ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Потехин В.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал, г. Шуя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения, происходящие в общественных отношениях и средствах коммуникации сегодня, требуют повышения коммуникативной компетентности обучающихся и совершенствования их филологической подготовки, поэтому изучение английского языка как средства общения и обобщение культурного наследия стран изучаемого языка и их народов получили приоритет. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача формирования личности, которая сможет участвовать в межкультурном общении.

Коммуникацию или, иными словами, общение, следует рассматривать не только как цель курса иностранного языка в школе, но и как решающий фактор общего развития личности ребёнка в младшем школьном возрасте. Общение также может помочь исправить трудности, возникающие у детей с ошибками в воспитании.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле общение рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, информацией, идеями и т.д., либо с передачей контента из одного сознания в другое через системы знаков» [5, с. 68]

При обучении языку в начальной школе (1–4 классы) основное внимание уделяется последовательному и систематическому развитию у учащихся коммуникативных навыков в процессе освоения различных стратегий говорения, чтения, аудирования и письма.

Обучение иностранному языку направлено на:

- формирование и развитие базовых коммуникативных навыков по основным видам речевой деятельности;

- социокультурное развитие обучающихся в иноязычной культуре с помощью региональных, культурных, языковых материалов.

В процессе вербального общения люди используют средства языка - его словарный запас и грамматику - для построения утверждений, понятных адресату. Тем не менее, знания только словарного запаса и грамматики недостаточно для успешного общения на том или ином языке: необходимо также знать условия использования определённых языковых единиц и их комбинаций. Другими словами, в дополнение к самой грамматике носитель языка должен выучить «ситуационную грамматику», которая предписывает использование языка не только в соответствии со значением лексических единиц и правилами их объединения в предложении, но и также в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и других факторов, знание которых вместе с фактическими лингвистическими знаниями составляет уровень коммуникативных навыков носителя языка.

Таким образом, как грамматические, так и лексические навыки являются центром языковой компетенции, на которых основаны речевые навыки.

Общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобретать определённые черты характера, интересы, привычки, наклонности, изучать нормы нравственного поведения, определять жизненные цели и выбирать средства их реализации.

Начальный школьный возраст (7–10 лет) характеризуется готовностью к школьному обучению, которая основана на интересе к новым видам деятельности, которые являются источником мотивации к обучению. Готовность ребёнка к школе определяется достаточностью его знаний в области повседневного общения, культуры и поведения, умением сотрудничать и желанием учиться. Эти качества формируются в семье в дошкольные годы, и вступление ребёнка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения во многом зависят от уровня его учебной мотивации. [1, с. 38]

Многие методисты считают, что раннее начало занятий по иностранному языку предпочтительно для достижения базового уровня владения коммуникативными навыками, так как младший школьный возраст является наиболее оптимальным в изучении иностранного языка.

Новая базовая учебная программа предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс в начальной школе по 2 часа в неделю. [4]

Обновление содержания преподавания английского языка проявляется в том, что выбор тем и проблем общения на иностранном языке ориентирован на реальные интересы и потребности современных обучающихся, с учётом разных возрастных групп, на усиление активного характера образования в целом.

Особое внимание при выборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным навыкам и умениям, которые позволяют обучающимся адекватно представлять культуру их родной страны в процессе иноязычного общения.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально преподаватель проводит уроки. Чтобы решить проблему обучения, недостаточно заниматься в классе только подражая жизненным ситуациям. Требуется дополнительное обучение, работа, направленная на овладение как лингвистическим, так и информативным материалом, формирование определённых коммуникативных и познавательных действий и т.д. Другими словами, нам нужны упражнения, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную подготовку, а с другой, поддерживали бы «подлинность» (аутентичность) использования иностранного языка.

Коммуникативные приёмы используются, как правило, в коммуникативных играх, в ходе которых учащиеся решают коммуникативные и познавательные задачи с использованием изучаемого иностранного языка. Поэтому основной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в процессе решения поставленной коммуникативной проблемы или проблемы. [2, с. 21]

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра, которая, по меткому выражению И.А. Зима –«психологическое оправдание для перехода на новый язык обучения». Использование игры как способа формирования коммуникативных навыков в начальной школе позволяет учителю формулировать такие речевые задания, в которых есть мотив и цель для речевых действий и которые диктуют использование необходимых шаблонов общения (Е.И. Негневицкая). [3, с. 20]

Чем больше игровых приёмов использует учитель, тем интереснее уроки, тем более твёрдо усваивается материал. С точки зрения методологии, коммуникативная игра представляет собой образовательную задачу, которая включает в себя лингвистические, коммуникативные и деятельностные задачи.

Список использованной литературы

1. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 38 с.

2. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 28 с.

3. Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе // ИЯШ // 2004. №3. С. 61, 35, 48, 81.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/)

5. Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 1993. 404 -408 с.

Просмотров работы: 8