ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Дык В.Е. 1, Мокашева Е.Н. 1, Мокашева Е.Н. 1, Юдина М.А. 2
1ВГМУ им Н.Н. Бурденко
2ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как известно, стресс негативно влияет не только на психическую уравновешенность человека, но и оказывает воздействие на физическом уровне, вызывая необратимые изменения в тканях, органах, системах. В мире инновационных технологий человек подвержен глобальному действию негативных факторов, в том числе это связано с эпидемиологической ситуацией, когда приходится предельно быстро адаптироваться к дистанционным платформам обучения и работы. Стрессовое состояние в последнее время крайне сильно распространено среди населения. Стресс – неспецифическая реакция организма на какое-либо воздействие, необходимая для его адаптации, выражающаяся в функциональной перестройке внутренних процессов, направленных на поддержание гомеостаза [1].

Анализ психофизиологических механизмов адаптации человека к экстремальным условиям деятельности является одним из актуальных проблем. Деятельность человека в таких условиях является причиной формирования неблагоприятных психофизиологических состояний [2]. Если же говорить о студентах, то обучение в университете - это психологически и интеллектуально напряженный вид деятельности. Не говоря уже о трудностях учащихся медицинского университета: большие объемы информации, не соблюдение режима дня, колоссальная ответственность с первых дней обучения, все это приводит к необходимости быстро адаптироваться к новому формату жизни. Влияние стресса на студентов было изучено нами с психофизиологической стороны. В результате стресса у учащихся чаще возникают вегетативные реакции, протекающие на соматическом уровне, которые усугубляются страхом перед экзаменами и зачетами, апатией и тревожностью. Стресс сопровождается у студентов следующими эмоциями: тревогой, безнадежностью, гневом, надеждой и радостью [3].

Плохое самочувствие влияет на когнитивную и эмоциональную сферу. Повышенная тревожность оказывает отрицательное воздействие на сон и режим дня. Данные факторы в свою очередь негативно сказываются на адаптационном потенциале учащихся.

Эмоциональное и физическое здоровье студентов важно сохранить на этапе обучения. Данная проблемы давно стоит перед педагогикой и руководителями высших медицинских заведений. Студенты, как будущие врачи, будут по долгу службы часто сталкиваться с различными критическими и стрессовыми ситуациями, требующими от них быстрой адаптации. Если данные резервы здоровья будут подорваны еще во время обучения, в последующем их будет трудно восстановить во время профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема выходит за рамки руководства вузов. В решении этого вопроса также заинтересовано и общественное здравоохранение, так как больной врач не может оказывать качественную помощь пациентам, что в свою очередь влияет на репутацию медицинского заведения и несет всевозможные связанные с этим экономические убытки.

Исследования в данной области весьма актуальны в последнее время, так как представляют интерес на стыке нескольких наук: педагогики, нормальной и патологической физиологии человека, организации здравоохранения, гигиены и эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Профилактика возможной патологии среди учащихся и корректировка программ обучения согласно новым данным может позволить повысить качество образования, так как у здоровых студентов выше мотивация к обучению, чем у учащихся с различными заболеваниями, вынужденными проходить периодическое лечение и обследование во время учебного семестра.

Цель исследования: изучить взаимосвязь психофизиологической реакции на стресс и адаптационного потенциала у студентов третьего курса медицинского университета.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 69 учащихся третьего курса лечебного и педиатрического факультетов в период очного обучения. Средний возраст студентов составил 19,9±0,99 лет. Проведено анкетирование при помощи Шкалы оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс и Бостонского теста на стрессоустойчивость. Также у всех участников исследования измерены физиологические показатели: артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС) и пульс, частота дыхательных движений (ЧДД) и антропометрические показатели: рост и вес. После проведенных измерений были посчитаны следующие коэффициенты: индекс Кердо, коэффициент выносливости, ударный объем сердца, пульсовое давление, индекс Хильдебрандта. Данные показатели отвечают за адаптационные возможности организма и могут использоваться как критерий прогноза возможной патологии [4].

Результаты исследования были статистически обработаны с помощью стандартных методов вариационной статистики: расчет средних значений, стандартного отклонения, ошибки средних значений осуществлялся с использованием прикладных программ STATISTICA version 6.0 и Microsoft Excel 2011. Результаты анализа считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Все исследуемые студенты поделены на три группы в зависимости от значений по Шкале оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс [5]. В группу I вошел 41 студент (60%) со значениями по шкале от 40 до 75, то есть с минимальной вероятность развития патологии. В группу II включили 23 учащихся (33%) со значениями по шкале от 76 до 100, что соответствует небольшой вероятности возникновения заболеваний. В группу III вошли 5 студентов (7%), которые набрали по шкале от 101 до 150 баллов, что связывают с высокой вероятностью развития заболеваний (рис. 1). Наибольший процент составили именно опрошенные с минимальной вероятностью развития патологии, что говорит о весьма хорошем адаптационном потенциале среди исследуемых студентов- медиков.

Рис.1 Процентное распределение студентов по группам в зависимости от психофизиологической реакции на стресс

При анализе показателей индекса Кердо (ИК), рассчитанного по формуле ИК = (1-(ДД/ЧСС)) × 100, где ДД - это диастолическое давление, в группе I средние значения наиболее приближены к 0 (0,51±0,02), что интерпретируется как нормотония. При данном состоянии парасимпатическая и симпатическая вегетативные системы находятся в балансе (табл.1). В группах II и III следующие средние значения этого показателя: 11,94±0,59 и 9,41±0,47 соответственно. Данные результаты значительно выше 0, что отображает повышение симпатических влияний со стороны вегетативной нервной системы по сравнению с парасимпатикой [6].

Табл. 1 Изменение физиологических индексов в зависимости от значений по Шкале оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс

Индексы

Индекс Кердо

Коэффициент выносливости

УОС

Пульсовое давление

Индекс Хильдебрандта

Группа I

0,51±0,02

19,39±0,96

59,98±2,40

41,97±2,09

4,60±0,23

Группа II

11,94±0,59

24,98±1,24

57,26±2,86

33,86±1,69

5,27±0,26

Группа III

9,41±0,47

29,04±1,45

54,01±2,70

27,60±1,38

5,45±0,27

Коэффициент выносливости (КВ) рассчитывали по формуле: КВ = ЧСС × 10/ПД. При сравнении КВ по группам, наилучшие показатели выявлены в группе I - 19,39±0,96, что отражает выносливость среднего уровня. Наихудшие значения по данному показателю в группе III - 29,04±1,45, что интерпретируется как выносливость низкого уровня согласно критериям данного коэффициента [7]. Студентам, которые относятся к группе II и III из-за показателей КВ рекомендовано избегать силовых тренировок, но показана дыхательная гимнастика и работа именно в аэробном режиме, к которой относят быструю ходьбу, плавание, скандинавскую ходьбу и езду на велосипеде.

Нормальные значения ударный объема сердца (УОС) определяется в границе от 50 до 75 мл [4]. Наихудшие показатели по данному показателю определяются в группе III - 54,01±2,70 мл. К наилучшим значениям по УОC можно отнести группу I, в которой данный показатель равен 59,98±2,40 мл.

Пульсовое давление (ПД) рассчитывается как разница между диастолическим и систолическим давлением. Значения ПД от 40 до 60 мм. рт. ст. считаются нормальными [8]. Группа I по показателям ПД находится в пределах нормы. В группах II и III отмечается снижение ПД ниже 40 мм. рт. ст., что может являться следствием хронической патологии или неправильного образа жизни. В любом случае определение показателя ПД ниже нормальных значений должно рассматриваться как повод для дополнительных обследований подобных участников исследования.

При оценке значений индекса Хильдебрандта по трем исследуемым группам нормальные значения в пределах от 2,8 до 4,9 выявлены только в первой группе (4,60±0,23). Во второй и третьей группах показатели по данному индексу превышают значения нормы: 5,27±0,26 и 5,45±0,27 соответственно. Полученные результаты в группе II и III свидетельствует о несогласованной работе между сердечно-сосудистой и дыхательной систем [9].

Анализ показателей стрессоустойчивости в зависимости от исследуемых групп выявил определенную закономерность: в первой группе средние значения по опроснику на стрессоустойчивость составили 26,58±1,32, во второй группе - 34,39±1,71, а в третьей - 39,40±1,97. Примечательно, что в первой группе средние значения еще находятся в границах нормального уровня стресса согласно критериям Бостонского теста на стрессоустойчивость: от 10 до 30 [10]. Во второй и третьей группах полученные данные свидетельствуют об повышенном уровне стресса, так как находятся в границе от 30 до 50. Студенты, попавшие в группу II и III плохо сопротивляются стрессовым ситуациям, которые могут оказывать выраженное влияние на их общее самочувствие и адаптационный потенциал.

Рис.2 Распределение средних значений уровня стрессоустойчивости по исследуемым группам

Чаще всего изменение показателей по уровню стрессоустойчивости и физиологическим индексам сердечно-сосудистой системы определялось в группах II и III. В этих группах студенты по данным анкетирования имеют предрасположенность к развитию заболеваний с небольшой или высокой вероятностью. Также обращает на себя внимание различие по индексу Кердо в группах I, II и III, который отражает влияние вегетативной нервной системы на организм: в первой группе этот индекс приближен к нормотонии, а во второй и третьей группах данный показатель значительно выше 0, что отражает повышение симпатических влияний на организм учащихся.

Выводы: из всего выше перечисленного можно сделать предположение о том, что повышение симпатических влияний со стороны вегетативной нервной системы может предрасполагать к развитию патологии как со стороны сердечно-сосудистой системы, так и снижать стрессоустойчивость и адаптационный потенциал. Результаты данного исследования можно использовать для составления программ по профилактике возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.

Список литературы

1. Смирнова А.В. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов / А.В. Смирнова, О.А. Корягина // Международный студенческий научный вестник. – 2019. - №2. - 17 с.

2. Психофизиологические механизмы адаптации к экстремальным условиям окружающей среды / В.Ф. Репс [и др.] // Медицина экстремальных ситуаций. - 2018. - № 1. – С. 94-101.

3. Куфтяк Е.В. Опыт адаптации методики оценки студенческого стресса / Е.В. Куфтяк, А.А. Бехтер, С.А. Кирпань // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. – 2020. – С. 223-227.

Влияние вегетативного статуса на адаптационный потенциал и распространенность хронических заболеваний / А.А. Умеренко [и др.] // Смоленский медицинский альманах. – 2020. - №1. - С. 223-227.

Клиническая психометрика: учебное пособие / В.А. Солдаткин [и др.]. – Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2018.- 339 с.

6. С.А. Иванов Количественная оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы / С.А. Иванов, Е.В. Невзорова, А.В. Гулин // Вестник российских университетов. Математика. - 2017. - №. 6-2. - С. 1535-1540.

7. Александров И.А. Особенности развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 15-17 лет: выпускная квалификационная работа / И. А. Александров; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Ин-т гуманитар. и соц.-экон. образования, Каф. теории и методики физ. культуры. — Екатеринбург, 2016. — 56 с.

8. Пульсовое артериальное давление – маркер персонализированной сердечно-сосудистой профилактики у детей / И.К. Филимонова [и др.] // Вопросы практической педиатрии. – 2019. -№ 14(6). – С. 29–36.

9. Классина С.Я. Индекс Хильдебрандта как прогностический критерий отказа от интенсивной физической нагрузки / С.Я. Классина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. - № 2. - С. 68-73.

Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.

Просмотров работы: 23