ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Атабаева Зухра Бахтияровна 1
1ШФИВГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание ценностного отношения к природе раскрывает одну из сторон духовно-нравственного развития человека. Экологическое воспитание является важнейшим элементом в системе национальных ценностей. Актуальность формирования воспитательного процесса по отношению к природе связана с экологическими проблемами. В современных условиях особенно остро звучит проблема о необходимости защиты и охраны окружающей среды. Безразличное и пассивное отношение человека к природе и всем формам жизни приводит к утрате богатств окружающей природной среды и экологического сознания. Таким образом, дети, вырастая, остаются равнодушными к живой и неживой природе своей Родины.

Для того, чтобы требования сохранности и бережного отношения к природе превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды с детских лет.

Именно в младших классах закладываются основы формирования личности человека, что в будущем имеет успех в решении целей экологического образования. К этим целям относятся: во-первых, формирование экологический ориентаций (в начальной школе); во-вторых, формирование экологического сознания (в средней и старшей школах); в-третьих, формирование экологической культуры (в ВУЗах и взрослых людей).

На уроках окружающего мира в начальной школе формируются как знания о природе и обществе, так и эмоционально-ценностное отношение к природе, гуманистические ценности. Все это в процессе взаимодействия с окружающем миром является необходимым условием образования и основой повседневной жизни.

Проблема воспитания ценностного отношения к окружающему миру и природе исследовалась в трудах М.В.Богуславского, С.В.Полякова (формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения), С.И. Гессена, Б.Т.Лихачева (воспитание личности в социокультурной среде) и др.

Учителя в начальных классах подготавливают учеников к целостному восприятию природы, что способствует формированию нравственной устойчивости школьников.

Перед учителями начальной школы стоят главные задачи экологического воспитания:

- формирование у младших школьников ценностного отношения к природе;

-формирование экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы;

- развитие у детей младшего школьного возраста бережного отношения к природе, как жизненно важной ценности;

- формирование осознания ребёнком своего места в природе и своей значительности в её сбережении и сохранении.

В начальной школе дети более восприимчивы к получаемой информации, поэтому экологическую культуру надо развивать у детей с первых уроков в школе. В младшем школьном возрасте дети способны отделять себя из окружающей среды, у них происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Учитель, на первых этапах обучения, может провести анализ отношения ребенка к природе, как ученик взаимодействует с природой, как бережно относится к ней. В ходе обучения на уроках по окружающему миру учитель формирует у детей экологические знания, нормы и правила взаимодействия ребенка с природой, обучает решению определенных экологических проблем. Учителя не должны ограничиваться формированием только теоретических знаний, важно познакомить детей с окружающим миром на практике, научить их понимать и любить природу, необходимо дать каждому ребенку возможность почувствовать себя «ответственным лицом», сопричастным к происходящему вокруг. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры представляется формирование разумного отношения к природе, способность понимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Дети младшего школьного возраста зачастую склонны к подражанию и повторению за взрослыми, больше всего за педагогом.

Поэтому необходимым условиям в успешности выполнения задач бережного отношения к природе представляется отношение самого педагога к окружающему миру, ведь именно отношения педагога и природы будут совершенством для ребенка.

Общие задачи, изучения и социализации учащихся начальном классе классифицированы по различным направлениям, каждое направления находится в тесной связи с другими. Эти направления раскрывают различные стороны духовно-нравственного формирования человека. Каждое из направлений изучения и успешного вхождения в сообщество обучающихся основывается определенную систему базовых национальных ценностей, которые должны быть приняты детьми. Одним из основных направлений представляется экологическое воспитание младших школьников, развитие ценностное отношение к природе, окружающей среде [2].

К основным задачам по этой направленности относят:

- формирование интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

- сознание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

Обязанность беречь, сохранять богатства природы стало требованием Конституции РФ. Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать ответственное отношение к окружающей природе. Формирование у детей экологического сознания представляется главной задачей экологического образования. У детей должно сформироваться сознание, при котором они будут ценить природу наравне с человеком, будут стремиться объединить к минимуму свое вмешательство в законы и жизнь окружающего их мира [3].

На уроках в начальной школе дети, усвоив необходимость ценностного отношения к природе, ее сбережения и сохранения, могут использовать эти знания в повседневной жизни. Например, младшие школьники будут знать, что нельзя разжигать костры в лесу, срывать цветочки и ломать сучья у деревьев. Бережное отношение к живым обитателям природы поможет сохранить здоровье окружающей среды. Нужно отметить, что все уроки по окружающему миру основываются на природной любознательности детей, проявлении внимания к тайнам и загадкам окружающего мира.

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира. Исследование проходило по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика ценностного отношения к природе. Нами была использована методика «неоконченных предложений», которая позволила оценить отношение младшего школьника к природе. Учитель читает ребенку начало предложения, а он должен завершить его так, как он находит нужным, составить свое видение продолжения фразы быстро и не задумываясь. Преподаватель вписывает ответы младшего школьника на листок. В случае, если ученик делает перед решением очень длинные паузы, следует напомнить ему о том, что надо отвечать не задумываясь. Далее предлагаем примеры предложений:

Эмоционально-оценочный компонент:

«Для меня природа — это…»

«Когда я вижу, как кто-то срывает цветок, то я…»

«Человек и природа…»

«Отдыхая на природе, я …»

«Я считаю, что охотники…»

«Если бы не было растений и животных…»

«Думая о природе, я вспоминаю…»

Мотивационно-поведенческий:

«Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я …»

«Сажая цветы, я думаю …»

«Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…»

«Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что …»

Результаты констатирующего исследования показали, что у большинства детей экспериментального класса (60 %) ценностное отношение к природе было сформировано на низком уровне. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников на уроках по окружающему миру.

Таким образом, для воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста важно затронуть все сферы личности ребенка: познавательную, эмоционально-оценочную, мотивационно- поведенческую. Говоря о воспитании ценностного отношения к природе нужно помнить о том, что ученику необходимы не только знания об окружающем мире, но также непосредственное взаимодействие с природой.

Список литературы:

1.Билан А. И. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста / А. И. Билан. - М.: Педагогика. 2010 - 71 с.

2.Бирюкова Н.А. Проблемы формирования экологического сознания / Бирюкова Н.А. // Педагогика. - 2014. - № 10. - С. 35-42.

3.Бобылева Л.Д. Практика экологического воспитания в школе / Бобылева Л.Д. // Биология в школе. - 2015. - № 3. - С. 55-58.

4.Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику / Борейко В.Е. - [4-е изд.] - Б.: Белгородский эколого-культурный центр, 2015. - 104 с.

5.Бусленко В. Организация эколого-оздоровительной работы в школе / В. Бусленко// Педагогика. - 2013. - С. 21 - 23.

6.Вашуленко Т.А. Экологические цепочки // Педагогика. - № 7. 2013. - С. 18 - 20.

7.Глухова Н.А. Эмоциональное общение ребенка с природой как условие творческого постижения мира / Н.А. Глухова // Педагогика. - № 10. - 2011. - С. 8 - 11.

8.Дяченко Т. Путешествуем по экологической тропинке /Т. Дьяченко // Педагогика. - № 5. - 2012. - С. 28.

9.Курняк Л.С. Экологическая культура: понятие и реальность. // Высшее образование. - 2015. - №3. - С. 32-37.

10.Крюкова Е.В. Формирование экологически целесообразного поведения младших школьников / Крюкова А.В. // Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи: [сборник научных трудов] - М.: Педагогика, 2014. - Кн. I. - С. 289-296.

11.Лысенко Н. Использование наблюдений в работе по экологическому воспитанию школьников / Н. Лысенко // Педагогика.- 2013. - № 25 - 26. - 44 с.

12.Печко Л.П. Об использовании основ экологической эстетики в педагогическом процессе / Печко Л.П. - Омск: АРП, 2015. - 95 с.

13.Половинков Г. Пути повышения эффективности экологического воспитания школьников / Г. Половинков // Краеведение. География. Туризм. - 2012. - № 16. - С. 4-8.

Просмотров работы: 42