ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кобылинская О.А. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день развивающееся Российское общество осуществляет переход к более качественному уровню образования. На первый план в нормативных документах об образовании выходит проблема качества педагогических кадров.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [4] указывает на требования к профессиональной компетентности педагога, которые на данный момент отличаются от нынешней ситуации в учреждениях. Это сподвигло законодательные органы власти разработать документ, регламентирующий требования к содержанию и качеству педагогической деятельности. Это приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [5].

Педагогические работники ответственны за реализацию образовательной программы нового поколения, которые будут осуществлены за счет современных педагогических технологий. Задач педагогов подготовить детей к жизни в будущем, а также воспитать личность с продвинутым мышлением, который уверенно может самореализовываться в жизни.

Данные условия современного общества указывают нам на изменения в дошкольной системе образования и выдвигают противоречия между реальным уровне профессионального развития педагогических работников и уровнем, к которому необходимо стремиться.

Проблему профессионального развития педагогов рассматривали в своих исследованиях следующие авторы: Е.В. Бондаревская; С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская. Исходя из изучения исследований данных авторов, мы можем говорить о том, что для повышения профессионального развития педагогов необходимы следующие условия: развитие креативности, желание заниматься самообразованием, развитие проектной деятельности и методологического мышления.

Понятие «профессиональное развитие» рассматривается с разных позиций. Например, с точки зрения психологии труда - это понятие рассматривается как «система качественных преобразований педагогом своих внутренних установок, личностной активности, которое влечет за собой новый способ профессионального функционирования (Л.М. Митина). Также автор данного определения Л.М. Митина подчеркивает, что функциональной зависимости между возрастом педагогических работников и их профессиональным развитием нет. Другую позицию рассматривает Э.Ф. Зеер, выдвигая на первый план социальную ситуацию развития человека, возраст и уровень реализации в профессии человека. Именно эти три составляющих составляют концепцию профессионального развития человека по мнению Э.Ф. Зеера. Для сравнения мы можем рассмотреть еще одного исследователя – А.Т. Ростунова, который в основе своей теории о профессиональном развитии использовал термин «профессиональная пригодность». Данное понятие содержит в себе индивидуально-психологические особенности человека, которые приносят педагогу максимальную эффективность в деятельности и чувство удовлетворения в своей работе [3].

С позиции педагогики «профессиональное развитие» мы можем рассматривать как процесс решения профессиональных познавательных, коммуникативных, морально-нравственных задач (Е. Климов).

С точки зрения менеджмента понятие «профессиональное развитие» рассматривается как деятельность по подготовке сотрудников к переходу на новый уровень, т.е. выполнение новых функций, карьерное повышение, выполнение новых задач, которые помогают сотруднику минимизировать разрыв между профессиональными требованиями и качествами самого работника.

Профессиональное развитие – это становление педагога, развитие готовности к профессиональному изменению, развитие чувствительности к инновациям в педагогической деятельности. Профессиональное развитие – это активный процесс усовершенствования профессиональной деятельности, который ведет к развитию профессиональных особенностей человека, а также аккумуляция профессионального опыта, который предполагает постоянное саморазвитие.

По мнению Е.Б. Теслея можно выделить несколько психолого-педагогических условий, содействующих повышению профессионального развития педагогов, к которым относятся: стремление участников образовательного процесса к организации совместной деятельности; достаточный уровень материально-технических условий ДОО; налаженная система «педагог-воспитанник»; налаживание обратной связи и корректировка деятельности воспитателя [2].

Качество дошкольного образования как проблема на сегодняшний день является актуальной по современным меркам Российской образовательной системы. Заинтересованность этим вопросом указывает на том, что общество готово к перестройке воспитательно-образовательной системы. Причем основной компонент - это содержание качества дошкольного образования.

Основными условиями, которые обеспечивают качество дошкольного образования можно назвать следующее:

качественная образовательная программа ДОО и высокая методическая обеспеченность, что позволяет воспитателям выстраивать образовательный процесс в соответствии с современными условиями и требованиями развития образования;

применение технологий здоровьесбережения, позволяющие организацию образовательного процесса так, чтобы предотвратить физическое и психическое перенапряжение, которое негативно сказывается на здоровье ребенка;

пополнение предметно-пространственной среды, которая позволяет ребенку саморазвиваться;

высокий уровень профессионального развития педагога, что позволяет ребенку благополучно социализироваться в обществе.

Данные условия создают основу для обеспечения высокого уровня качества дошкольного образования. Успешное выполнение условий качества ДО будет реализована при заинтересованности компетентного педагога, который способен организовать развитие детей в стенах дошкольной образовательной организации.

При анализе профессионального развития педагога, мы считаем важным выделить условия, содействующие развитию профессиональной компетентности и повышению качества дошкольного образования:

активное использование технологий обучения, стимулирующих познавательную деятельность воспитателя и участвующих в развитии качеств личности, наталкивают на пополнение педагогического опыта (проектные технологии, технологии развития критического мышления и т.д.);

совершенствование профессиональных способностей педагога;

выработка опыта деятельности в разных педагогических ситуациях, осознание его ценности;

развитие коммуникации [1].

Таким образом, анализ литературы показал, что существует прямая зависимость между профессиональным развитием педагогов и качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Список литературы:

Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада /А.И. Васильева. – М., Просвещение, 2011. – 143 с.

Волобуева, Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ /Л.М Волобуева // Журнал Управление ДОУ, 2012. – №6. – С. 70 -78.

Желнова, О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход /О.Д. Желнова // Сборник статей магистрантов «Управление образованием». Выпуск 1 [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://publications.hse.ru/chapters/71720586

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/#ixzz40uN5bSc8

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

Просмотров работы: 170