ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Градова Г.Н. 1, Маковецкая И.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Владение предложными конструкциями c пространственным значением у дошкольников с общим нарушением речи (ОНР) имеет качественные и количественные особенности, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, что указывает на необходимость проведения коррекционно-педагогической работы [1].

В дошкольной педагогике накоплен значительный арсенал средств, позволяющий обогащать опыт отражения пространственных отношений и их вербализации детьми. Например, конструктор Lego, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера позволяющие формировать представления о пространстве в процессе конструирования и грамматический строй речи на основе употребления предложно-падежных конструкций, описывающих пространственные отношения; компьютерные технологии и квест-игры, с помощью которых детей можно погрузить в различные пространственные среды и научить описывать их в речи; лэпбук, в котором могут быть аккумулированы множество заданий на знакомство с категориями, выражающими пространственные отношения [2].

Кроме того, при формировании пространственных представлений у детей с нарушениями речи необходимо уделять внимание моделированию пространственных ситуаций, отражающих пространственный опыт детей и позволяющих свободно пользоваться пространственной лексикой. В логопедической работе используют приемы, включающие различное пространственное содержание: прием фотоснимка пространственных комплексов, схемы-картинки с изображением пространственных ситуаций, упражнения на перенесение собственной точки отсчета в заданные пространственные ситуации, рассказ о детях, познающих пространственную ситуацию («проблемные миниатюры»), «игры-путешествия по волшебной стране», с меняющейся пространственной ситуацией, стихотворные упражнения и рассказы, в дидактических целях насыщенные пространственным содержанием [3].

Моделирование на основе графического плана, позволяет детям в полной мере освоить данные о пространстве, об отношениях, существующих в окружающем мире. Как указывает Л.А. Венгер «...овладение действиями по построению и использованию графического плана пространства может служить основой формирования у детей способности к наглядному моделированию пространственных отношений…» [3, с. 50]. В процессе моделирования происходит фиксация в изучении свойств предметов. Изучая оригинал, ребенок анализирует работу по построению своей модели, сравнивается полученный объект с исходным, в результате чего формируется представление о частях предмета, его пространственных характеристиках. В процессе моделирования формируются сенсорные эталоны, происходит решение перцептивных задач. Также ребенок переходит от интуитивной ориентировки в пространстве к ориентировке в пространстве, основанной на его пространственных представлениях

Одним их средств моделирования являются наглядно-графические схемы, которые позволяют материализовать абстрактное понятие в форме модельного образа. Наглядно-графические схемы являются неким аналогом слова, кодирую значение и свойства предлога, облегчают процесс их запоминания и, являясь наглядным средством, повышают интерес дошкольников к обучению [4].

Нами разработаны игровые упражнения с использованием наглядно-графических схем, направленные на ознакомление с предлогами с пространственным значением, на развитие понимания и употребления статических предлогов со значением «местоположения», динамических предлогов с достигательным и отделительным значениями, на владение грамматическим значением языковых конструкций, выражающих пространственные отношения. Приводим ряд упражнений, которые были использованы в экспериментальном обучении.

Упражнение «Маленькие слова».

Цель: знакомство со значением пространственных предлогов и их наглядно-графическим изображением.

Оборудование: схемы предлогов в соответствии с рисунком 1, слова-стимулы (в, на, под, из-под, к, от, перед, на, с (со), около (у), за, из-за, через, из).

Ход: педагог предлагает схему предлога, объясняя его пространственное значение.

Рисунок 1 – Картинный материал к упражнению «Маленькие слова»

Упражнение «Подбери маленькое слово»

Цель: практическая ориентировка в значении пространственных предлогов.

Оборудование: картинный материал в соответствии с рисунком 2, слова-стимулы (в, на, под, к, из, от)

Ход: педагог предлагает картинку, к которой надо подобрать предлог из предложенных на схеме.

Рисунок 2 – Картинный материал к упражнению «Подбери маленькое слово»

Упражнение «Подбери картинку»

Цель: практическая ориентировка в значении пространственных предлогов.

Оборудование: картинный материал в соответствии с рисунком 3, слова-стимулы (на, над, из-под, через, перед, за).

Ход: педагог предлагает схему предлога, необходимо подобрать подходящую картинку из предложенных.

Рисунок 3 – Картинный материал к упражнению «Подбери картинку»

Упражнение «Собери предложение»

Цель: практическая ориентировка в значении пространственных предлогов.

Оборудование: картинный материал в соответствии с рисунком 4, слова-стимулы (на, перед, в, около (у), из-за, с (со)).

Ход: педагог предлагает две предметных картинки и схему предлога, необходимо составить словосочетание с предлогом (схемы предлогов меняются).

Примерные ответы детей:

1. Кот на коробке.

4. Кот около/у коробки.

2. Кот перед коробкой.

5. Кот из-за коробки.

3. Кот в коробке.

6. Кот с коробки.


Рисунок 4 – Картинный материал к упражнению «Собери предложение»

Упражнение «Составь по схеме»

Цель: обучение составлению предложений с предложно конструкциями по схеме.

Оборудование: схемы предложений в соответствии с рисунком 5, слова-стимулы (в, на, под, от, на, с (со)).

Ход: педагог предлагает схему, к которой надо составить предложение.

Примерные ответы детей:

1. Кот прыгнул в коробку.

4. Кот идет от коробки.

2. Кот сидит на коробке.

5. Кот прыгнул на коробку.

3. Кот забрался под коробку.

6. Кот спрыгнул с коробки.

Рисунок 5 – Картинный материал к упражнению «Составь по схеме»

Таким образом, вариативность педагогических средств позволяет оптимально организовать работу по формированию предложных конструкций с пространственным значением в речи детей дошкольного возраста с ОНР и одним из наиболее эффективных средств являются наглядно-графические схемы.

Список литературы:

Градова, Г. Н., Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] :/ автореф. дис. … на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.03 / Градова Галина Николаевна ; [Место защиты : Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена] – Санкт-Петербург, 2010. – 24 с.

Маковецкая, И. С., Педагогические средства формирования пространственных представлений и их вербализации у детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / И. С. Маковецкая – Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых учёных – 2020. – Режим доступа: URL: /76e/1TOM.PDF, свободный (дата обращения: 16.12.2020). – Загл. с экрана.

Градова, Г. Н., Логопедическая работа по формированию пространственных представлений и средств их языкового выражения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Научные труды SWorld [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23728854, свободный (дата обращения: 16.12.2020). – Загл. с экрана.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.

Давыдова, Т. Г., Ввозная. В. М., Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] / Т. Г. Давыдова, В. М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – М.: МЦФЭР, 2008. - № 1. – С. 36-48.

Просмотров работы: 30