Введение. Студенческая жизнь в настоящее время очень разнообразна. Иногда студенты, даже старших курсов, теряются в выборе, как провести свой досуг. Интернет пространство предлагает множество вариантов альтернативы настоящей жизни: фильмов, приложений, развлечений, компьютерных игр. Зачастую молодежь уходит в это пространство, пытаясь отдохнуть и отсрочить решение жизненных проблем, тем самым усугубляя положение. В итоге дела отложены в «долгий ящик», подготовка к занятиям заменена играми, время упущено, а самочувствие так и не улучшилось, ведь человек, сидя за гаджетами или компьютером слабеет как морально, так и физически.
Одним из действенных факторов снижения негативного влияния психоэмоциональных нагрузок в период экзаменационной сессии на организм студента являются занятия физическими упражнениями. Физическая культура является учебной дисциплиной в высшем учебном заведении и представляет важнейший компонент в формировании целостного развития личности студента. Физическая культура воздействует на все важные стороны развития человека, которые передались генетическим путем, они развиваются в процессе жизнедеятельности под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды [1].
Актуальность данной темы во время пандемии состоит в том, что сейчас студенческая молодежь вынуждена проводить за компьютером или гаджетами больше времени, чем обычно: большая часть литературных источников доступна только в электронном варианте, занятия и экзамены проходят в онлайн-формате, обучение все прочнее переходит из мира реального в мир виртуальный. Нельзя винить в этом время или технологический прогресс, на данный момент мы все вынуждены придерживаться ограничительных мер, но вот улучшить свой ритм жизни, сделать его более продуктивным и активным – это в наших силах.
Цель работы: изучение особенностей мотивации молодежи к здоровому образу жизни в рамках деятельность добровольного студенческого военно-патриотического отряда (ДСВПО) «Легион» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Задачи исследования:
- изучить литературные источники по проблематике темы исследования;
- изучить методы физической подготовки в патриотическом воспитании;
- провести анализ изученных методов и технологий;
- выбрать более эффективные методы физической подготовки для студенческой молодежи.
Специалистам в области физического воспитания студенческой молодежи известно, что уровень физического развития и функциональной подготовленности большей части современных молодых людей не соответствует оптимальным параметрам. Исследовательские данные свидетельствуют, что в настоящее время более 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более хронических заболеваний, 30% призывников в вооруженные силы Российской Федерации являются не годными к срочной службе по состоянию здоровья, а около 40% молодых людей призывного возраста не могут выполнить нормативы по общей физической подготовке даже на удовлетворительную оценку [2]. Большое значение имеет мотивирование студентов. Мотивами являются повышение физической подготовленности, оптимизирование веса, улучшение фигуры, снятие усталости, повышение работоспособности, достижение спортивных успехов [3].
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основные направления системы патриотического воспитания:
Историко-краеведческое: осознание неповторимости Отечества, гордости за него
через изучение многовековой истории Родины; место и роль России в мировом историческом процессе; понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, традиций народов России и Севера; возрождение и развитие национальных и северных традиций культуры, героическое прошлое поколений.
Военно-спортивное: формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; ознакомление с видами и историей Вооруженных сил РФ; стрелковая и строевая подготовка; умение действовать в чрезвычайных ситуациях; совершенствование физической подготовки.
Военно-поисковое: осознание необходимости увековечения памяти погибших защитников Отечества, долга перед погибшими за свободу и независимость Родины.
4. Гражданско-правовое: ознакомление с законами государства, символикой, с правами и обязанностями гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга; воспитание уважительного отношения к правам человека; законопослушность, умение выстраивать линию своего поведения [4].
Особенностью физической подготовки в военно-патриотическом отряде является то, что бойцы (так называются студенты, вступившие в ДСВПО «Легион» и прошедшие курс молодого бойца) не только занимаются в течение года физическими упражнениями как индивидуумы, но и сдают нормативы на получение значков «Инструктор начальной военной подготовки» («Инструктор НВП»), «Старший инструктор» и «Инструктор поисковой группы», а главное проходят задания, где нужна командная работа.
Такими испытаниями являются:
Курс молодого бойца, где новички проходят полосу препятствий в команде: здесь важна помощь каждого, особенно на таких этапах, как «Альпинистская подготовка» и «Оказание первой помощи в бою» товарищу;
Участие в областных и межрегиональных Военно-поисковых сборах, где бойцы соревнуются с отрядами других регионов и отстаивают честь своей Малой Родины.
Участие в «Смотрах строя и песни», где нравственный порыв всей команды – это выполнить задания по строевой подготовке как можно лучше, четче и красивее. Лучшие бойцы смогут принять участие в Почетных караулах на городских мероприятиях в Дни воинской славы или Памятные даты истории России. Данное участие в мероприятиях является огромной честью для ребят.
Сдача нормативов на значок «Инструктор НВП». Здесь бойцы показывают свои знания истории России, уровень физической, строевой и огневой подготовки. Лучшие бойцы удостаиваются звания «Инструктор НВП», что дает им в дальнейшем много возможностей для развития.
Общий командный настрой, когда студент осознает, что не может подвести своих товарищей, понимает, сколько сил вложено в подготовку и не хочет подвести своих учителей, вырабатывает чувство ответственности и целеустремленности у бойцов отряда. Это также своего рода командное образование, только в более строгих условиях, чем привычные игры или тренинги.
Несмотря на то, что молодежь – это уже совершеннолетние студенты, эффект соревновательного характера работает как одна из мотиваций к улучшению результатов своей подготовки. Юноши и девушки из военно-патриотических клубов и отрядов в возрасте от 18 до 25 лет охотно участвуют в военно-спортивных или военно-поисковых сборах, соревнуются со своими сверстниками, а главное, обмениваются опытом и навыками, что также важно для их социального развития и поддержания комфортной дружественной обстановки.
Отряд «Легион» на базе САФУ имени М.В. Ломоносова создан в апреле 2015 года. На протяжении 5 лет работы отряда студенты этого университета, заинтересованные в развитии патриотического воспитания среди молодежи Архангельской области, активно принимают участие в улучшении программы подготовки бойцов ДСВПО «Легион» для участия в военно-патриотических мероприятиях и их обучения организации собственных мероприятий.
Главная цель физической культуры – это подготовка физически развитой личности, готовой к труду и защите Родины. Помимо этого, физически развитый человек быстрее и лучше способен адаптироваться в новой трудовой среде. Как известно, человек, имеющий большой запас разнообразных двигательных навыков, физических качеств, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции.
Конечно, навыки бега, ходьбы, передвижения на лыжах, метание гранаты, плавания, стрельбы и умения ползать по-пластунски, лазания и переноски тяжестей имеют и военно-прикладное значение. Но в системе физического воспитания учащейся молодежи этим видам спорта, к сожалению, в настоящее время уделяется недостаточное внимание, поэтому состояние физического и психического здоровья молодых людей вызывает опасение за будущее страны. Это связано не только с проблемами экономики, экологии, условиями быта, но и низким уровнем гигиенического воспитания населения, отсутствием должной лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы именно с молодежью [5].
Участие в работе военно-патриотических отрядах или клубах подсознательно направляет студентов на положительные поступки, проявление гражданско-нравственных порывов в повседневной жизни, тогда как большинство молодых людей могут пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Это влияет на отношении и к учебе, и к делу, которое тебе доверили. Также это работает и с физическими упражнениями: у студентов-патриотов есть хорошая мотивация к поддержанию физической формы и регулярным тренировкам строевых приемов. Бойцы находятся постоянно в активной физической форме, ведь каждый из них должен быть готов в любой момент участвовать в Почетном карауле, военных сборах или смотре Почетных караулов. В современном мире наша жизнь настолько динамична, что порою нет времени основательно подготовится к каждому мероприятию. Но это не и нужно, если бойцы уже отработали нужные навыки. Перед началом конкретного мероприятия останется только уточнить детали или прийти к единой системе, если участвуешь совместно с другими патриотическими объединениями.
Работа ДСВПО «Легион» регламентируется «Уставом отряда», а также программой по физической, строевой и огневой подготовке бойцов. План подготовки разрабатывается исходя из необходимости бойцов принимать участие в тех или иных мероприятиях. К примеру, одним из начальных этапов подготовки является строевая, где инструктора обучают новичков правильному шагу, умению маршировать, а также 1 и 2 этапу строевой подготовки: расчет в строю и смена Почетного караула. Далее бойцы учатся 3 этапу – Знаменная или Флаговая группа. Физическая подготовка проводится в течение года и усиливается при подготовке к сдаче на должность Инструкторов. В качестве ориентира нагрузки по физической подготовке применяются те же нормативы, что и при сдаче на должность «Инструктора НВП» (табл.).
Таблица 1 – Квалификационные требования для получения званий в поисковой группе
№ |
Вид подготовки/звание |
Курсант |
Младший инструктор |
Инструктор |
1. |
ОФП |
|||
А. |
Подтягивание на перекладине (для юношей) |
Не менее 1 |
Не менее 4 |
Не менее 8 |
Сгибание туловища на пресс в минуту (для девушек) |
Не менее 10 |
Не менее 20 |
Не менее 30 |
|
Б. |
Отжимание в упоре лежа от скамейки в минуту, для юношей (девушек) |
Не менее 10 Не менее 5 |
Не менее 20 Не менее 10 |
Не менее 30 Не менее 20 |
В. |
Челночный бег (10 метров по 10 раз). |
Не более 30 сек. |
Не более 28 сек. |
Не более 26 сек. |
2 |
Огневая подготовка |
|||
А. |
Разборка – сборка АКМ |
Не более 90 сек. |
Не более 1 мин. |
Не более 40 сек. |
Б. |
Снаряжение магазина АКМ |
Не более 90 сек. |
Не более 1 мин. |
Не более 40 сек. |
3. |
Строевая подготовка |
|||
А. |
Первый этап строевого смотра (выполнение строевых приемов в составе подразделения) |
В составе подразделения без ошибок |
В качестве командира не более 2 ошибок |
В качестве командира без ошибок |
Б. |
Второй этап строевого смотра (смена почетного караула) |
------ |
В составе караульной смены без ошибок |
В качестве командира без ошибок |
В. |
Третий этап строевого смотра (приемы флаговой и знаменной группы) |
------- |
В составе группы без ошибок |
В качестве командира без ошибок |
4. |
Интеллектуальный марафон "Великая Отечественная война" |
участие во всех раундах |
войти в 30 лучших |
войти в 15 лучших |
5. |
Военно-исторические игры |
участие во всех играх |
в составе 5 лучших команд |
В составе 3 лучших команд |
6. |
Тест "История поискового движения" |
не менее 50% правильных ответов |
не менее 75% правильных ответов |
не менее 90% правильных ответов |
7. |
Тест "Поисковые термины" |
не менее 50% правильных ответов |
не менее 70% правильных ответов |
не менее 90% правильных ответов |
Физическая активность также является неотъемлемой частью при подготовке к военно-поисковой экспедиции, ведь бойцам предстоит на протяжении нескольких недель жить в лесу, в палаточном лагере и выполнять нелегкую работу, требующую больших физических и волевых усилий. К этому они должны быть готовы заранее.
Заключение. Таким образом, можно утверждать, что патриотическое воспитание студенческой молодежи может быть мотивационной установкой к занятиям по физической подготовке, и наоборот. Правильная организация досуга молодежи поможет молодым людям не растеряться, с умом тратить свое свободное время и суметь достичь нужных результатов. Опыт же, приобретенный в работе отряда поможет ребятам в социализации, при устройстве на работу и дальнейшем жизненном пути. Активная жизненная позиция, которую молодые люди начнут проявлять в повседневной жизни может улучшить их жизненные условия, правильно поставить себя в обществе и добиться авторитета среди коллег.
Список литературы:
Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. // СПб., 2001. 32 с.
Козлов А.В. Альтернативная методика спортивно ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов. // Воронеж, 2006. 178 с.
Волков А.В. / Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи / Volkov Andrey – старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Санкт-Петербургский горный университет, - Санкт-Петербург, 2016. С.
Уварова Л.И. / Информационно-методический журнал [Текст] / Груздова Е.В., Горячкова С.А., Мемнонов В.Л., Наумова Н.В. // Северная Двина. – №1. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2010 . 2 с.
Аслаев С.Т. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях / доцент А.Л. Линтварев; доцент Р.К. Кудашев; ст. преподаватель А.А. Базунов; доцент Т.С. Аслаев // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. 12 с.