ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ БОЙЦОВ ДСВПО «ЛЕГИОН» СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ БОЙЦОВ ДСВПО «ЛЕГИОН» СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Сергеева Н.И. 1, Климова Г.С. 1, Белецкая Е.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Студенческая жизнь в настоящее время очень разнообразна. Иногда студенты, даже старших курсов, теряются в выборе, как провести свой досуг. Интернет пространство предлагает множество вариантов альтернативы настоящей жизни: фильмов, приложений, развлечений, компьютерных игр. Зачастую молодежь уходит в это пространство, пытаясь отдохнуть и отсрочить решение жизненных проблем, тем самым усугубляя положение. В итоге дела отложены в «долгий ящик», подготовка к занятиям заменена играми, время упущено, а самочувствие так и не улучшилось, ведь человек, сидя за гаджетами или компьютером слабеет как морально, так и физически.

Одним из действенных факторов снижения негативного влияния психоэмоциональных нагрузок в период экзаменационной сессии на организм студента являются занятия физическими упражнениями. Физическая культура является учебной дисциплиной в высшем учебном заведении и представляет важнейший компонент в формировании целостного развития личности студента. Физическая культура воздействует на все важные стороны развития человека, которые передались генетическим путем, они развиваются в процессе жизнедеятельности под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды [1].

Актуальность данной темы во время пандемии состоит в том, что сейчас студенческая молодежь вынуждена проводить за компьютером или гаджетами больше времени, чем обычно: большая часть литературных источников доступна только в электронном варианте, занятия и экзамены проходят в онлайн-формате, обучение все прочнее переходит из мира реального в мир виртуальный. Нельзя винить в этом время или технологический прогресс, на данный момент мы все вынуждены придерживаться ограничительных мер, но вот улучшить свой ритм жизни, сделать его более продуктивным и активным – это в наших силах.

Цель работы: изучение особенностей мотивации молодежи к здоровому образу жизни в рамках деятельность добровольного студенческого военно-патриотического отряда (ДСВПО) «Легион» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Задачи исследования:

- изучить литературные источники по проблематике темы исследования;

- изучить методы физической подготовки в патриотическом воспитании;

- провести анализ изученных методов и технологий;

- выбрать более эффективные методы физической подготовки для студенческой молодежи.

Специалистам в области физического воспитания студенческой молодежи известно, что уровень физического развития и функциональной подготовленности большей части современных молодых людей не соответствует оптимальным параметрам. Исследовательские данные свидетельствуют, что в настоящее время более 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более хронических заболеваний, 30% призывников в вооруженные силы Российской Федерации являются не годными к срочной службе по состоянию здоровья, а около 40% молодых людей призывного возраста не могут выполнить нормативы по общей физической подготовке даже на удовлетворительную оценку [2]. Большое значение имеет мотивирование студентов. Мотивами являются повышение физической подготовленности, оптимизирование веса, улучшение фигуры, снятие усталости, повышение работоспособности, достижение спортивных успехов [3].

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основные направления системы патриотического воспитания:

Историко-краеведческое: осознание неповторимости Отечества, гордости за него

через изучение многовековой истории Родины; место и роль России в мировом историческом процессе; понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, традиций народов России и Севера; возрождение и развитие национальных и северных традиций культуры, героическое прошлое поколений.

Военно-спортивное: формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; ознакомление с видами и историей Вооруженных сил РФ; стрелковая и строевая подготовка; умение действовать в чрезвычайных ситуациях; совершенствование физической подготовки.

Военно-поисковое: осознание необходимости увековечения памяти погибших защитников Отечества, долга перед погибшими за свободу и независимость Родины.

4. Гражданско-правовое: ознакомление с законами государства, символикой, с правами и обязанностями гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга; воспитание уважительного отношения к правам человека; законопослушность, умение выстраивать линию своего поведения [4].

Особенностью физической подготовки в военно-патриотическом отряде является то, что бойцы (так называются студенты, вступившие в ДСВПО «Легион» и прошедшие курс молодого бойца) не только занимаются в течение года физическими упражнениями как индивидуумы, но и сдают нормативы на получение значков «Инструктор начальной военной подготовки» («Инструктор НВП»), «Старший инструктор» и «Инструктор поисковой группы», а главное проходят задания, где нужна командная работа.

Такими испытаниями являются:

Курс молодого бойца, где новички проходят полосу препятствий в команде: здесь важна помощь каждого, особенно на таких этапах, как «Альпинистская подготовка» и «Оказание первой помощи в бою» товарищу;

Участие в областных и межрегиональных Военно-поисковых сборах, где бойцы соревнуются с отрядами других регионов и отстаивают честь своей Малой Родины.

Участие в «Смотрах строя и песни», где нравственный порыв всей команды – это выполнить задания по строевой подготовке как можно лучше, четче и красивее. Лучшие бойцы смогут принять участие в Почетных караулах на городских мероприятиях в Дни воинской славы или Памятные даты истории России. Данное участие в мероприятиях является огромной честью для ребят.

Сдача нормативов на значок «Инструктор НВП». Здесь бойцы показывают свои знания истории России, уровень физической, строевой и огневой подготовки. Лучшие бойцы удостаиваются звания «Инструктор НВП», что дает им в дальнейшем много возможностей для развития.

Общий командный настрой, когда студент осознает, что не может подвести своих товарищей, понимает, сколько сил вложено в подготовку и не хочет подвести своих учителей, вырабатывает чувство ответственности и целеустремленности у бойцов отряда. Это также своего рода командное образование, только в более строгих условиях, чем привычные игры или тренинги.

Несмотря на то, что молодежь – это уже совершеннолетние студенты, эффект соревновательного характера работает как одна из мотиваций к улучшению результатов своей подготовки. Юноши и девушки из военно-патриотических клубов и отрядов в возрасте от 18 до 25 лет охотно участвуют в военно-спортивных или военно-поисковых сборах, соревнуются со своими сверстниками, а главное, обмениваются опытом и навыками, что также важно для их социального развития и поддержания комфортной дружественной обстановки.

Отряд «Легион» на базе САФУ имени М.В. Ломоносова создан в апреле 2015 года. На протяжении 5 лет работы отряда студенты этого университета, заинтересованные в развитии патриотического воспитания среди молодежи Архангельской области, активно принимают участие в улучшении программы подготовки бойцов ДСВПО «Легион» для участия в военно-патриотических мероприятиях и их обучения организации собственных мероприятий.

Главная цель физической культуры – это подготовка физически развитой личности, готовой к труду и защите Родины. Помимо этого, физически развитый человек быстрее и лучше способен адаптироваться в новой трудовой среде. Как известно, человек, имеющий большой запас разнообразных двигательных навыков, физических качеств, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции.

Конечно, навыки бега, ходьбы, передвижения на лыжах, метание гранаты, плавания, стрельбы и умения ползать по-пластунски, лазания и переноски тяжестей имеют и военно-прикладное значение. Но в системе физического воспитания учащейся молодежи этим видам спорта, к сожалению, в настоящее время уделяется недостаточное внимание, поэтому состояние физического и психического здоровья молодых людей вызывает опасение за будущее страны. Это связано не только с проблемами экономики, экологии, условиями быта, но и низким уровнем гигиенического воспитания населения, отсутствием должной лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы именно с молодежью [5].

Участие в работе военно-патриотических отрядах или клубах подсознательно направляет студентов на положительные поступки, проявление гражданско-нравственных порывов в повседневной жизни, тогда как большинство молодых людей могут пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Это влияет на отношении и к учебе, и к делу, которое тебе доверили. Также это работает и с физическими упражнениями: у студентов-патриотов есть хорошая мотивация к поддержанию физической формы и регулярным тренировкам строевых приемов. Бойцы находятся постоянно в активной физической форме, ведь каждый из них должен быть готов в любой момент участвовать в Почетном карауле, военных сборах или смотре Почетных караулов. В современном мире наша жизнь настолько динамична, что порою нет времени основательно подготовится к каждому мероприятию. Но это не и нужно, если бойцы уже отработали нужные навыки. Перед началом конкретного мероприятия останется только уточнить детали или прийти к единой системе, если участвуешь совместно с другими патриотическими объединениями.

Работа ДСВПО «Легион» регламентируется «Уставом отряда», а также программой по физической, строевой и огневой подготовке бойцов. План подготовки разрабатывается исходя из необходимости бойцов принимать участие в тех или иных мероприятиях. К примеру, одним из начальных этапов подготовки является строевая, где инструктора обучают новичков правильному шагу, умению маршировать, а также 1 и 2 этапу строевой подготовки: расчет в строю и смена Почетного караула. Далее бойцы учатся 3 этапу – Знаменная или Флаговая группа. Физическая подготовка проводится в течение года и усиливается при подготовке к сдаче на должность Инструкторов. В качестве ориентира нагрузки по физической подготовке применяются те же нормативы, что и при сдаче на должность «Инструктора НВП» (табл.).

Таблица 1 – Квалификационные требования для получения званий в поисковой группе

Вид подготовки/звание

Курсант

Младший

инструктор

Инструктор

1.

ОФП

     

А.

Подтягивание на

перекладине

(для юношей)

Не менее 1

Не менее 4

Не менее 8

 

Сгибание туловища на пресс в минуту (для девушек)

Не менее 10

Не менее 20

Не менее 30

Б.

Отжимание в упоре

лежа от скамейки в

минуту, для юношей

(девушек)

Не менее 10

Не менее 5

Не менее 20

Не менее 10

Не менее 30

Не менее 20

В.

Челночный бег (10 метров по 10 раз).

Не более 30 сек.

Не более 28 сек.

Не более 26 сек.

2

Огневая подготовка

     

А.

Разборка – сборка АКМ

Не более 90 сек.

Не более 1 мин.

Не более 40 сек.

Б.

Снаряжение магазина АКМ

Не более 90 сек.

Не более 1 мин.

Не более 40 сек.

3.

Строевая подготовка

     

А.

Первый этап строевого смотра (выполнение строевых приемов в составе подразделения)

В составе подразделения без ошибок

В качестве командира не более 2 ошибок

В качестве командира без ошибок

Б.

Второй этап строевого смотра (смена почетного караула)

------

В составе караульной смены без ошибок

В качестве командира без ошибок

В.

Третий этап строевого смотра (приемы флаговой и знаменной группы)

-------

В составе группы без ошибок

В качестве командира без ошибок

4.

Интеллектуальный марафон "Великая Отечественная война"

участие во всех раундах

войти в 30 лучших

войти в 15 лучших

5.

Военно-исторические игры

участие во всех играх

в составе 5 лучших команд

В составе 3 лучших команд

6.

Тест "История поискового движения"

не менее 50% правильных ответов

не менее 75% правильных ответов

не менее 90% правильных ответов

7.

Тест "Поисковые термины"

не менее 50% правильных ответов

не менее 70% правильных ответов

не менее 90% правильных ответов

Физическая активность также является неотъемлемой частью при подготовке к военно-поисковой экспедиции, ведь бойцам предстоит на протяжении нескольких недель жить в лесу, в палаточном лагере и выполнять нелегкую работу, требующую больших физических и волевых усилий. К этому они должны быть готовы заранее.

Заключение. Таким образом, можно утверждать, что патриотическое воспитание студенческой молодежи может быть мотивационной установкой к занятиям по физической подготовке, и наоборот. Правильная организация досуга молодежи поможет молодым людям не растеряться, с умом тратить свое свободное время и суметь достичь нужных результатов. Опыт же, приобретенный в работе отряда поможет ребятам в социализации, при устройстве на работу и дальнейшем жизненном пути. Активная жизненная позиция, которую молодые люди начнут проявлять в повседневной жизни может улучшить их жизненные условия, правильно поставить себя в обществе и добиться авторитета среди коллег.

Список литературы:

Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. // СПб., 2001. 32 с.

Козлов А.В. Альтернативная методика спортивно ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов. // Воронеж, 2006. 178 с.

Волков А.В. / Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи / Volkov Andrey – старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Санкт-Петербургский горный университет, - Санкт-Петербург, 2016. С.

Уварова Л.И. / Информационно-методический журнал [Текст] / Груздова Е.В., Горячкова С.А., Мемнонов В.Л., Наумова Н.В. // Северная Двина. – №1. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2010 . 2 с.

Аслаев С.Т. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях / доцент А.Л. Линтварев; доцент Р.К. Кудашев; ст. преподаватель А.А. Базунов; доцент Т.С. Аслаев // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. 12 с.

Просмотров работы: 43