ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Карелина К.Д. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимость исследования влияния стиля семейного воспитания на адаптацию первоклассников к школе определяется тем, что в настоящее время затруднения в адаптации испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательных школ [3; 5], показывая существенную тенденцию к дальнейшему росту их частоты встречаемости [5]. Количество дезадаптации среди первоклассников также возрастает и с неблагоприятными стилями семейного воспитания [6].

Переход ребёнка от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к абсолютно иной атмосфере школьного обучения предъявляет высокие требования к личности ребенка [4]. Одним из самых сложных периодов в жизни – это переход в первый класс. С целью положительной адаптации детей к школе родителям следует активно принимать участие в его когнитивной, эмоциональной подготовке. И как считает множество современных авторов особенную роль для преодоления сложных актуальных условий, появление каковых в адаптивный промежуток считается логичным, играют детско-родительские взаимоотношения [15; 18; 20].

К числу наиболее социально значимых кризисных явлений современных семей следует отнести нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях [16]. Отмечено, что у 27% учащихся первых классов с нарушением взаимоотношения в семье наблюдаются проблемы с адаптацией [12].

Как отмечают современные исследователи, школьная дезадаптация приводит к увеличению напряжения, агрессии к окружающим, нарушений дисциплины, сложностям обучения, нарушениям интеллектуальных возможностей и т.д. В решении таких проблем заинтересованы педагоги, психологи, родители, т.к. начальный этап адаптации ребенка в школе влияет на его дальнейшее обучение, отношение к миру, развитость во всех сферах деятельности, что подтверждает значимость и актуальность исследования с социальной точки зрения и необходимость общества решать эти проблемы [3].

В нашем исследовании школьная адаптация рассматривается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности [21]. Ключевое понятие «стиль семейного воспитания» в нашей исследовательской работе будет рассматриваться, как характер отношения родителей к детям (Лапшина Е.А.) [10].

Цель нашего исследования – выявить и описать взаимосвязи характеристик школьной адаптации и разных стилей семейного воспитания первоклассников.

Всего обследовано 181 первоклассник (81 девочка и 100 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Исследование было проведено на базах двух школ г. Архангельска.

Изучая составляющие школьной адаптации первоклассников были применены следующие методики: «Мой класс» (А.А. Лесковой) для определения: принадлежности ребенка в классе (принятие ребенком школьных правил), учебной мотивации; «Лица» (Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова) для выявления: сформированности положительного отношения к школе, учителю, классу, письму, чтению, математике, окружающему миру, рисованию, технологии, физической культуре, музыке, эмоционального благополучия ребёнка в школе; «Домики» (А.О. Орехова) для определения: эмоционально-энергетического баланса, эмоционального фона, а также Сфера напряженности в установлении контактов с одноклассниками; «Лесенка» (В.Г. Щур) для выявления адекватности восприятия себя и других людей.

Для обработки результатов исследования использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 23.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова). Для изучения взаимосвязей стиля семейного воспитания и характеристик школьной адаптации первоклассников использовался корреляционный анализ Пирсона.

Корреляционный анализ стилей семейного воспитания с характеристиками организационного компонента школьной адаптации первоклассников выявил, что наиболее подвержено влиянию положительного отношения к школе у детей: при «уклонении от конфликтов» (г=-0,149; p=0,046), при возникновении конфликтных ситуаций между взрослыми больше всех страдают дети, даже если не имеют никакого отношения к возникшей ситуации. Такие ситуации влияют на ребенка косвенно и впоследствии сильно отражаются на развитии его личности. Что в свою очередь влияет на психическое здоровье ребёнка и его жизнь (так, например, на отношение его к школе) [2]; неустойчивости стиля семейного воспитания (г=0,164; p=0,028) очень часто это влияет на эмоциональное состояние ребёнка, что свидетельствует о его поведении и самоощущении в школе и способствует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету [24]; предпочтения детских качеств (г=0,149; p=0,046) в этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулирование сохранения у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Данное отношение родителей к детям приводит к несамостоятельности ребёнка и его дезадаптации в первом классе [17]. Положительное отношение к учителю наиболее подвержено влиянию: при опасении обидеть (г=-0,147; p=0,048) если, опасаясь обидеть своего ребёнка, родители никак не реагируют на его действия, то это может привести к тому, что ребёнок не поймёт, что в этой жизни можно, а что нельзя делать, находясь в социуме. Необходимость выполнять правила социума является основой выживания человека в обществе и существования общества в целом [7]; фобии утраты ребёнка (г=-0,177; p=0,017) у родителей повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д. Это способствует неправильному пониманию оценочных суждений учителя в адрес ребёнка, что приводит к проблемам в положительном отношении к учителю [23]. На положительное отношение к классу влияет: гипопротекция (г=-0,186; p=0,012) при отсутствии внимания со стороны родителей, страдает эмоциональное восприятие ребёнком мира, у него могут возникнуть проблемы со взаимоотношениями в классе, потому что появятся такие черты как злость, мстительность [63]; уравновешивание отношений (г=-0,174; p=0,019) не все дети привыкли к уравнительным отношениям, что говорит о возможных конфликтах в группе [13].

Такой показатель организационного компонента школьной адаптации первоклассника, как «Сформированность положительного отношения к письму» подвержен сильнее всего влиянию: при раздражительности (г=-0,192; p=0,010) дети перенимают реакции и поведение родителей в определённых ситуациях, и это может вызвать трудности с адаптацией в школе [8], строгости (г=-0,148; p=0,047) чрезмерно строгое воспитание мешает детям научиться самодисциплине и ответственности [19], русский язык как школьный предмет, требует высокой отвественности и дисциплины от ребёнка, а жесткие рамки и ограничения дают лишь временный эффект и не позволяют ребенку взять ответственность за свое поведение [19], партнёрских отношениях (г=-0,201; p=0,007) Эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, личностное развития зависят от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь [11], уклонение от конфликтов (г=-0,168; p=0,024). Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам: проблемы физического плана, связанные со здоровьем; проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.) и т.д. [9]. Данные проблемы прямо влияют на ребёнка и в следствии на его адаптацию.

Сформированность положительного отношения ребёнка к чтению подвержена влиянию при гипопротекции (г=0,158; p=0,033). Возможно, это связано с тем, что родители мало уделяют внимание ребёнку, что способствует тому, что ребёнок находит утешение в книгах. Часто при данной ситуации дети много читают, мечтают, фантазирут и т. д. [10]. Характеристика школьной адаптации «Сформированность положительного отношения к математике» наиболее склонна к влиянию: при активности ребёнка (г=-0,177; p=0,017) и безучастности мужа (г=-0,203; p=0,006). Когда отец достаточно участвует в вопитании детей, то это способствует развитию уверенности в себе, активности, самостоятельности ребёнка. Отец «учит» ребёнка логике и мыслительным операциям [7]. Что и говорит о влиянии участия отца на отношение к такой точной науке как математика. Нами было также выявлено, что сформированность положительного отношения к рисованию склонен изменятся при сверхавторитете (г=-0,189; p=0,011).

А также отмечена сильная взаимосвязь стиля семейного воспитания с учебно-мотивационным компонентом школьной адаптации первоклассников – учебной мотивации: при уклонении от конфликтов (г=-0,157; p=0,035). Это связано стем, что когда родители меньше конфликтуют с детьми при появлении каких-либо проблем на учёбе, а ещё может и даже совсем перестают реагировать, то у ребёнка появляется именно внутренняя учебная мотивация [8].

Корреляционный анализ стилей семейного воспитания с характеристиками психологического компонента школьной адаптации первоклассников выявил, что наиболее подвержен влиянию эмоциональный фон при чрезмерности требования-запретов к ребёнку (г=-0,157; p=0,035). Наличия постоянных запретов, огромного количества требований всегда провоцирует у детей отрицательные эмоции. Младшим школьникам очень важно общаться со сверстниками, делать то, что им хочется, заниматься тем, что им хочется [8]. Также установлено, что эмоциональное благополучие ребёнка в школе подвержено влиянию при «Предпочтении детских черт» (г=-0,210; p=0,004) стремление игнорировать взросление детей, стимулирование сохранения у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость – всё приводит к тому, что ребёнок не умеет брать на себя ответственность, быть самостоятельным, самому принимать решения. Это влияет на общее эмоциональное благополучие и самоощущение [17].

Социальный компонент школьной адаптации также имеет сильную взаимосвязь со стилями семейного воспитания. Адекватность восприятия себя и других ребёнком (самооценка) подвержена более сильному влиянию при активности ребёнка (г=0,157; p=0,035). Это связано с тем, что, когда ребёнок активен, не боится выражать свои мысли, не стесняется быть активным на уроке и перемене, это говорит о его адекватной или же завышенной самооценке [8].

Наибольшее количество взаимосвязей с компонентами школьной адаптации первоклассников имеет стили семейного воспитания: «уклонение от конфликтов», «активность ребёнка», «предпочтение детских качеств», «гипопротекци». В результате корреляционного анализа установлена значимость формирования школьной адаптации от особенностей семейного воспитания первоклассников.

Общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений очень велика для успешной адаптации ребёнка [1].

Психолого-педагогическая поддержка ребенка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Для того чтобы ребёнок понимал и смысл, и логику учёбы, чтобы его адаптация по итогу была успешной, необходимо помогать ему. Надо встать на позицию своего ребёнка и дать ему шанс взрослеть и учиться легко и без принуждения [14].

Таким образом, проведя данное исследование, мы выявили, что отношения родителей и детей в семье имеют большое значение для общего уровня школьной адаптации ребенка в первом классе. Следовательно, можно сказать, что отношения родителей и ребенка, стратегия семейного воспитания влияют на уровень его адаптации к школе. Результаты исследования еще раз подтверждают необходимость ранней диагностики и выявления таких детей до школы, чтобы своевременно оказывать необходимую коррекционно-развивающую помощь.

Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ
№ РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».

Список литературы:

Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Науковедение. − 2014. − № 5 (24). − С. 1-9.

Аникеева Л.Ш. Полная медико-психологическая энциклопедия. Ваш ребенок пошел в школу. − М.: АСТ, Астрель, 2017. − 336 c.

Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс До и После. − 2009. − № 12. − С. 59-62.

Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: ЭКСМО, 2009. − 196 с.

Бекоева Т.А., Дзиваева Ж.М. Факторы, влияющие на адаптацию к школе // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 181-183.

Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 270 с.

Дружинин, В.Н. Психология семьи. − СПб, 2006. − 176 с

Ковшова О.С., Печкуров Д.В., Порецкова Г.Ю., Пахомова Г.Ю. Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников. – М.: Психология, 2010. – С. 435 – 437.

Король Л.Г. Конфликтология. – Ульяновск: Зебра, 2015. – 248 с.

Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Психология и образование. − 2017. − №9(39). − С. 1-4

Логинова Е.В., Шиврина Е.В., Александрова Е.А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка // Челябинск: Два комсомольца, 2015. − С. 79-84.

Малиевский В.А., Баширова Г.И., Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению // Российский педиатрический журнал. − 2014. − № 1. − С. 34-37.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. − М.: Педагогика, 1984. − 162 с.

Минина Ю.И., Степанова Н.А. Роль родителей первоклассников в профилактике их школьной дезадаптации // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.

Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 187-193.

Николаева Я.Г. Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье: На материале Чувашской Республики : автореф. дис. … канд. педагог. наук: 13.00.01. – Чебоксары, 2003. – 217 с.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе // ТЦ "Сфера", 1996. – 302 с

Самбикина О.С. Взаимосвязь характера детско-родительских отношений со стилем учебной деятельности младших школьников разного пола // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – Т. 2. – № 2. – С. 190-195.

Сердюкова Е.Ф. Влияние семейных взаимоотношений на готовность ребёнка к обучению в школе // ВЕСТНИК БФУ. – 2015. − № 11. – С. 72-79.

Смирнова В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Психологические и педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 176-183.

Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 1-9.

Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журн. − 1999. − Т. 20. − № 5. − С. 81–88.

Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. − 2014. − № 2 (61). − С. 704-707.

Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросковового и юношеского возраста. – Минск: НИО, 1997. – 198 с.

Просмотров работы: 77