Оценка перспективности внедрения цифровых технологий в туризме в контексте анализа Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Оценка перспективности внедрения цифровых технологий в туризме в контексте анализа Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.

Малышев К.Д. 1
1ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р была утверждена обновленная Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года. Анализируя документ, можно выявить основной тезис – Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, а также на увеличение доступности различных туристских услуг для граждан Российской Федерации. При достижении запланированных показателей планируется двукратное увеличение туристских поездок, совершенных россиянами, а также трехкратное увеличение как инвестиций в отрасль, так и экспорта туристских услуг. Однако для полноценного анализа Стратегии необходимо более детально рассмотреть опорные точки, за счет предметной работы над которыми предполагается обеспечить качественный рост индустрии за определенно короткий, но достаточный для эффективных глобальных перемен срок.

Исходя из текста документа, целями Стратегии являются: Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировых рынках; Усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления всех жителей Российской Федерации. Конкретизируя, следует рассмотреть задачи: создание конкурентоспособного туристского продукта РФ; стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта РФ на внутреннем и внешнем рынках; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли; совершенствование системы управления туризмом в РФ, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма. Рассматривая цели и задачи Стратегии, важно упомянуть приоритетные виды туризма, требующие специальных мер государственной поддержки. К таким видам туризма относят: деловой, экологический, горнолыжный, круизный, культурно-познавательный и детский. Таким образом, заданная государственная политика в туристской сфере выделяет наиболее перспективные направления работы и определяет «фронт работ» для локальных исполнителей. Говоря о постановке целей и задач, а также определении приоритетных направлений, следует определять пути их достижения. Инструменты развития туризма, выделенные в Стратегии, представлены в таблице 1.

Таблица 1 Инструменты развития туризма в Российской Федерации

1. Планирование развития туристских территорий

8. Развитие системы продвижения и повышения узнаваемости туристского продукта

2. Магистральная инфраструктура и транспорт

9. Развитие устойчивого спроса и повышение доступности туристского продукта

3. Туристская и обеспечивающая инфраструктура

10. Совершенствование нормативно-правового регулирования туристской деятельности и системные меры поддержки

4. Кадры и образование

11. Внедрение цифровых технологий в сфере туризма

5. Повышение инвестиционной привлекательности

12. Обеспечение безопасности в сфере туризма

6. Стимулирование спроса на туристский продукт

13. Развитие системы сбора, обработки и анализа статистических данных

7. Совершенствование визового режима

 

Таким образом, выделяется прямая зависимость между постановкой широкомасштабных целей и определением предметных областей работы по их достижению.

В документе детально описана техника реализации каждого из инструментов, но в данном исследовании предлагается рассмотреть одно из наиболее перспективных в период так называемой «четвертой промышленной революции» направлений – внедрение цифровых технологий в туризме. На сегодняшний день цифровизация экономики может выступить основополагающей силой изменений в социокультурном, экономическом и иных пространствах. В свою очередь сфера туризма, обладая межотраслевой спецификой, способна впитать в себя лучшие практики диджитал-технологий и цифровизации процессов. Одним из наиболее применимых уже сегодня в b2c сегменте элементов цифровых технологий в туризме является внедрение электронной туристской карты гостя - приложения для мобильных устройств или физической пластиковой карты, позволяющей туристу пользоваться общественным транспортом, скидками или бесплатным посещением некоторых объектов туристского показа, получать актуальную информацию о событиях. На текущий момент подобные проекты запущены на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Крыма и Севастополя. Внедрение и популяризация карты гостя позволяет не только получать выгоду туристам и компаниям-партнерам программы, но и проводить масштабные маркетинговые исследования пользователей, обрабатывая данные о покупках и посещениях, выполненных с помощью данного сервиса, что способствует персонификации предлагаемых туристских продуктов в пределах дестинации, что, в свою очередь, повышает лояльность туриста и способствует развитию отрасли. Помимо этого, все большую популярность набирают электронные платформы – туристские маркетплейсы, соединяющие в себе участников рынка, их туристские продукты и конечного потребителя. Интересным примером может выступить туристический сервис «RUSSPASS», оператором по функционированию которого выступает АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Платформа объединяет сервисы бронирования гостиниц, билетов на транспорт, а также включает в себя возможность приобретения индивидуальных туров, становясь единой «точкой входа» для путешественников, посещающих не только Москву, но и другие города России – на момент написания статьи, сервис представлял продукты по 80 регионам страны.

Широкую популярность в туризме получают AR- и VR-технологии, дополняющие получаемый от путешествия или даже планирования путешествия пользовательский опыт. Технологии дополненной реальности (AR-технологии) позволяют значительно усовершенствовать процесс показа различных объектов, добавить в них элементы геймификации, что положительно сказывается на привлечении молодого и современного туристского потока. Наиболее ярко результаты имплементации технологий дополненной реальности можно оценить в музеях, придающих «новую жизнь» объектам классических экспозиций. Развитие VR-технологий (технологии виртуальной реальности) в туризме позволяет как модифицировать работу объектов туристского показа, предлагая посетителям использовать простую в использовании технику, чтобы погрузиться в ту или иную атмосферу, так и продвигать туристские дестинации, привлекая новых гостей уникальной формой демонстрации и погружения в наиболее показательные и колоритные места региона. Помимо этого, перспективными считаются системы обработки больших данных и развития искусственного интеллекта, позволяющие наиболее эффективно продвигать туристские услуги, также создание прозрачных электронных систем оценки качества услуг и мультимедийных приложений с интеграцией аудиогидов, геолокационных сервисов и иных технологий.

На сегодняшний день, государством определены основные направления развития туристской отрасли на период до 2035 года, включающие в себя всестороннее развитие туризма и обеспечение масштабных показателей роста индустрии. Для их достижения определены соответствующие инструменты, значимую часть в которых занимают цифровые технологии. Получившие бурное развитие и плотно проникнув в нашу повседневную жизнь, digital-инструменты могут стать одним из наиболее мощных драйверов в развитии отрасли, при их системном внедрении как на уровне институтов развития туризма, так и среди бизнес-сообщества.

Список использованной литературы:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. №2129-р. Электронный источник: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf

Как цифровые технологии влияют на развитие туризма? The steppe. Электронный ресурс: https://the-steppe.com/gorod/kak-cifrovye-tehnologii-vliyayut-na-razvitie-turizma

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Электронный ресурс: https://base.garant.ru/72190282/

Туристический сервис «RUSSPASS». Электронный ресурс: https://russpass.ru/

Просмотров работы: 6