Подкасты как средство формирования фонологической компетенции учащихся младших классов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Подкасты как средство формирования фонологической компетенции учащихся младших классов

Малкова Т.Н. 1, Ефремов А.А. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе активно осуществляется развитие информатизации в образовании, направленное на формирование интеллектуально развитой творческой личности учащегося, отлично ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности. Данный процесс касается всех сфер человеческого знания и, в большей или меньшей степени, всех школьных дисциплин. Иностранный язык не является исключением. Одной из целей школьного иноязычного образования является формирование фонологической компетенции учащихся, под которой понимается «…знание правил произношения и умение правильно понимать услышанное, а также в соответствии с иноязычными нормами произносить слова и фразы, включая темп речи и интонационные модели» [1, С. 82].

В формировании фонологической компетенции прослеживаются 3 основных подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок [2]. Первый подход называют артикуляторным подходом, теоретические положения которого предусматривают:

-опережающее формирование произносительных навыков в процессе произнесения каждого звука;

-знание учащимися особенностей работы органов артикуляции в процессе произнесения каждого звука и т.д.

Обучение в данном случае требуется начинать с рассмотрения артикуляционных позиций, которые соответствуют произнесению иноязычных фонем и овладения этими позициями в случае необходимости их произношения.

Еще одним подходом к формированию фонологической компетенции является дифференцированный подход, предусматривающий обильное аудирование иностранной речи, систематическую фонетическую зарядку и лабораторные упражнения.

Данный подход способствует разностороннему развитию учащегося, и при этом особое внимание оказывается на обучение фонетике английского языка.

Третий подход носит название акустического – по той причине, что его представители утверждают, что произношению можно научиться только при наличии слуховых анализаторов. Возможно присутствие произносительных упражнений, несмотря на то, что они носят чисто имитативный характер и в их основу положено слуховое ощущение учащихся.

Так как становление фонетических механизмов мало зависит от когнитивного опыта человека, а в большей степени от индивидуальных, генетически определенных способностей человека, то основу методики формирования фонологической компетенции должна составлять тренировка психических механизмов восприятия и фонетического кодирования звуков нового языка [1]. Как известно, фонетические упражнения делятся на две большие группы: упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении. Организации учебного процесса с использованием таких упражнений могут помочь современные информационные средства и технологии, одной из которых является технология подкастинга.

Слово подкаст (podcast) происходит от слов iPod (mp3-плэйер фирмы Apple) и broadcast (повсеместное широкоформатное вещание). Таким образом, термин «подкастинг» (podcasting) приобрел значение одного из способов распространения звуковой или видеоинформации в Интернете [3].

Дидактический потенциал подкастинга базируется на нескольких технических и дидактических характеристиках этой интернет-технологии, среди которых выделяют аутентичность, актуальность, компетентность в области медиа, автономность и другие. Исследователи единодушны в выделении трех этапов в работе с подкастами: предтекстового, текстового и послетекстового [3].

Наиболее реалистичной задачей использования подкастов в учебных целях представляется развитие рецептивных аудитивных навыков. Подкасты дают возможность по-новому подойти к организации такого вида работы как аудирование. Подкасты нужны в процессе обучения иностранному языку чтобы прослушивать или просматривать образовательный контент на компьютере. Таким образом процесс обучения выходит за рамки аудиторных занятий и тем самым приобретает расширенный характер. Подкаст может содержать все, что может быть записано в виде аудио- или видеофайла: лекцию, урок, демонстрацию внеурочного занятия.  

Работа с младшими школьниками требует постоянного разнообразия, интерактива, создания мотивации и ежеурочных открытий и новшеств. А современных школьников удивить трудно. Подкасты – это то огромное поле деятельности, которое позволяет разнообразить урок иностранного языка, внеурочную деятельность, помогает поддержать мотивацию как изучать иностранный язык, так и познавать мир в целом.

В рамках школьной практики была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было апробировать подкасты как средство формирования фонологической компетенции. Работа проходила на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Волгореченск в 4 «А» классе (12 учащихся). Школьники занимаются по учебно-методическому комплекту «Spotlight», разработанному под руководством Е. Ваулиной, Д. Дули, В. Эванс, О. Подоляко. Для опытно-экспериментальной работы было отобрано 3 подкаст-ресурса, затем обучающимся предлагалось просмотреть и/или прослушать одно видео/аудиозапись из каждого ресурса и выполнить соответствующие им задания.

Первый подкаст-ресурс называется «This is Britain». Он содержит 8 видео по 3-8 минут и представляет собой рассказы детей о быте Британии. С их помощью учитель знакомит учащихся с такими темами как: Food, School, Christmas, Easter, Bonfire Night, Halloween.

Следующий отобранный подкаст-ресурс - «Learn English Kids British Council». Это также богатый источник полезных видео, которые можно использовать на уроках в начальной школе как средство формирования фонологической компетенции обучающихся. Они охватывают широкий круг тем, таких как: Family, Clothes, Holidays, Food, Animals, Toys. Эти подкасты можно демонстрировать как в начале изучаемой темы, так и на уроке (уроках) обобщения.

Ещё один подкаст-ресурс, который был использован для формирования фонологической компетенции младших школьников, называется «Cambridge English for Сhildren». Это собрание аудио- и видео-подкастов с подборкой интересных и актуальных заданий, направленных на развитие навыков аудирования. Тематикадостаточнообширнаяинаходитотражениевучебнике «Spotlight»: At the Zoo, On the Beach, My Family, My Home, Our Classroom, Food and Drinks, Clothes, Jobs, My Free Time, Special Days, At the Museum итакдалее.

Со всеми аудио- и видеоматериалами из данных подкаст-ресурсов подавляющее количество обучающихся справились достаточно хорошо, они также без особых трудностей выполнили все задания и упражнения. Они оценили такой вид работы как «современный» и «удобный». Можно отметить, что такой формат организации учебного процесса не только способствует формированию фонологической компетенции младших школьников, но и является отличным способом разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным и полезным для обучающихся. С помощью подкаст-ресурсов можно организовать отличную языковую среду во время процесса обучения иностранному языку, также подкасты могут способствовать становлению культурной личности человека.

Как показали результаты, полученные в рамках опытно-экспериментальной работы, методически грамотно организованный образовательный процесс с подкастами в качестве средства формирования фонологической компетенции младших школьников даёт положительные результаты.

Список источников:

И.С. Волегжанина. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности в системе "школа - вуз - центр обучения предприятия" [Текст] : [монография] / И.С. Волегжанина, Э.Г. Скибицкий ; Сибирский гос. ун-т путей сообщ. - Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2010. - 247 с.

Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2002. – 238 c.

Суханова, А.С. Технология работы с подкастами в обучении иностранному языку / А.С. Суханова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — СС. 296-300.

Просмотров работы: 68