Управление инновациями в образовательной деятельности – одно из требований, предъявляемых к современному руководителю. Способность руководителя эффективно организовать этот процесс, зависит от готовности педагогического коллектива и самого руководителя к внедрению инновационной деятельности. Рассмотрим подробнее понятие инновации и процесс управления инновационной деятельностью в нашей статье.
Об инновациях в российской системе образования активно заговорили в 80-х гг. ХХ в., и сейчас этот вопрос является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, в педагогике проблематика инновации и ее понятие стали предметом специальных исследований. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой [5].
Теоретико-методологический аспект проблемы нововведений наиболее фундаментально с позиций системно-деятельностного подхода отражен в работах М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского и др. Это позволяет анализировать не только отдельные этапы инновационного процесса, но комплексно изучать нововведения.
В настоящее время в Российской национальной политике образования происходят значительные изменения. Это связано с внедрением новых подходов к реализации образовательного процесса, в том числе, с позиций личностно-ориентированного подхода. Одной из задач современного образования является раскрытие творческого потенциала всех участников образовательных отношений, предоставление им возможностей проявления способностей. Основную часть инновационных процессов в образовании обуславливает изменение социального заказа.
Педагогическую инновацию мы рассматриваем как нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационные изменения идут сегодня по различным направлениям:
новые технологии обучения, соответствующие научно-техническому прогрессу;
новое содержание образования, соответствующее требованиям развития общества;
новое содержание программ, соответствующее индивидуальному развитию обучающихся;
новые условия для саморазвития личности в процессе обучения;
новые подходы к созданию и развитию команды единомышленников, работающих в инновационном режиме.
Управление инновациями в образовании подразумевает управление процессом реализации обозначенных направлений. Главная задача управленца – грамотно организовать инновационный процесс, который заключается в формировании нового содержания и организации образовательной деятельности. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшества.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. Грамотно созданные в этих аспектах условия будут способствовать управляемости и эффективности инновационного процесса.
В настоящее время существует несколько подходов к описанию последовательности этапов инновационного процесса. Например, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, рассматривают семь этапов осуществления инновационного процесса:
1 этап – рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований.
2 этап – изобретения, то есть создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец.
3 этап – нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.
4 этап самостоятельного существования новшества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы:
5 этап – распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.
6 этап – господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается это этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
7 этап – сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом [2].
Ю.А. Карпова выделяет в инновационном процессе такие этапы, как:
осознание или прогнозирование общественных потребностей;
поиск концепции решения проблемы;
исследование проблемы;
разработка, освоение, распространение (диффузия) новшеств;
воплощение и интеграция в культуру.
В нашем исследовании мы будем придерживаться позиции Ю.А. Карповой.
Итак, рассмотрим управление инновационным процессом на каждом из обозначенных этапов.
Осознание или прогнозирование общественных потребностей. Управление на этом этапе заключается в качественном анализе ситуации, в результате которой возникла проблема, выявление её причин, организация проектной группы.
Поиск концепции решения проблемы. Управление подразумевает организацию работы проектной группы.
Исследование проблемы – научное и теоретическое обоснование путей решения проблемы.
Разработка, освоение, распространение (диффузия) новшеств. На этом этапе управление включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля реализации новшества.
Воплощение и интеграция в культуру. После получения положительного результата реализации инновации, новшество может получить широкое распространение. Управление заключается в контроле качественной оценки результатов, продвижение опыта инновационной деятельности.
Для достижения намеченных целей и получения качественного результата в процессе инновационной деятельности, образовательной организации необходимо оценить условия и отвечать определенным требованиям:
необходимо чётко оценивать необходимость внедрения новшества с точки зрения запроса получателей образовательных услуг, его новизну и преимущества;
необходимо определить риски и ресурсные ограничения, которые могут возникнуть в процессе реализации инновации, а также способы их преодоления;
для успешной реализации инновационной деятельности необходимо повысить квалификацию задействованного в процессе её реализации персонала;
при ограниченности материально-финансовых ресурсов значительную роль в результативности инновационного процесса играет качество организации и управления.
Таким образом, от качественного управления инновационным процессом зависит качество самого процесса и его результативность. В процессе управления необходим ответственный подход руководителя, в процессе реализации инновационного процесса – качественная работа проектной команды. За качественным управлением стоят четкие цели и высокие ценности. Но абстрактные намерения останутся громкими словами, если не найти конкретные способы эти намерения осуществить, в этом суть процесса управления.
Список литературы:
Истрофилова, О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебно- методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 133 с. – ISBN 978–5–00047–201–9 – Текст: непосредственный.
Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – Москва. – 1997. – Текст: непосредственный.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2010. – 256 с. ISBN 978-5-7695-4672-3 – Текст: непосредственный.
Шерайзина, Р.М. Инновационный менеджмент: учебно-методическое пособие. – Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – В. Новгород. – 2010. – 58 с. – Текст: непосредственный.
Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. – Москва. – 1992. – Текст: непосредственный.
Stewart, T. A. The Wealth of Knowledge: Intellectual Capital and the Twenty First Century Organization / Т. А. Stewart. – NY: Random House, 2001. – 183р.