МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ГРУПП - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ГРУПП

Спиридонова А.Б. 1, Савватеева О.А. 1
1Государственный университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. Методы обучения –– это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения [3].

Необходимо уметь различать, во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, и, во-вторых, собственно исследовательские методы, т. е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения [2].

Методы в педагогике являются неким средством управления педагогическим процессом, а также способом добывания педагогического знания. К исследовательским методам, направленным на добывание собственно педагогического знания, можно отнести, в частности, следующие: наблюдение, беседу и интервью (включая стандартизованное интервью); изучение документации и продуктов деятельности учащихся, анкетирование и опросы, тестирование (тесты достижений, личностные и интеллектуальные тесты, тесты креативности и др.), метод экспертных оценок, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественные методы статистического анализа; контент-анализ, организационно-деятельностные игры [2].

Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.) и методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта и др.) [1].

По источникам и способам передачи информации выделяют словесные, наглядные и практические методы. В зависимости от характера дидактических задач выделяют методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы формирования творческой деятельности; методы контроля знаний, умений и навыков [2]. В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические (частично поисковые) и исследовательские методы.

Методы воспитания (в узком смысле) как самостоятельные методы в практике высшей школы с трудом поддаются выделению и классификации, ибо воспитание должно быть органически включено в процесс обучения. К ним можно отнести метод личного примера в поведении преподавателя, метод доверительного межличностного общения, проведение мероприятий за рамками учебного плана (культурные мероприятия, социально значимые акты, участие в общественной жизни и т.п.). Иногда в самостоятельные методы выделяют элементы, присутствующие в любом воспитательном воздействии: поощрение, наказание, приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др. [2].

В современном мире есть огромное количество методов обучения, помимо традиционных. В последнее время все большее распространение получают игровыеметоды обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности); методы тренинга (активного социально-психологического воздействия в процессе обучения), методы модульного обучения (разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями); методы дискуссий; метод Кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций); коучинг (наставничество) методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения); использование информационно-компьютерных технологий. Иногда ряд перечисленных выше методов объединяют в группу с условным названием активные методы обучения, подразумевая предполагаемое ими более активное участие обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия [1, 4].

В игровом методе выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем (научных, производственных, организационных и т.п.), –– это учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные и др. Они не поддаются строгой классификации, так как выделяются часто по разным основаниям и в значительной степени перекрывают друг друга [1].

Метод тренинга –– это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение. Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат. Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены[3].

Модульное обучение–– разбиение содержания дисциплины на отдельные фрагменты, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью (в какой-то степени законченностью). Модуль включает в себя руководство по теме, учебный материал и набор задач, решение которых должно быть освоено. При этом тему можно изучать на нескольких уровнях в зависимости от целей изучения дисциплины и индивидуальной образовательной траектории. Такой подход особенно полезен при междисциплинарной подготовке. Главным достоинством модуля являются возможность встраивания его в другие дисциплины и разная комбинация модулей внутри одной и той же дисциплины в зависимости от учебных целей и индивидуальных образовательных задач. Внедрение модулей позволяет избежать повторного обращения примерно к трети учебного материала, который располагается в зоне взаимного перекрытия тем или даже различных дисциплин [1].

Дискуссионные методы одни из самых древних методов обучения. Элементы дискуссии (спора, столкновения позиций, преднамеренного заострения и даже преувеличения противоречий в обсуждаемом содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных формах обучения, включая лекции. Как правило, это дискуссия преподаватель и учащиеся или группа учащихся против другой группы учащихся. Дискуссионные методы выступают в качестве средства не только обучения, но и воспитания. Предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные, а также межличностные отношения самих участников группы [1].

В современных условиях пандемии 2020 года актуальным является метод дистанционного обучения. Дистанционное обучение –– применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии [4]. Одной из самых положительных сторон данного метода является возможность вовлечения разные группы учащихся (инвалиды, дети с психологическими травмами, с отклонением в развитии и т.д.), что под собой подразумевает возможность обучения дома или в любой другом месторасположении. Плюсом также является возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители.

Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и учащегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны ученика.

Методы программированного обучения с жестким пошаговым контролем действий учащегося уступили свое место гораздо более гибким и эффективным методам компьютеризованного обучения, основанного на использовании автоматизированных систем обучения [2].

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Пассивный метод –– это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных мнению учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция –– самый распространенный вид пассивного урока [5].

Активный метод –– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Стоит различать и не путать активные и интерактивные методы. Несмотря на некое сходство, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов [5,6].

Интерактивный метод –– означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в изучении материала. Большая часть работы учащихся направлена на изучение нового материала [6].

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Например, использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования [5].

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учащегося. Не один метод не является совершенным. Это связано с несколькими факторами: уровень подготовки и восприятия, заинтересованность, прогрессивность учеников, умение держать дисциплину учителя и многое другое. Наиболее эффективным является совокупность современных подходов, в процессе которых можно будет проследить реакцию каждого класса (группы) на те или иные методы [1, 2, 3, 6].

Список литературы

Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. –– М.: Высшая школа, 2010. –– 143 с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. –– 400 с.

Лекция 4. Методы и средства обучения — URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniyadidaktika/lektsiya-4-metody-i-sredstva. Режим доступа: свободный. Дата обращения 15.12.2020.

Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/ vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.12.20.

Статья "Интерактивные технологии обучения в методической работе" — URL: https://multiurok.ru/files/statia-interaktivnye-tekhnologii-obucheniia-v-meto.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.12.20.

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий — URL: https://www.samgups.ru/about/struktura_universiteta/filialy/spo/penza_tehnikum/files/lokalnye-akty/obrazovanie/L/Методическое%20пособие%20по%20использованию%20в%20образовательном%20процессе%20активных%20и%20интерактивных%20форм%20проведения%20занятий.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.12.20.

Просмотров работы: 203