ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Сокова О.К. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время возрастает значимость высокотехнологичной медицинской помощи, которая предполагает участие не только профессионального врачебного персонала, но и специалистов со средним медицинским образованием, способных профессионально выполнять свою деятельность, задействуя для этого необходимые компетенции.

Именно поэтому представляется крайне важной квалификация специалистов, чья трудовая деятельность связана со сферой высокотехнологичной медицинской помощи, а, следовательно, должна соответствовать тем требованиям и задачам, которые ставятся работодателями перед специалистами указанного профиля [1]. Тем не менее, именно здесь прослеживается ряд проблем, связанных, в первую очередь, с наличествующим дефицитом сформированной и постоянно развивающейся профессиональной компетенции специалистов со средним медицинским образованием, которые заняты оказанием высокотехнологичной медицинской помощи населению. Именно поэтому, во многом, работодатели, т.е. руководители сестринской службы, становятся инициаторами и организаторами процесса обучения и развития персонала [7].

Не менее значимой представляется проблема профессионального самоопределения, выступающая непростой задачей, которую предстоит решить каждому начинающему свой профессиональный путь. Будущая профессия занимает большую часть жизни, от начала карьеры и становления как профессионала, до окончания профессиональной деятельности. В современном мире профессия занимает важное место, стоит выбирать ту, которая подходит психотипу человека, его стремлениям и навыкам. Ведь помимо основной работы, нужно прикладывать усилия для обучения молодого персонала, передавать свои знания. В связи с этим целью данной статьи является проведение литературного обзора современных научных исследований, направленных на идентификацию и описание проблем и перспектив профессионального развития специалистов со средним образованием.

Проведенный литературный обзор теоретической базы исследования показывает, что изучением проблем и перспектив профессионального развития специалистов со средним образованием занимается ряд отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить Н.И. Жернакову, Е.Н. Крикун, О.А. Ефремову [1], Л.Г. Каткасову, Л.А. Карасеву [7], C.И. Двойникова [6], Н.Н. Бандилет [3], В.В. Шеховцова, И.Л. Гоник [11], Г.А. Булатову, Л.А. Семину [5], Н.О. Садовникову [10], И.А. Рудалеву, И.А. Кабашеву и Л.Ф. Зульфакарову [9], Л.Н. Лаптиеву, Е.И. Рублевскую, Т.С. Дивакову, Д.С. Лобан [8], О.А. Бараник [4], У.А. Алтынбекову, М.А. Рамазанову, Б.С. Касиеву, Б.К. Абдимуратову [2] и др.

Н.Н. Бандилет рассматривает «профессиональное развитие» на примере сотрудников государственных учреждений [3]. Исследователь утверждает, что развитие персонала имеет огромное значение для успешного функционирования организации. Бюджет, который выделяется для обучения сотрудников, по значимости идет сразу же после заработной платы. При этом профессиональное развитие дает плюсы не только предприятиям. Когда работники повышают свою квалификацию, они становятся более конкурентоспособны на рынке труда, перед ними открывается возможности карьерного роста, повышается эрудиция и расширяется круг общения.

Для организации важно понимать то, кого (сколько работников) и чему (какие знания и навыки необходимы для работы) они хотят обучать. Для этого используются различные методы: тестирования, оценка краткосрочных и долгосрочных планов, опрос, анкетирование, подготовка индивидуальных планов развития и т.д.

Обучение можно разделить на рабочем месте и вне работы. Обучение на рабочем месте является относительно дешевым, но есть риск больших убытков из-за испорченного оборудования. На период тренингов и лекций работник получает заработную плату ниже и не учитывается индивидуальные различия в знаниях и уровне подготовки работника.

В.В. Шеховцов и И.Л. Гоник отмечают, что на данный момент в России есть проблемы с обеспечением рабочих организаций квалифицированными работниками, одним из направлений профессионального развития авторы выделяю получение высшего образования, но подвергают критике существующий порядок подготовки специалистов в высших учебных заведениях и описывают тенденции и проблемы дополнительного образования в России, сравнивая его с зарубежной системой [11].

Г.А. Булатова и Л.А. Семина исследуют состояние профессионального развития рабочей силы в России по отраслям, видам деятельности и категориям [5].

На основе полученных результатов исследователями были выявлены следующие проблемы профессионального развития в России, связанные с тем, что профессиональное обучение и развитие неспособно в полной мере охватить специалистов со средним образованием профессиональным обучением и развитием. При этом имеет место несоответствие масштабов профессионального обучения и развития тем целям, которые ставятся в вопросах импортозамещения, повышения производительности труда и перехода на новый технологический уровень развития. Не менее значимой выступает проблема недостаточного уровня участия специалистов со средним образованием в программах дополнительного образования, равно как и недостаточной активности работодателей в профессиональном развитии указанных специалистов [5].

По мнению И.А. Рудалевой, И.А. Кабашевой и Л.Ф. Зульфакаровой, с приходом цифровых технологий у медицинских работников появилась необходимость повышения квалификации и развитии цифровой грамотности. Исследователи указывают на прямую взаимосвязь между инновационной готовностью медперсонала и эффективностью работы медучреждения в целом, приводя классификацию медицинского персонала по его готовности осуществлять инновации в организации, которые необходимы для преодоления проблем в медицинском образовании [9].

Н.О. Садовникова в статье «Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития» рассматривает понятия «психологические барьеры профессионального развития», «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности». Автор анализирует и сравнивает определения между собой, поднимает вопрос профессионального самоопределения. Под психологическим барьером профессионального развития предполагается понимать невозможность самореализации, которая сопровождается стрессом. Н.О. Садовникова приходит к выводу, что конфликт и кризис могут выступить в качестве психологических барьеров профессионального развития [10].

Проведенный литературный обзор современных научных исследований, направленных на идентификацию и описание проблем и перспектив профессионального развития специалистов со средним образованием показывает, что в настоящее время получить образование по данной специальности могут все желающие, начиная от окончания общеобразовательной школы, до работающих фельдшеров и медицинских сестер. Во многих университетах страны готовые принимать студентов на дневные факультеты и не только, во многих университетах организованно вечернее или заочная форма обучения, а перспективы продвижения по карьерной лестнице, уменьшают процент отказов от профессии в дальнейшем. Нехватка среднего медицинского персонала связана с тем, что данная профессия не является престижной и с условиями экономической ситуации в стране.

Профессиональную компетенцию специалистов со средним образованием можно описать общей характеристикой рабочей деятельности:

1. Санитарно- просветительная работа с населением.

2. Лечебно-диагностическая деятельность.

3. Деятельность, связанная с реабилитацией и адаптацией.

4. Организация и управление в медицинской деятельности.

5. Научно-исследовательская деятельность.

В Российской Федерации есть несовпадение между получаемым обучением и реальной медицинской практикой. Государственные стандарты предполагают самостоятельную работу медицинской сестры, это предусматривает право принятия собственных решений и оценку ситуаций, в пределах компетенции медицинской сестры. На практике же, попадая в учреждения здравоохранения, медицинские сестры становятся невольниками указаний и распоряжений врача, теряя всё преимущество и навыки, предполагаемые её профессиональными компетенциями.

Для того, чтобы устроиться на работу по интересующей специальности, необходимо иметь определенный опыт работы рядовой медицинской сестрой в государственном лечебно- профилактическом учреждении. В этой сфере важны не только практические навыки медицинской сестры, но ещё нужно обладать личными качествами, которые требует предполагаемая должность:

1. Необходимо показать, что ты обладаешь хорошими лидерскими качествами. Завоевать безоговорочное доверие персонала не так просто, но это принесет в будущем много пользы.

2. Показать свои организационные и управленческие навыки. При правильной организации работы в отделении и распределении обязанностей, работать станет намного комфортнее и легче. Все задачи будут выполняться определенными лицами, не будет путаницы и споров. От чего качество работы не пострадает, ведь ты сам будешь выбирать, кому что делать, оценивая их способности.

3. Показать себя со стороны профессионала, который знает свое дело. Уровень профессионализма- очень важный показатель, ведь если не только сделать блестяще то, с чем не справился твой сотрудник, но и обучить его этим навыкам, вы будете хорошим примером для подражания и люди будут слушать ваши наставления, как более опытного и умелого работника.

В своей статье «Сестринское образование: проблемы и перспективы» C.И. Двойников проводит анализ проблемы профессионального развития среднего медицинского персонала. На основании проведенного исследования им определены перспективы развития специалистов со средним образованием, которые, связаны со следующими аспектами [6]:

1. Формированием механизмов прогнозирования, мониторинга и государственного и регионального регулирования подготовки специалистов со средним образованием.

2. Повышением профессионального уровня специалистов на основе непрерывного образования.

3. Разработкой стандартов последипломной подготовки специалистов со средним образованием.

4. Совершенствованием нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений.

5. Модернизацией содержания, качества, целевой формы подготовки специалистов со средним образованием.

6. Созданием учебно-научно-производственных комплексов для объединения образовательных учреждений.

7. Оптимизацией правовых и экономических отношений между учебными заведениями и лечебно-профилактическими учреждениями.

8. Развитием информатизации обучения в медицинских колледжах и училищах.

Предлагаемые мероприятия, по мнению C.И. Двойникова, призваны и дальше развивать среднее профессиональное медицинское образование, способствовать его улучшению и повышению качества образования, а, следовательно, стимулировать профессиональное развитие специалистов со средним образованием [6].

Таким образом, проведенный литературный обзор современных научных исследований, направленных на идентификацию и описание перспектив профессионального развития специалистов со средним образованием показывает, что современные специалисты, не имеющие высшего образования, сталкиваются с рядом трудностей в трудоустройстве ввиду постоянно меняющихся запросов рынка труда России. Это ставит специалистов со средним образованием перед необходимостью совершенствования своих профессиональных знаний и навыков, которое во многом связано с повышением своей квалификации и получением высшего образования для соответствия требованиям современных организаций для успешного трудоустройства и личностного и профессионального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Актуальные вопросы совершенствования медицинской помощи и профессионального медицинского образования: сб. тезисов медицинского форума (г. Белгород, 15-16 марта 2017 г.) / под ред. Н.И. Жернаковой, Е.Н. Крикуна, О.А. Ефремовой. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – 208 с.

Алтынбекова, У.А. Некоторые подходы к оптимизации подготовки академических и прикладных бакалавров сестринского дела [Электронный ресурс] / У.А. Алтынбекова, М.А. Рамазанова, Б.С. Касиева, Б.К. Абдимуратова // Вестник КазНМУ. 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-optimizatsii-podgotovki-akademicheskih-i-prikladnyh-bakalavrov-sestrinskogo-dela (дата обращения 29.12.2020)

Бандилет, Н.Н. Профессиональное развитие персонала [Электронный ресурс] / Н.Н. Бандилет // Наука и образование сегодня. №2 (37), 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-personala-1 (дата обращения 29.12.2020)

Бараник, О.А. Непрерывное профессиональное образование: история развития, современные подходы к определению [Электронный ресурс] / О.А. Бараник // Скиф. №6 (46), 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-professionalnoe-obrazovanie-istoriya-razvitiya-sovremennye-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения 29.12.2020)

Булатова, Г.А. Состояние и проблемы профессионального развития работников организаций [Электронный ресурс] / Г.А. Булатова, Л.А. Семина // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. №2(8), 2018. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-problemy-professionalnogo-razvitiya-rabotnikov-organizatsiy(дата обращения 29.12.2020)

Двойников, C.И. Сестринское образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / C.И. Двойников // Аккредитация в образовании». №7 (123), 2020. URL: https://akvobr.ru/sestrinskoe_obrazovanie_problemy_i_perspektivy.html (дата обращения 29.12.2020)

Каткасова, Л.Г. Методические рекомендации по непрерывному профессиональному развитию специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием на рабочем месте / Л.Г. Каткасова, Л.А. Карасева. – Самара, 2016. – 22 с.

Лаптиева, Л.Н. Роль профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним специальным образованием [Электронный ресурс] / Л.Н. Лаптиева, Е.И. Рублевская, Т.С. Дивакова, Д.С. Лобан // Вестник ВГМУ. 2019. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalnyh-i-sotsialno-lichnostnyh-kachestv-v-prakticheskoy-deyatelnosti-meditsinskih-rabotnikov-so-srednim-spetsialnym (дата обращения 29.12.2020)

Рудалева, И.А. Повышение эффективности деятельности медучреждения в зависимости от структуры персонала по уровню инновационной активности [Электронный ресурс] / И.А. Рудалева, И.А. Кабашева, Л.Ф. Зульфакарова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-deyatelnosti-meduchrezhdeniya-v-zavisimosti-ot-struktury-personala-po-urovnyu-innovatsionnoy-aktivnosti (дата обращения 29.12.2020).

Садовникова, Н.О. Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития [Электронный ресурс] / Н.О. Садовникова // // Russian Journal of Education and Psychology. №10(66), 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-professionalnogo-samoopredeleniya-i-professionalnyy-krizis-lichnosti-kak-psihologicheskie-bariery-professionalnogo (дата обращения 29.12.2020).

Шеховцов, В.В. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования / В.В. Шеховцов, И.Л. Гоник // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2017. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 29.12.2020).

Просмотров работы: 184