Профессиональное общение медицинских сестер и пациентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профессиональное общение медицинских сестер и пациентов

Рагимова З.Р. 1
1Российский Университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессия медицинской сестры считается одной из самых гуманных и ответственных в мире. Данная профессия требует знаний в разных областях науки, таких как медицина, психология, этика, деонтология. Все полученные знания применяются в процессе коммуникации медицинской сестры и пациента.

Одной из основных особенностей данной профессии является постоянный контакт между медицинским персоналом и пациентами. Данный вид отношений, как и любой другой вид межличностных отношений характеризуется наличием определенных проблем, которые могут возникать в процессе оказания медицинской помощи. Пациенты ожидают от медицинского персонала помощи, избавления от боли, страхов. Медицинский персонал, в свою очередь, находится в поиске оптимальных путей решения сложившейся у пациента проблемы со здоровьем.

Чтобы успешно выстраивать контакт с пациентом, медицинскому персоналу необходимо обладать знаниями в области психологии. Нужно учитывать личностные особенности, характер и влияние на психику человека того или иного заболевания. При отсутствии необходимых знаний в области психологии оказание помощи больному может быть неполноценным, а проводимые мероприятия по лечению и профилактике – неэффективными. Ведь нарушения психики человека, вызванные страхом и переживаниями за свое здоровье, могут вызывать негативные эмоциональные реакции, которые могут не только влиять на эмоциональный фон пациента, но и смазать клиническую картину заболевания.

Коммуникация медицинской сестры и пациента выстраивается следующим образом:

Начальный этап, на котором происходит знакомство медицинской сестры и пациента.

Развернутый этап, на нем происходит лечение пациента.

Конечный этап, на котором происходит выписка больного из больницы.

На каждом из этих этапов используется два способа передачи информации: вербальный и невербальный. Вербальная коммуникация совершается путем использования устной и письменной речи, которые передают форму и смысл высказывания в четкой форме. Невербальная коммуникация происходит путем использования жестов, мимики, положения в пространстве. Невербальная коммуникация используется на всех этапах взаимодействия пациента и медицинской сестры, и проявляется как в разговоре, так и в выслушивании жалоб. Существует 3 элемента активного выслушивания:

- поощряющее невербальное;

- поощряющее вербальное;

- молчание.

Поощряющее активное выслушивание включает в себя положение тела в пространстве, установление зрительного контакта, подбор расстояния между участниками разговора, мимику лица и движения головой. Поощряющее вербальное выслушивание состоит из одобрительных высказываний, восклицаний. Молчание может быть необходимой паузой в разговоре, которая указывает на задумчивость, заинтересованность или же на то, что необходимо сменить тему. Как правило, невербальное общение сложнее контролировать, чем вербальное, ведь некоторые мимические выражения и жесты могут проскакивать случайно, но могут иметь решающий смысл.

Помимо способов передачи информации, существуют различные виды контакта между медицинской сестрой и пациентом.

Контакт масок. Это вид формального общения, в котором нужно использовать повседневные официальные маски вежливости, учтивости. Скромное поведение, минимизация жестов без проявления истинных эмоций. В случае общения «контакт масок» проявляется малая заинтересованность медицинского персонала и пациента во взаимодействии. В медицинской практике такой прием может использоваться при проведении профилактических осмотров, при лабораторных исследованиях.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется оценкой человека, как объекта, который может быть нужным в данный момент времени или мешать. Такой тип встречается в манипуляционном общении, когда пациент обращается к медицинской сестре за какой-либо материальной услугой, например, выдача больничного, необходимой справки.

Формально-ролевое общение. Вид общения, когда в качестве собеседника медицинский персонал воспринимает не личность, а ее социальный статус или социальную роль. Данный вид общения неприемлем и может возникать в течение времени из-за профессиональной деформации медицинского работника.

Деловое общение. Ориентировано на личность собеседника, на его жизненную позицию, интересы, возраст, а не на личностные расхождения. Во время взаимодействия медицинской сестры и пациента такой вид недопустим, так как медсестра будет судить о состоянии пациента с точки зрения профессиональных знаний, а не с точки зрения системного восприятия его эмоционального состояния, психики, индивидуальных проблем и особенностей.

Духовное межличностное общение. Характеризуется полной открытостью сторон к общению. Данный тип общения крайне редко встречается в медицинской практике. При данном типе общения собеседники могут затрагивать любые личные темы, происходит полное соприкосновение с проблемами и жизненными ценностями обеих сторон. Поскольку, в медицинских учреждениях происходит сугубо лечебное, диагностическое или профилактическое взаимодействие между сторонами медсестра-пациент», то разговоры на интимные темы просто не уместны.

Манипуляционное общение. Данное общение, в равной степени, как и примитивное, используется для получения услуг, выгодных в данным момент времени одной из сторон разговора. Во время данного типа общения используются различные манипуляционные приемы. Например, в медицинской практике существует такой прием, как «ипохондризация» пациента. Смысл приема заключается в преувеличении тяжести заболевания, который пациент имеет. Как правило, данный прием используется либо для извлечения финансовой выгоды, либо для склонения пациента к необходимым ему манипуляциям в случае изначального несогласия.

Взаимоотношения между медицинской сестрой и пациентом можно характеризовать как вынужденный тип общения, потому что контакт происходит в лечебном учреждении из-за возникновения проблем со здоровьем у пациента.

В тех случаях, когда ответственность за состояние здоровья пациента возлагают на себя несколько сотрудников, модель взаимоотношений будет называться коллегиальной. Данная модель на сегодняшний день широко распространена и является наиболее приемлемой с точки зрения современной системы здравоохранения и медицинской этики в целом. Поскольку заботу и доброту к пациенту проявляет не один человек, а несколько, он ощущает себя нужным, психологическое состояние пациента улучшается. Это создает благоприятный фон для проведения лечебных мероприятий.

Основополагающим принципом продуктивных отношений между медицинским работником и пациентом является принцип дистрибутивной справедливости. Данный принцип обозначает доступность и гарантию оказания медицинской помощи в полном объеме для всех людей, независимо от социального статуса, места проживания, пола, возраста и других факторов. К сожалению, несмотря на то, что данный принцип закреплен законодательно и социально, он редко приводится в исполнение и соблюдается.

Помимо принципов и видов общения, стоит обращать внимание на другие немаловажные факторы, которые способны оказывать благоприятное влияние на установление доверительных отношений между медицинским сотрудником и пациентом. К ним относится опрятный внешний вид, корректные обращения (слово «больной» является некорректным, принято обращаться к пациенту по имени и отчеству), стиль профессиональной одежды.

Пациент должен понимать и чувствовать, что ему хотят помочь. Именно в этом случае между ним и медицинской сестрой могут возникнуть по-настоящему доверительные отношения. Тогда медицинская сестра сможет собрать все необходимые для лечения сведения о пациенте, его заболевании, душевном состоянии, его отношении к своему здоровью и многие другие полезные данные, которые могут помочь установить правильный сестринский диагноз.

Для выстраивания успешной вербальной коммуникации с пациентом необходимо минимизировать использование научных терминов до минимума, привлекать внимание собеседника, грамотно вести диалог, правильно выбирать тон, тембр и скорость речи. Важно следить за своей письменной речью – она должна быть аккуратной, грамотной и четко передавать мысли автора.

Во время невербальной коммуникации с пациентом следует избегать замкнутых поз (руки, скрещенные на груди), мимических движений лица, которые могут отображать брезгливость, неприязнь, раздражение или небрежность.

Все эти способы коммуникаций помогают защитить пациента от негативных мыслей, вылечить его и обеспечить ему необходимый уровень социализации. При правильном общении с пациентом, он чувствует себя нужным, защищенным и полноценным. В особенности, стоит уделять больше внимания лицам старшего возраста и детям.

Для полноценного обеспечения защиты пациента медицинская сестра должна быть доброй, отзывчивой, готовой к сопереживанию и сочувствию, быть участливой. Именно благодаря наилучшим качествам медицинской сестры процесс выздоровления у пациентов протекает легче, быстрее и качественнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грандо, А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. / А.А. Грандо. – К.: Головное издательство «Вища школа», 2009. – 168 с.

Матвеев, В.Ф. Основы медицинской̆ психологии, этики и деонтологии. / В.Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 2008. – 356 с.

Островская, И.В. Психология общения: учебник. / И.В. Островская. – М.: ГЭОТАР-Меда, 2018. – 192 с.

Полин, А.В. Медицинская психология. / А.В. Полин – М.: Добрая книга, 2013. – 320 с.

Харди, И. Врач, сестра, больной. / И. Харди. – Будапешт, издательство Академии наук Венгрии, 1988. – 338 с.

Просмотров работы: 1612