Введение
Стресс без сомнений на сегодняшний день присутствует в любом аспекте жизни человека. Не обходит он стороной и подрастающее поколение, особенно студенческое сообщество, которое из-за своих особенностей вынуждено постоянно сталкиваться с большим количеством стрессовых ситуаций в университетской жизни. Стресс как условие интеллектуального труда студентов связан с колоссальными стандартами обучения в вузах, требующими изучения огромного количества теоритических знаний, освоения в полном объеме необходимых практических навыков и приспособления к быстро сменяющимся учебной и социальной средам [1].
Обучение в университетах и институтах является интенсивной работой для любого человека. Недостаток ресурсов организма вместе с ограничением временных ресурсов, неправильным питанием и несоблюдением режима дня ведет к отрицательным эмоциям во время занятий, к подрыву стрессоустойчивости, что в свою очередь приводит к сбою в сферах эмоций, мотивации и поведения [2].
Особенно большие учебные нагрузки испытывают студенты-медики. Обучение в медицинском вузе обладает рядом особенностей, отличающих его от других: насыщенность программы, необходимость передвижения между клиническими базами, которые могут находиться в разных районах города, общение с пациентами во время самостоятельной курации на занятиях, необходимость обработки большого количества визуальной, слуховой, тактильной информации при осмотре пациента для последующих выводов и постановки диагнозов. Все это требует большого напряжения в работе высшей нервной деятельности, что со временем без должной коррекции может вызывать снижение работоспособности. Среди медиков подавляющее большинство имеет признаки дезадаптации. При этом ярче наблюдаются проявления срыва адаптаций и ухудшения работоспособности. Этому способствует хроническая эмоциональная нагрузка и повышенная ответственность [3]. Данные негативные факторы отрицательно влияют на здоровье и общее самочувствие студентов, способствуя снижению уровня посещаемости очных занятий среди студентов, что пагубно влияет на уровень знаний и успеваемость среди обучающихся.
Проблема стрессоустойчивости современных студентов-медиков является важной не только для педагогики в высшей медицинской школе, но и для будущего медицины в целом. Поэтому на данном этапе развития клинической и профилактической медицины изучение влияния стресса на сердечно-сосудистую систему обучающихся является важной тематикой. Ряд исследований позволяет выявить отрицательное воздействие стресса на физиологические показатели сердечно-сосудистой системы, что является важной темой для будущих исследований, так как может помочь в развитии профилактики патологии органов сердца и сосудов подрастающего поколения студентов уже на этапе обучения в высшем учебном заведении и стать основой для различных спортивных и просветительских программ [4]. Важность данной проблемы трудно переоценить, так как будущие врачи будут сталкиваться в своей клинической практике со всевозможными трудностями, требующими от них хорошего уровня адаптации. Важно сохранить имеющийся в молодом возрасте адаптационный потенциал обучающихся во время обучения в медицинском вузе, который пригодится им уже на этапе работы в практическом здравоохранении.
Цель исследования
Целью исследования является изучение влияния уровня коэффициента выносливости на адаптационный потенциал, уровень стрессоустойчивости и выраженность психофизиологической реакции на стресс у студентов ВГМУ им. Н. Н. Бурденко.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие 68 человек – студенты 3 курса ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, средний возраст которых составил 19,9±0,99 лет. Было проведено анкетирование испытуемых с помощью Бостонского теста на стрессоустойчивость и Шкалы оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс [5,6]. У студентов были измерены такие антропометрические показатели, как длина и масса тела, а также частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхательных движений. На основании выше перечисленных показателей были рассчитаны следующие индексы, являющиеся критериями адаптационного потенциала: вегетативный индекс Кердо, ударный объем сердца (УОС), индекс Хильдебрандта, тип саморегуляции кровообращения (ТСК) и коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) и коэффициент выносливости.
Все полученные результаты были обработаны при помощи стандартных методов статистики с использованием пакета прикладных программ STATISTICA version 6.0 и Microsoft Office Excel 2011. Результаты анализа считались статистически значимыми при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Принявшие участие в исследовании 68 студентов были поделены на 5 групп в зависимости от значений коэффициента выносливости (КВ): группа I со значением КВ ниже 12, в которую вошли 5 исследуемых (7,2%); группа II со значением КВ от 13 до 15, в которую было включено 6 студентов (8,6%); группа III со значениями КВ от 16 до 20, в которую вошли 27 студентов (39,1%); группа IV со значениями КВ от 21 до 25, в которую были включены 13 исследуемых (18,8%); группа V со значениям КВ более 26, в которую вошли 17 студентов (24,6%) [7]. Обращает на себя внимание тот факт, что в группы I и II с наилучшими показателями КВ попало наименьшее количество студентов, а наибольшую по объему составила группа III со средними значениями КВ. В группах IV и V, в которых КВ отражает наихудшие показатели выносливости и требует отказа от силовых нагрузок, в суммарном количестве попало 30 исследуемых, что в процентах составило 43 % от общего числа исследуемых студентов (рис.1).
Рис.1 Процентное распределение студентов в зависимости от уровня коэффициента выносливости.
При сравнении показателей индекса Кердо, который отвечает за вегетативный статус, в группе I с КВ до 12 у обследуемых студентов показатель 0,97±0,04 наиболее приближен к 0, то есть нормотонии, когда парасимпатическая и симпатическая нервные системы находятся в равновесии, что в наименьшей степени способствует развитии хронической патологии [8]. В то же время в группе IV с КВ в границе от 21 до 25 индекс Кердо равен 15,38±0,76, а в группе V, где КВ от 26 и выше, средние значения индекса Кердо составили 10,93±0,54. Данные показатели говорят о преобладании симпатических влияний в вегетативной нервной системе, что в свою очередь может способствовать развитию соответствующей патологии (табл.1).
Табл.1. Изменение физиологических индексов среди исследуемых групп
Индексы |
Индекс Кердо |
УОС |
Индекс Хильдебрандта |
ТСК |
КЭК |
группа I |
0,97±0,04 |
74,12±3,70 |
4,16±0,20 |
99,02±4,95 |
3961,0±198,05 |
группа II |
5,68±0,28 |
68,14±3,40 |
4,69±0,09 |
94,31±4,71 |
4063,83±203,19 |
группа III |
-3,58±0,17 |
58,06±2,90 |
4,82±0,24 |
103,58±5,17 |
2913,96±145,69 |
группа IV |
15,38±0,76 |
59,56±2,97 |
5,03±0,25 |
84,61±4,23 |
3056,69±152,84 |
группа V |
10,93±0,54 |
51,53±2,57 |
5,18±0,25 |
89,06±4,45 |
2087,05±104,35 |
При сравнении показателей ударного объема сердца, наилучшие показатели отмечаются в группе I - 74,14 ±3,70. Наихудшие значения УОК выявлены в группе V - 51,53±2,57. Для исследуемых из данной группы показатели ударного объема сердца находятся на нижней границе нормы, которая находится в диапазоне от 50 до 75 мл, что говорит о необходимости дополнительных обследований среди студентов, вошедших в данную группу.
Индекс Хильдебрандта отображает межсистемные взаимодействия в кардиореспираторной системе. Нормальные значения данного индекса находятся в границах от 2,8 до 4,9 [9]. В группах I, II и III данный индекс находится в границах нормы: 4,16±0,20; 4,69±0,09 и 4,82±0,24 соответственно. В группах IV и V средние значения индекса Хильдебрандта выходят за показатели нормы: 5,03±0,25 и 5,180,25. Подобные показатели говорят о рассогласовании в деятельности сердечной и дыхательной систем и необходимости дополнительных обследований.
При анализе средних значений показателя типа саморегуляции кровообращения в группах I, II и III определяются следующие показатели: 99,02±4,95; 94,31±4,71 и 103,58±5,17 соответственно. Данные значения ТСК соответствуют смешанному типу регуляции или сердечно-сосудистому, который отражает наиболее сбалансированный тип саморегуляции кровообращения. В группах IV и V средние значения ТСК 84,61±4,23 и 89,06±4,45. Данные значения соответствуют сердечному типу саморегуляции кровообращения, который связан с напряженностью функционирования сердечно-сосудистой системы и возможностью адаптации к кратковременным воздействиям внешней среды [10].
Значения нормы коэффициента экономичности кровообращения находятся в пределах от 2500 до 3000 [11]. В группе V значения КЭК 2087,05±104,35, что говорит о необходимости дополнительного обследования, так как средние значения данного коэффициента значительно ниже нормы. В остальных группах данный показатель находится либо в границах нормы, либо превышает ее, что свидетельствует об экономичном расходовании резервов сердечно-сосудистой системы [12].
При анализе уровня стрессоустойчивости по исследуемым группам в группах I, II и III средние значения по Бостонскому тесту на стрессоустойчивость равняются 23,0±1,15; 22,0±1,10 и 28,5±1,42 соответственно (рис.2). Все три показателя находятся в диапазоне от 10 до 30, поэтому уровень стресса в первых трех группах можно интерпретировать как нормальный. В группе IV и V средние значения по опроснику равны 34,1±1,70 и 33,8±1,69, что свидетельствует об повышенном уровне стресса среди данных групп исследуемых студентов [5].
Рис. 2. Распределение средних значений по Бостонскому тесту на стрессоустойчивость и Шкале оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс среди исследуемых групп.
Подобная закономерность наблюдается и при анализе средних значений Шкалы оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс. В группах I, II и III показатели по данной шале находятся в пределах от 40 до 75 и равняются 63,2±3,16; 63,3±3,16 и 64,2±3,21 соответственно. Полученные результаты можно интерпретировать как минимальную вероятность развития заболеваний среди первых трех исследуемых групп [6]. Средние значения в группах IV и V равняются 80,8±4,04 и 85,3±4,26 соответственно и находятся в границах от 76 до 100, что говорит о небольшой вероятности развития заболеваний среди данной группы студентов.
Следует отметить, что наихудшие показатели по уровню стресса и вероятности развития различной патологии отмечены среди групп IV и V, коэффициент выносливости которых находился в диапазоне от 21 и выше. Также в этих двух группах среди исследуемых студентов выявлены наибольшие отклонения по рассчитанным физиологическим индексам. Стоит обратить внимание на то, что в общем к данным двум группам относятся 30 человек из 68 учащихся, что соответствует 43 % и является весьма весомой частью от общей выборки.
Выводы. Из всего выше сказанного можно сделать предположение, что у исследуемых с коэффициентом выносливости от 21 и более вероятность развития заболеваний выше, стрессоустойчивость ниже, а физиологические показатели кровообращения хуже, чем у студентов с КВ ниже 20. Это может быть связано с более низким адаптивным потенциалом среди данной группы респондентов, что в свою очередь требует более внимательного отношения к студентам с подобными показателями коэффициента выносливости. Полученные результаты исследования можно использовать для подготовки различных программ по профилактике развития и коррекции возможной патологии среди учащихся уже на этапе обучения в вузе.
Список литературы
Бушма Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №6.- C 22-26.
Дробышева О.М. Оценка повышения стрессоустойчивости студентов / О.М Дробышева О.М. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 111. - C 1-21.
Сергиенко А.В. Изучение динамики функционального состояния студентов в ходе учебной деятельности и поиск способов нелекарственной коррекции / А.В. Сергиенко, В.В. Сорокина, М.А. Юдина // Агаджаняновские Чтения. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов.- 2020. - С 203-205.
Мокашева Ев.Н. Оценка воздействия стресса на степень адаптации сердечно-сосудистой системы и формирование невротических расстройств у студентов / Ев.Н. Мокашева, Ек.Н. Мокашева, А.В. Макеева // Смоленский медицинский альманах. - 2020. - № 1. - С. 223-225.
Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
Клиническая психометрика: учебное пособие / В.А. Солдаткин [и др.]. – Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2018.- 339 с.
Александров И.А. Особенности развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 15-17 лет: выпускная квалификационная работа / И. А. Александров; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Ин-т гуманитар. и соц.-экон. образования, Каф. теории и методики физ. культуры. — Екатеринбург, 2016. — 56 с.
Влияние вегетативного статуса на адаптационный потенциал и распространенность хронических заболеваний /А.А. Умеренко [и др.] // Смоленский медицинский альманах. -2020. - № 1. - С. 223-225.
Классина С.Я. Индекс Хильдебрандта как прогностический критерий отказа от интенсивной физической нагрузки / С.Я. Классина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. - № 2. - С. 68-73.
Мельник С.Н. Особенности показателей сердечно-сосудистой системы студентов с различными типами саморегуляции кровообращения / С.Н. Мельник, В.В. Мельник // Проблемы здоровья и экологии. – 2019.- №. 2. - С. 80-85.
Рожкова С.В. Биоинформационный анализ морфофункциональных характеристик студентов северного вуза с разным уровнем физической активности: диссертация ... кандидата биологических наук: 03.01.09 / С.В. Рожкова; Сургутский государственный университет.- Сургут, 2015.- 125 с.
Хвостова, С.А. Психофизиология стрессовых состояний при травмах опорно-двигательной системы / С. А. Хвостова. - Москва : Акад. естествознания, 2012. - 179 с