Применение электронных образовательных ресурсов в обучении школьной химии. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Применение электронных образовательных ресурсов в обучении школьной химии.

Ражаметов Халмурат Адилханулы 1, Жылысбаева Гулхан Нурдиллаевна 1
1Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по химии и тут же проверить свои знания.

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники химии, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Компьютерное творчество помогает развить творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий, развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развить умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогает формировать интерес к химии. Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.

Первоочередной задачей для меня является возможность сделать процесс обучения интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме, что поможет мотивировать учащихся к обучению, вследствие чего повысится успеваемость.

И тут на помощь приходят ЭОР. Разберемся, что это такое. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации, те есть все то, что предполагает использование ЭОР. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

 На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

урок-презентация;

виртуальный эксперимент;

урок-исследование;

дистанционное обучение;

электронный урок;

электронное тестирование;

организация индивидуального обучения.

Постараюсь кратко описать эти уроки:

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиа проектора, так и на отдельных компьютерах. Использование презентаций экономит время урока, позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. 

Виртуальный эксперимент:

Одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент. Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу.

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся.Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, подведения итогов.

Электронный урок:

Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника, ресурсов Интернет или авторского продукта.

Электронное тестирование:

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тесты могут проводиться в режиме on- line и в режиме off-line . Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не всегда удобны, так как не учитывают специфику и уровень подготовки учащихся. Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов). Таких программ очень много. В своей работе я использую программы: My Test, Tester, Master  test.

Организация индивидуального обучения:

Это комплекс доступных электронных материалов по учебной программе, ресурсов Интернет, которыми можно воспользоваться в медиатеке учебного заведения или дома. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

Использование ЭОР на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано. К ним необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Конечно, подготовка уроков с использованием современных ЭОР требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации, и, безусловно, наличие оборудования (интерактивной доски, проектора, доступа в Интернет, компьютеров).

Подведем итоги:Применение ЭОР на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные учащиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя. Наверное, поэтому к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес учеников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами.

Использование ИТ позволяет преподавателю экономить время урока, помогает обеспечивать глубину погружения в материал, осуществлять интегративный подход в обучении, повышает мотивацию обучения; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика, и, как итог, повышает успеваемость учащихся по предмету.

Использованная литература:

Егина Т.И. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии. https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-elektronnykh-obrazovatelnykh-resurs-6.html

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.

Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.

Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692

Просмотров работы: 65