Роль работы в малых группах в формировании коммуникативной компетенции младших школьников - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль работы в малых группах в формировании коммуникативной компетенции младших школьников

Малышева Н.Е. 1, Ефремов А.А. 1
1ШфИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной России школьникам часто предлагается изучать иностранные языки со второго класса. Это подтверждение того, что иностранный язык является важным и социально значимым предметом. Достаточный уровень владения разными видами коммуникативной деятельности – это одно из требований, которое предъявляется к выпускнику школы в наши дни. Основной задачей обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции в сочетании с воспитанием уважения к культуре и традициям народа изучаемого языка, а также формирование способности и готовности к межкультурному сотрудничеству (т.е. формирование межкультурной компетенции). Подавляющее большинство исследователей в области педагогики, психологии и методики солидарны во мнении об эффективности раннего обучения иностранному языку: чем раньше начать процесс обучения, тем больше вероятность достичь высоких результатов.

Чтобы обучение иностранному языку на ранних этапах проходило успешно, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития младших школьников, чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста [2].Основной причиной неудач учителя иностранного языка в начальной школе часто является то, что они не имеют полного представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие. В силу индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково не представляется целесообразным – деление классов на малые группы (как в рамках образовательного процесса в целом, так и как формы организации процесса обучения на занятиях) способствует реализации принципа индивидуального подхода к обучению каждого ребенка.

Особенно актуальным для раннего языкового образования является выбор таких форм работы, при которых изучение иностранного языка будет направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, а также формирование готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, формирование потребности в речевом самосовершенствовании [4].

Говорение как вид речевой деятельности является важным компонентом коммуникативной компетенции. Ведь именно благодаря ему собеседники чаще всего устанавливают контакт, обмениваются информацией и достигают взаимопонимания. М. М. Ныркова отмечает, что «говорение как один из видов речевой деятельности определяется как обязательный компонент каждого занятия по иностранному языку. Благодаря говорению осуществляется устное общение, а значит, происходит вовлечение учащихся в коммуникативную ситуацию, которая в свою очередь тесно связана с языком» [5].

На трудность обучения говорению указывает Д. Нанан, подчеркивая, что «говорение включает в себя не только знание элементов языка, его грамматики, лексики, фонетики (языковая компетенция), но и осознание, когда, зачем и каким образом данный язык использовать (социолингвистическая компетенция)» [1].

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса [3].Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, обучающиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.

Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.

Нестандартные уроки - это неординарный подход к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда все учащиеся активны, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности, таких как:

- проблемное обучение,

- поисковая деятельность,

- межпредметные и внутрипредметные связи и др.

В последнее время также особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Перечисленные выше технологии и методы обучения иностранному языку легче реализуются в условиях работы учащихся в малых группах, поскольку таким образом дети могут взаимодействовать с другими участниками и решать социальные задачи, которые возникают при их общении друг с другом. Это способствует развитию и формированию коммуникативной и социолингвистической компетенций, навыков говорения, которые как раз самым тесным образом связаны с языком в целом.

Таким образом, можно прийти к выводу, что работа в малых группах как форма организации обучения иностранному языку учащихся начальной школы является одним из оптимальных условий формирования всех компонентов коммуникативной компетенции.

Список источников:

Nunan D., Second Language Teaching and Learning. - Boston, Massachusetts: Heinle & Heinle Publishers, 1999. – 330 p.

Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. - Вып. 24: Серия «Психология». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 203 с.

Кузьмина Т.В. Урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС (методические рекомендации) // Методист. – 2015 - №8. – с. 54-56.

Мокрецова М.М. Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия / Мокрецова М.М., Ербулатова И.К., Альмурзина С.С. // Международный научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – № 7 (111) – с. 1164-1167.

Ныркова М.М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их решения // Цивилизация знаний: российские реалии : труды 18-й междунар. науч. конф. - М., 2017. - с. 247–249.

Просмотров работы: 15