросткового возраста // Психология и современный мир. Материалы заочной Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2020. – № 13 – С. 233-240.

6. Захаров А.И. Эмоциональное благополучие. – СПб.: Речь, 2015. – 320 с.

7. Ипатова В.А., Казакова Е.В. Теоретический анализ исследований эмоционального здоровья в современной науке [Электронный ресурс] // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2019 – Электрон. Журн. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015017 (дата обращения: 20.01.2021)

8. Клачкова Е.Г. Эмоциональное здоровье дошкольников как основа социально – коммуникативного развития // Методист. – 2015. – № 9. – С. 66-68.

9. Кошелева А.Д., Кулаковская В.И., Лопатина О.Г. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ // Ребенок в детском саду, 2014. – № 4. – С. 9-12.

10. Миланич Ю.М. Динамика процесса психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – Электрон. Журн. – Режим доступа: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/milanich-yum-dinamika-protsessa-16912.html (дата обращения: 20.01.2021)

11. Панкова Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2011. – № 4. – С. 148 – 151.

12. Платонова Т.В. О взаимосвязях биологических, психологических и социальных компонентов здорового образа жизни // Вестник психотерапии. – 2017. – № 36 (41). – С. 49-53.

13. Серебренникова В.И. Эмоциональное здоровье ребенка – залог успеха // Слагаемые педагогической практики Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2017. – № 4. – С. 148-150.

14. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения : дисс. … д-а психолог. наук. – Нижний Новгород, 2000. – 303 с.

15. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности: монография; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва: МПГУ, 2017. – 193 с.

16. Трунов А.Ю., Хватова М. В. Эмоциональная рефлексия и эффективная ориентация во времени как показатели психологического здоровья // Вестник ТГУ. – 2011. – № 1. – С. 93.

17. Черкасова С.А. Работа психолога по сохранению эмоционального здоровья младших школьников [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. – 2014. – № 3. – Электрон. Журн. – Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 20.01.2021)

Просмотров работы: 73