ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время превращение сферы услуг в доминирующее направление государственной экономики является общемировой тенденцией. Стоит отметить долю занятых в сфере услуг в ведущих странах мира (Таблица 1)

Таблица 1. Доля занятых в сфере услуг (2020 г.)1

Странна

Данные

1

Канада

79,07 %

2

Великобритания

81,09%

3

Германия

71,75%

4

США

78,85 %

5

Россия

67,30%

Можем заметить, что большинство населения каждой страны вовлечено именно в сферу услуг, что является неоспоримым доказательством доминирования данной отрасли в общемировой экономике.

Туристские услуги также не остаются в стороне. Ежегодно в России открываются новые туристские фирмы (рисунок 1)

Рисунок 1. Число туристских фирм в РФ (2013-2019 гг)2

С татистика показывает, что за 4 года количество турфирм в стране увеличилось более, чем на две тысячи. Гостиничная сфера услуг также не остается в стороне и продолжает расти (рисунок 2).

Рисунок 2. Число коллективных средств размещения в РФ
(2013-2019 гг)3

Так, например, если в 2015 года число коллективных средств размещения составляло 20 135, то к 2019 году эта цифра увеличилась до 28 302 средств.

В своем учебном пособии для магистрантов направления подготовки 43.04.02 – «Туризм» Черевичко Т.В. выделяет две тенденции развития сферы услуг4:

Специализация и диверсификация производства услуг. Усиление разнообразия сервисной деятельности.

Единство в разнообразии. Возрастание роли принципа кооперации и дополнительности услуг.

Логичны утверждения автора также в том, что данные тенденции возникают благодаря зависимости упомянутых выше отраслей одной от другой. Так, например, гостиничное хозяйство в современном мире редко представляет собой лишь место на ночлег, а включает в себя еще и предоставление услуг питания, конференции, развлечения. А услуги по организации отдыха (турфирмы) нередко сопровождаются услугами рекламы и продвижения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сфера услуг развивается большими темпами. А после завершения пандемии, которая принесла значительный урон для данной сферы, она возобновится и вдохнет новую жизнь. Таким образом, для того, чтобы упомянутые выше секторы сферы услуг продолжали функционировать и набирали темпы для своего развития, становится все популярнее такое понятие, как «экономика впечатлений».

В современном мире высокого уровня конкуренции многие компании отдают предпочтение снижению цен и предоставлению неплохих скидок для своих клиентов. Одной из основных задач «экономики впечатлений» является показать руководителям и владельцам бизнеса, что ценовая конкуренция не является единственным выходом из ситуации. Несмотря на то, что потребители никогда не будут против скидок и акций, мы понимаем, что для компании, которая эти акции предоставляет – это дорога в никуда и лишь временная попытка удержать клиентов.

Впечатления – это новый шанс для тех, кто ищет способы и стремится повысить потребительскую ценность своего продукта или услуги. На данном этапе развития человечества, для привлекательности своего предложения очень многие используют последние достижения информационных и цифровых технологий и стремятся к массовой персонализации. Все больше внимания отдается непосредственно клиенту, его нуждам и потребностям. Но что же нового можно использовать, чтобы потребитель отдавал предпочтение именно вашему продукту?

А этим «новым» становится впечатление, которое представляет собой уже существующий, но пока малоизученный вид экономического предложения.

Компания, которая становится неким «режисером» впечатлений, предлагает потребителю уже не просто товар или услугу, но и так или иначе связанные с ними впечатления, которые способны вызвать у клиента массу эмоций. Если предыдущие экономические предложения воздействовали на покупателя исключительно внешне, то впечатление способно проникнуть во внутренний мир потребителя, затронуть его на эмоциональном уровне.

Подходя к понятию «впечатление» со стороны маркетинга, рассмотрим данное понятие на примере теории «4P», которая является основополагающей теорией маркетинга.

Product. Под продуктом впечатления понимается некоторая сумма, слагаемыми которой являются товар, услуга и впечатление. Из которых впечатление является наиболее дорогим.

Price. Цена одна из наиболее интересных позиций данного анализа. Рассмотрим ее на примере варьете. Посетителям, приобретающим билет на представление, в некоторых местах предоставляется ужин бесплатно. Таким образом, потребитель готов платить за развлечение такую сумму, которая способна к тому же перекрыть и себестоимость ужина.

Promotion. Внимание потребителя помогают «захватить» следующие инструменты: бренд, который становится центром коммуникации с клиентом; более персонализированные, диалоговые каналы коммуникации (директ-маркетинг, интернет-маркетинг, выставки и т.д.) и др;

Place. Все чаще товар/услуга, сопровождающееся впечатлением, доставляется потребителю туда, куда ему будет предпочтительнее. Также набирает популярность концепция «третьего места», помимо дома или рабочего места, где возможно потребление. И наконец, место для потребления товара или услуги может быть неожиданным для клиента, так как экономика впечатлений способна соединять самые неожиданные сферы нашей жизни (образование и развлечение, работу и досуг и т.д.).

Нельзя не согласиться с высказыванием авторов книги «Экономика впечатлений»: «История экономического прогресса заключается во взимании платы за то, что раньше было бесплатным». За впечатлениями будущее, и нельзя отрицать то, что потребители, в большинстве своем, выбирают товары или услуги, руководствуясь сердцем, а не разумом. Компании, понимающие это, добьются больших успехов, нежели те, кто будет предлагать «сухой» товар со скидкой.

Иванова Т.Е. в своей статье на тему: ««Экономика впечатлений» - инновационная ступень в повышении качества жизни», рассматривает туризм как одну из главнейших индустрий для развития экономики впечатлений. Она утверждает, что: «впечатления – это та желанная субстанция, ради которой обыватель покидает свое жилище и готов преодолевать любые пространства…»5. Нельзя не согласиться с автором. Ведь впечатление – именно то, ради чего туристы отправляются в путешествие. Именно это их основная цель – получить впечатления от уровня обслуживания, от необычных традиций, от дегустации новых блюд и так далее.

Одной из особенностей развития экономики впечатлений в индустрии туризма является приобретение сувениров из мест путешествий. Эти предметы, как правило, служат некоторым щелчком к пробуждению воспоминаний.

Говоря об индустрии гостеприимства, то можно заметить, что экономика впечатлений достаточно успешно используется, как инструмент продвижения гостиничного продукта.

Такая стандартизированная услуга, как «размещение/проживание», предоставляемая гостиницами, набирает все большее количество конкурентов. И для своего устойчивого положения на рынке приходится подключать фантазию руководителей и отделов продвижения. В последнее время руководство гостиниц все чаще использует тематические дизайны номеров. Это могут быть номера в стиле различных стран, номера в стиле разных эпох и исторических времен. В любом уголке мира можно найти номер на любой вкус.

Для дополнительных впечатлений туристов гостиницы используют ведение клиентской базы, куда вносят все предпочтения каждого гостя. Так, например, если при первом, втором посещении отеля вы по утрам пили один и тот же кофе, просили номер на солнечной стороне и предпочитали, чтобы у вас в номере был аромат ванили, а не морского бриза, то при очередном визите о данных предпочтениях уже можно будет не напоминать персоналу, так как все зафиксировано ранее и подготовлено для вас.

Таким образом, используя инструменты экономики впечатлений, сотрудники индустрии туризма и гостеприимства находят все более новые методы для привлечения потребителей.

В то время как экономическое предложение становится все более нематериальным, его ценность становится все более ощутимой. Эти слова, довольно точно описывают и оправдывают ту популярность, которую набирает экономика впечатлений в современной экономике, во многих ее сферах. Потребители, в частности – туристы, всегда будут выбирать эмоции, и порой, они готовы платить за это в разы больше, нежели за обычную услугу.

Список литературы

Дж. Б. Пайн, Дж. Х. Гилмор «Экономика впечатлений». М.: 2018.

Черевичко Т.В. Учебное пособии для магистрантов направления подготовки 43.04.02 – «Туризм» - Экономика впечатлений. Саратов: 2016.

EconomicData [Электронный ресурс]. URL: https://www.economicdata.ru/economics.php?menu=macroeconomics&data_type=economics&data_ticker=ServicesEmploy

Единая межведомственная информационно–статистическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 20.12.2020).

Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2018-2020-gody/

Иванова Т.Е. «Экономика впечатлений» – инновационная ступень в повышении качества жизни: материалы научно-практической конференции «Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии». – Тула – Москва – Санкт-Петербург, 2011. [Электронный ресурс]: URL: http://www.eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/56/

1 Таблица составлена автором, используя данные сайта EconomicData [Электронный ресурс]. URL: https://www.economicdata.ru/economics.php?menu=macroeconomics&data_type=economics&data_ticker=ServicesEmploy (дата обращения: 18.12.2020).

2Единая межведомственная информационно–статистическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31615 (дата обращения: 20.12.2020).

3Единая межведомственная информационно–статистическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31579 (дата обращения: 20.12.2020).

4 Черевичко Т.В. Учебное пособии для магистрантов направления подготовки 43.04.02 – «Туризм» - Экономика впечатлений. Саратов: 2016.

5 Иванова Т.Е. «Экономика впечатлений» – инновационная ступень в повышении качества жизни: материалы научно-практической конференции «Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии». – Тула – Москва – Санкт-Петербург, 2011. [Электронный ресурс]: URL: http://www.eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/56/ (дата обращения: 19.12.2020).

Просмотров работы: 452