Работа педагога-психолога по профилактике буллинга в среднем звене школы - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Работа педагога-психолога по профилактике буллинга в среднем звене школы

Скрёбова Д.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Явление буллинга стало все шире распространяться в современной молодежной среде, а особо подверженными ему остаются школьники подросткового возраста. Данная тема остается недостаточно изученной со методической, профилактической и коррекционной сторон. Малая изученность темы объясняется недавним выделением буллинга как самостоятельного явления, до этого он рассматривался с позиции девиантного поведения. Само понятие буллинг и первые его проявления описаны английским журналистом Э. Адаме в 1990 году, оно отличалось от моббинга проявлением агрессии со стороны одного человека, а не группы.

Буллинг, как феномен девиантного поведения, является острой социально значимой проблемой особенно в подростковом возрасте. Данный факт объясняется тем, что отличительные характеристики другого человека, а конкретно своего одноклассника, в этом возрасте воспринимаются более остро, что проявляется в насмешках и издевательствах. В дальнейшем такое агрессивное поведение перерастает более опасную травлю, которая является буллингом.

Педагогу-психологу отводится ключевая роль в профилактической работе с целью предотвращения возникновения случаев травли в классном коллективе. Профилактику необходимо основывать на системном подходе и включать работу не только непосредственно с детьми, но и с педагогическим составом школы, с администрацией и родителями. Как показывает анализ литературы, только при комплексной работе профилактика буллинга будет способствовать достижению качественного и долгосрочного результата.

Эмпирическое исследование, направленное на изучение профилактической работы в среднем звене школы, было проведено с учащимися 7а класса в составе в составе 16 человек: 9 мальчиков и 7 девочек и 7б класса: 9 мальчиков и 8 девочек на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Китовская средняя школа» поселок Китово Шуйского района Ивановской области.

Перед началом работы нами была изучена база исследования, а именно аспекты, касающиеся изучаемой темы. Было выяснено, что по профилактике буллинга ведется постоянная работа, а в школе для обучения участников образовательного процесса конструктивному урегулированию конфликтов организована школьная служба примирения.

В нашем психодиагностическом исследовании мы использовали:

опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки, цель данной методики – выявление форм агрессивных и враждебных реакций;

социально-психологический тест Дж. Морено – с целью оценки межличностных эмоциональных связей в группе;

методику «Опросник по буллингу (оценка себя)».

В результате анализа результатов диагностики в каждом классе были выявлены проблемы, требующие дополнительного внимания и устранения.

В 7а классе были обнаружены следующие проблемы:

заниженный уровень агрессивности, способный привести к конформности личности или к зависимости от чужого мнения;

у большей половины класса завышенный уровень враждебности, выражающаяся в частых необоснованных обидах;

наличие в классе «отвергаемых» и «пренебрегаемых» учащихся, которые считаются потенциальными жертвами буллинга;

половина учащихся из класса находится в ситуации буллинга, четверть подростков от общего количества опрошенных подвергается нападкам не менее одного раза в неделю на протяжении полугода.

В 7б классе выявлены следующие проблемы:

низкий уровень агрессивности, приводящий к пассивности личности;

завышенный уровень враждебности у большей половины учащихся класса, проявляющийся в повышенной подозрительности к окружающим людям;

выявлены потенциальны жертвы травли и нападок со стороны, имеющие социометрический статус «отвергаемые» или «пренебрегаемые»;

почти половина учащихся класса подвергается нападкам и находится в ситуации буллинга.

Из выше приведенных данных видно, что большинство проблем в классах совпадают. В обоих классах повышена вероятность подверженности случаям буллинга. Также оба коллектива достаточно разрознены, социометрические статусы распределяются от лидеров и до отвергаемых и пренебрегаемых, являющихся потенциальными изгоями и особо подверженными нападкам со стороны. Вследствие этого в обоих классах у учащихся повышен уровень враждебности, характеризующийся повышенной подозрительностью и недоверчивостью.

На основе полученных данных была разработана программа деятельности, направленная на профилактику буллинга в среднем звене школы. Составные компоненты программы направлены на снижение действия выявленных проблем и способствование развитию умений без конфликтного выхода из проблемных ситуаций. Разработанная психолого-педагогическая программа профилактики буллинга в среднем звене школы может использоваться в работе педагогов-психологов школ, а также может быть полезна классным руководителям и родителям подростков для организации поддержки и эффективного взаимодействия с подростками.

Дальнейшая реализация программы позволит наиболее тщательно и разносторонне осуществить профилактическую работу по теме буллинга в среднем звене школы. Каждое занятие программы поможет проработать важные проблемы, выявленные в классных коллективах и осуществить помощь по исправлению ситуации в классе и установление успешного и комфортного взаимодействия.

Список литературы

1. Билан М. А. Психология молодежного общения: учебное пособие / М. А. Билан, М. М. Горбатова. – Кемерово, 2014. – 153 с.

2. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен/ А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2013. – Т. 10. № 3. – 149-159 с.

Просмотров работы: 703