Исследование эффективности использования дистанционных технологий при проведении тренировок в спортивных бальных танцах на примере студии спортивных бальных танцев «Дебют» (г. Новоуральск) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Исследование эффективности использования дистанционных технологий при проведении тренировок в спортивных бальных танцах на примере студии спортивных бальных танцев «Дебют» (г. Новоуральск)

Чепурко А.О. 1, Карфидова Т.Н. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, студент очной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашем мире с конца 2019 года и по настоящее время продолжается непростая эпидемиологическая ситуация, связанная с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Вирусная инфекция стала испытанием для человечества. Практически все сферы жизнедеятельности перешли в дистанционный формат, в том числе и сфера спортивно-оздоровительного сервиса. Это, на сегодняшний день, реалии, в которых мы приспосабливаемся жить. В данных условиях возросла значимость информационных сервисов во всех сферах жизни.

По данным интернет-источника Web-canape, количество интернет-пользователей во всём мире выросло на 7% и поднялось до 4,54 миллиарда человек. За 2 месяца с начала 2020 года прибавилось 258 миллионов новых пользователей. В России, по данным Digital 2020, насчитывается интернет-пользователей 118 миллионов, а значит 81 % россиян пользуются Интернетом. Данный отчет ежегодно готовит социальное креативное агентство (штаб-квартира: Лондон, Великобритания) «We Are Social» и «Hootsuite», платформа для управления социальными сетями и SMM-продвижения профилей на разных площадках [1].

В связи с обстоятельствами, которые заставляют нас менять свой обычный режим работы, учебы и досуга, виртуальная информационная площадка расширилась. Сегодня именно она ежедневно создает пространство для нашей коммуникации с миром. На информационной площадке находятся различные ресурсы: общения, информации, знаний. Это время можно назвать временем телекоммуникационной информатики. Ее особенностью является постоянное развитие, совершенствование и изменение, потому что знания устаревают и необходимо разрабатывать, получать новые.

Что такое дистанционная форма обучения? Это новая, непривычная, но динамичная форма. Благодаря дистанционным технологиям появилась возможность создания глобальных систем массового непрерывного самообучения, что дает масштабный и быстрый обмен информацией, который не зависит от времени и пространства. При дистанционном формате обучения у людей формируются самостоятельное усвоение информации, критический анализ сведений, гибкость в получении и понимании информации [2].

Важным моментом является степень усвоения, обработки и пользования информации. Переход обучения от живого общения в аудиториях к изолированному дистанционному имеет свои недостатки, которые в определенной степени будут влиять на будущее успешное образование. Не стоит забывать о том, что наш мир является социальным, и информационных коммуникаций будет недостаточно для полного обучения, общения и жизнедеятельности человека в разных сферах.

С переходом на дистанционный формат столкнулась и индустрия спорта, физической культуры и оздоровления, а также сфера сервиса в этих направлениях. Самый пик перехода на дистанционные технологии пришелся на весну 2020 года. В тот период времени закрылись фитнес-клубы и тренажерные залы, спортивно-оздоровительные, танцевальные, а также культурно – досуговые центры. Это стало причиной перевода тренировочного процесса в онлайн режим, который осуществлялся в основном на платформе Zoom. Этот процесс коснулся и танцевального спорта.

Бальные танцы наполнены эстетикой, изяществом, эмоциями, вместе с тем, в них присутствует дух соперничества, существуют обязательные элементы. В 1991 году была основана Федерация танцевального спорта России, с того момента бальные танцы признаны танцевальным спортом, который несет миссию популяризации и развития вида спорта «Танцевальный спорт» и других свинговых и современных танцев в Российской Федерации. Важными ценностями являются командных дух, упорство, воля к победе, уважение и самосовершенствование.

Танцевальный спорт – это, в первую очередь, про взаимоотношение в паре, про невербальную коммуникацию. Хорошее взаимопонимание между партнерами делают танцевальную пару сильной и профессиональной. Безусловно, главным условием этого является психологическая совместимость партнеров. Коме того, общий уровень культуры, а также умение преодолевать конфликтные ситуации также обязательны для достижения успеха.

Психологическая совместимость партнеров – это важный фактор успеха танцевальной пары; характеристика взаимодействия между людьми на протяжении длительного времени. Тип личности, уровень интроверсии-экстраверсии, темперамент и другие черты характера, присущие каждому человеку, должны способствовать комфортному сосуществованию и достижению целей в паре

Не менее важна коммуникация тренера с парой. Ведь успех на соревнованиях в определенной степени зависит от того, как педагог тренирует пару. У тренера по спортивным бальным танцам много задач, которые он решает совместно с парой, используя различные технологии: технологии обучения, тренерской деятельности, педагогики и психологии. Говорят, что хороший тренер становится и родителем, и педагогом, и психологом. И конечно же, тренер является проводником в сферу танцев.

Первой задачей тренера является мотивация танцоров. Мотивация – это внутреннее побуждение танцоров к достижению цели, получению высоких результатов. Благодаря наличию мотивации танцор собирается и идет на тренировку, даже если устал. Мотивация способствует преодолению тяжелых нагрузок. В то же время необходимо равномерно распределять свои силы и не переусердствовать на тренировках, потому что это может повлиять на здоровье танцора. Недостаточная мотивация мешает достижению высоких результатов на соревнованиях.

Второй важной задачей ставит перед собой тренер – это сам процесс подготовки к соревнованиям. Прикладываются большие усилия: проводится много тренировочных часов на объяснение техники движений, разработки вариаций танцев, подбор движений для вариаций, на запоминание танца, его отработку техничности, музыкальности, на передачу характера танца. Лучшим способом достигаются большие успехи в тренировках именно при «живых» тренировках в тренировочных залах, оборудованных специальным паркетным покрытием и зеркальной стеной для того, чтобы видеть свои движения и танец.

Тренировка в спортивно-бальных танцах – это сложный физически и эмоционально процесс занятия с тренером или без него. Процесс состоит из разминки, разогревания, самой тренировки – совершенствования движений в танце, растягивания. В процессе занятий педагог находится в плотном общении с парой, он строго контролирует процесс танца, корректирует движения, разъясняет технику, лично показывает, как нужно исполнять движение. Именно поэтому роль тренера, педагога в спортивно-бальных танцах важна и незаменима.

Во время пандемии весной 2020 года тренерам и танцорам пришлось подключаться к дистанционному обучению. Разберем дистанционное обучение танцоров во время самоизоляции на примере Студии спортивно-бального танца «Дебют» г. Новоуральск.

Тренировки в студии в этот период проводились тремя способами:

Онлайн-включение на платформе Zoom. В назначенное время тренер создавал конференцию, и танцоры, переходя по ссылке, подключались к тренировке. Во время занятия тренер объяснял технику выполнения танцев латиноамериканской и европейской программ. Танцоры собирались на онлайн-конференцию все вместе, независимо от возрастных групп, как это проводилось раньше оффлайн.

Тренеры распределялись по программам танцев и записывали у себя дома занятия, которые длились 30 минут и более. Видеоуроки выкладывались в группу в социальной сети Вконтакте. Во время просмотра видеоурока танцоры должны были повторять движения и после занятия выполнять домашнее задания, записывая на видео танец, чтобы тренеры могли разобрать ошибки в домашнем задании и дать указания на упражнения, которые нужно отработать.

В хорошую ясную погоду тренировки проводились на свежем воздухе рядом с лесом, где проходит лыжная трасса. Асфальтированная зона позволяла танцевать. При личных тренировках на улице у тренеров было больше возможности помочь парам правильно и технично исполнять движения. Танцоры и тренеры были одеты в спортивную удобную форму и кроссовки вместо обычной танцевальной обуви.

Эффективность дистанционного обучения танцам зависит от возможностей танцоров, их мотивации, желания не потерять прежнюю танцевальную физическую форму. Поэтому необходимо во время дистанционных тренировок уделить внимание собственному телу, физической подготовке.

Для поддержания физических параметров лучше применять следующие виды тренировок: бег, силовые упражнения на мышцы рук, ног, пресса, спины, упражнения на дыхание, «планку» - статическое изометрическое физическое упражнение на мышцы рук, пресса, на осанку, когда человек стоит несколько минут в начальной позиции отжимания. Эти упражнения также удобно выполнять в жилом помещении с дополнительным инвентарем в виде гантель, утяжелителей и резинок. Полезно заниматься растяжкой мышц на спортивном коврике. Это доступная тренировка в домашних условиях. Благодаря обширному в интернете видео-контенту по тренировкам дома, можно с большим желанием поддерживать, улучшать физическую подготовку, приводить мышцы организма в тонус, избавляться от лишнего веса, улучшать настроение и духовное здоровье.

Спустя несколько месяцев, когда официально было разрешено открыться всем спортивным объектам, студия спортивного бального танца «Дебют» начала работать в штатном режиме в танцевальном зале. Проанализировав подготовленность танцоров после первой тренировки, стало понятно, что за время самоизоляции техника понизилась незначительно, но выносливость в большей степени ослабла.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие недостатки дистанционного обучения спортивными бальными танцами:

остановка развития техники танцев;

нерегулярные тренировки;

невозможность эффективной отработки техник без партнера;

неприспособленность жилого помещения: ограниченное пространство;

ослабление выносливости во время танца на паркете в танцевальной форме и обуви;

недостаточная мотивация спортсменов к тренировкам или ее полное отсутствие;

вероятность неверного исполнения движения в отсутствие тренера, что иногда может привести к травмам.

Как следствие, после дистанционных тренировок страдает мотивация заниматься, восстанавливать прежнюю форму танцевания, кроме того, на все восстановительные процессы как физические, так и моральные, приходится затрачивать большее количество времени, чем прежде.

В ситуации, когда стали вновь проводиться турниры и соревнования, негативным фактором является недостаточная подготовка спортсменов к ним. Танцевальную подготовку для турниров приходится восстанавливать в интенсивном режиме. а данный интенсивный режим тренировок негативно влияет на танцора, появляется страх не успеть, не стать лучше, происходит перегрузка организма физически из-за длительных тренировок. Но, как правило, тренеры стараются распределять нагрузку даже в такие напряженные ситуации, потому что они думают о здоровье танцора, ведь от него зависит результат пары, танцевального клуба и дальнейший успех пары в танцевальном спорте.

Дистанционное обучение изменило режим стандартных тренировок. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что дистанционный тренировочный процесс в спорте является недостаточно эффективным, и, как следствие, приводит к ухудшению физической формы занимающихся. Восстановительный процесс тренировок в режиме оффлан занимает большое количество времени. Ведь важным в спортивных тренировках остается коммуникация с тренером, пользование определенным пространством, подготовленным для вида спорта, где учтены все условия для успешных тренировок, личная мотивация при занятиях в залах, подготовка к соревнованиям и турнирам, желание конкурировать и состязаться, достигать высоких результатов и побеждать. Поэтому дистанционные тренировки не могут полностью заменить настоящие живые тренировки в спортивных, танцевальных залах.

Список литературы:

Сайтрекламногоагентства «We Are Social» Digital 2020: 3,8 billion people use social media. URL: https://wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media. (дата обращения – 09.12.2020).

Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/100/20703/ (дата обращения: 09.12.2020)

Просмотров работы: 47