Разработка цитологического атласа и методика его использования на уроках на уроках биологии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Разработка цитологического атласа и методика его использования на уроках на уроках биологии

Халявин С.И. 1, Шарыпова Н.В. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Средства обучения, являются важнейшим элементом образовательного процесса. Без средств обучения, невозможно полноценно реализовать не одно учебное занятие. Согласно определению профессора Г.М. Коджаспировой, средства обучения – это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры предназначающихся для организации и осуществления процесса обучения и выполняющих разнообразные функции. наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные средства обучения. Как показывает профессиональная деятельность педагогов, еще у многих учеников частично отсутствует интерес к отдельным естественно-научным дисциплинам, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной деятельности учащихся.

Функции средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление. Практика работы школ и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека.

Более подробно, рассмотрим одно из известных и часто применяемых средств обучения в образовательном процессе – атлас. Атлас – это методическое пособие, в котором систематично изложены в определенном порядке проекции тех или иных объектов или явлений. Главная педагогическая цель в работе со школьными атласами – не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать и воспринимать информацию. На уроках биологии, часто применяются атласы-определители, анатомические атласы, зоологические атласы и другие. Нами был разработан цитологический атлас, в котором представлены основные цитологические микропрепараты. Цитологический атлас – это диагностический инструмент, который позволяет рассмотреть клеточный структуры, процессы и явления, происходящие в клетке под определенным увеличением. В основном цитологические атласы используются, в здравоохранительных учреждениях, но большую значимость они приносят в медицинских ВУЗах, которые осуществляют подготовку будущих врачей. Атлас предоставлен для учащихся 9-ого класса. Связано это с содержанием учебного курса по биологии в 9 классе.

Разработка цитологического атласа включала несколько этапов работы: проектирование атласа, приготовление микропрепаратов и собственно составление. Разработанный цитологический атлас представляет собой собрание фотоснимков временных и фиксированных микропрепаратов клеток живых организмов.

Цитологический атлас даёт возможность демонстрировать строение организмов на клеточном уровне, особенности их жизнедеятельность. Атлас многообразия животных даёт возможность конкретно изучить царство животное. При помощи ТСО, педагог может демонстрировать атлас на компьютере, выводить на слайд. Применение цитологического атласа на уроках биологии, коренным образом меняет структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы учащихся на уроке. ро

Следует отметить, что при работе с цитологическим атласом необходимо учитывать следующие требования: читать атлас, понимать объекты, изображенные в атласе, знать объекты. Понимание изображений микропрепаратов начинается в обучении биологии с изображений клеток на страницах учебников. На начальном этапе важно сформировать у учащихся умение различать растительную клетку от животной. Школьники знакомятся с строение клетки, внутренней организации клетки. В дальнейшем работа может усложняться и ориентироваться на выполнение лабораторной работ с микроскопом.

При работе с иллюстрациями цитологического школьного атласа необходимо учитывать три основных требования: читать, понимать, знать:

1. Читать это значит, умение распознавать биологическую действительность по изображению (например, название микропрепарата, органоиды клетки).

2. Понимать это значит усвоить основные свойства и критерий изображений атласа.

3. Знать это значит ясно представлять полученные знания по цитологическому атласу, т.е. по памяти воспроизводить объекты цитологии (клетки, органоиды).

Цитологический атлас можно использовать как в электронном варианте, так и в распечатанном виде.

Урок «Строение клетки»

В этом случае атлас должен быть в электронном варианте. При изучении органоидов клетки, учитель выводит фотографию микропрепарата изучаемого органоида и объясняет учащимся.

Возможен второй вариант, когда учащиеся самостоятельно изучают органоид (только без подписи), рассматривают и называют название органоида.

Третий вариант, это сопоставление микропрепарата, изображенного в атласе и приготовленного собственного микропрепарата.

Также, атлас можно использовать на этапе актуализации знаний или рефлексии. Учащимся предоставляется возможность пронаблюдать все изученные органоиды клетки, процессы и явления, происходящие в клетке.

Список использованных источников:

1. Безух, К. Е. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении биологии / К. Е. Безух. – Текст : непосредственный // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2012. – № 1. – С. 6-21 : табл.

2.Методика преподавания биологии : учеб. для студентов вузов / О. Н. Аксенова [и др.] ; под ред. М. А. Якунчева. – Москва : Академия, 2008. – 314 с. : табл. – Текст : непосредственный.

3.Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани : учеб. пособие для сред. проф. образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 358 с. – URL: https://urait.ru/bcode/455320 (дата обращения: 13.10.2020). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

Просмотров работы: 42