Личностно-ориентированный подход предполагает помощь студенту в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации, самоутверждения. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. В рамках данного подхода можно сформировать несколько положений:
1. Образование - это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность учащегося.
2. Студент изначально является как носитель субъектного опыта.
3. Субъектность (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления).
Существует несколько взглядов на личностно-ориентированное образование в образовательном процессе:
Выше перечисленные требования способствует планированию студентами собственных индивидуальных маршрутов и выстраиванию образовательных и жизненных траекторий.
На современном этапе реализация личностно-ориентированного подхода остается одной из самых главных проблем в высшем учебном заведении.
Реализация личностно‐ориентированного подхода в обучении студентов вуза осуществляется благодаря различным формам и методам организации учебного процесса, среди которых можно выделить: обучение в малых группах сотрудничества, организация дискуссий, ролевые и деловые игры, метод проектов, формирование критического мышления обучающегося, развитие способности к самооценке.
Таким образом, практика широкого использования личностно-ориентированного подхода в истории образования позволяют выделить определеные преимущества и недостатки данного подхода в разных системах обучения.
Преимущества личностно-ориентированного образования в вузе |
Недостатки личностно-ориентированного образования в вузе |
Учет индивидуальных особенностей каждого студента в процессе обучения; |
Слом профессиональных устоев и традиций; |
2. Выстраивание студентами собственной индивидуальной образовательной траектории; |
2. Уход от фундаментальности и всеохватности системы высшего образования; |
3. Индивидуальное планирование и выбор студентом предпочтительных модулей; |
3. Рост непродуктивных издержек учебного процесса, отказ от бесплатного образования; |
4. Глобальность образовательного пространства и широкий выбор возможностей; |
4. Увеличение учебной занятости студента и усиление нагрузки преподавателя; |
5. Оценка собственных достижений и успехов; |
5. Увеличение сроков обучения |
6. Возможность освоения индивидуальных учебных программ в ускоренные сроки; |
|
7. Исключение дублируемых модулей, курсов; |
|
8. Междисциплинарный подход; |
|
9. Академическая студенческая и преподавательская мобильность; |
|
10. Возможность совмещения обучения с работой; |
|
11. Отсутствие необходимости разработки преемственных образовательных программ |
Именно идеи личностно-ориентированное образования способно привести к реализации значимых целей, за счет обеспечение индивидуального саморазвития студентов, оказание влияния на поступательное движение общества к социальным достижениям, устранение известных противоречий между рынком образовательных услуг и запросами рынка труда. Однако, самое главное заключается в том, что коренным образом изменяется представление о личности обучающегося, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т. п.
Личностно-ориентированный подход можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы. Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в центре обучения находится сам студент — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. студент как личность.
Использованная литература:
Воробьева С. А., Особенности формирования учебной мотивации студентов как личностно значимого вида деятельности // Современные проблемы науки и образования/ С. А. Воробьева. – 2020. – № 2.
Гаврилова М. А., История развития идей личностно ориентированного обучения / Гаврилова М. А., Гессе В. Е. – Москва: Издательство "Перо", 2015. – 110 с.
Дубских А. И., Метод проекта как современная педагогическая технология / А. И. Дубских // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: материалы Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 16 ноября 2019 г.) – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – С. 311–313.