Умение общаться на иностранном языке – это один из сложных этапов, которое постигается за счет автоматизации накопленных лексических, грамматических и фонетических навыков. Автоматизация обеспечивает быстроту и плавность общения без напряжения. В ходе анализа отечественных УМК по английскому языку был сделан вывод о том, что автоматизации уделяется недостаточно внимания, хотя это один из этапов формирования речевых навыков [1].
Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, через который выполняется устное общение, с помощью которого происходит обмен информацией [2]. Существует несколько традиционных этапов формирования речевых навыков - презентация материала, совершенствование навыков и развитие речевых умений. Презентация лексического, грамматического и фонетического материалов основывается по большей степени на звучащем тексте. Определение того или иного явления даётся не сразу: сначала идёт знакомство со его структурой, особенностями [4]. На втором этапе важно с помощью различных упражнений совершенствовать формируемые навыки, а на третьем развивать их до речевого умения. На последнем этапе происходит проверка знаний с помощью различных тестов, контрольной работы, диктанта [3].
Особым этапом в формировании речевых навыков является автоматизация. Автоматизированность – качество, которое обеспечивает скорость, плавность, экономичность речевого навыка, готовностью его к включению и низкий уровень напряженности, без чего нормальное говорение было бы невозможным [5]. Автоматизация навыков говорения подразумевает, что через многократное повторение какого-либо явления ученики уже не будут задумываться, как высказаться. Для того, чтобы речь была грамотной, используют различных клише, фразы, которые тоже в течение обучения иностранному языку становятся автоматизированными.
Приведем несколько упражнений, которые будут способствовать автоматизации навыков говорения [5].
«Карусель»
Ученики делятся на две равные команды (при нечётном количестве к меньшей из подгрупп присоединяется учитель). Одна команда образует внутренний круг - неподвижный, другая – внешний (подвижный). Внутренний круг играет пассивную роль, они слушают и задают вопрос. Учитель называет несколько вопросов, которые должны быть озвучены участниками во время процесса. Вопросы могут быть разными, от простых до более сложных. Например, What is your name? How old are you? Where do you live? What did you do yesterday? Выбор вопросов может зависеть от темы урока. Ответынавопрос - What did you do yesterday? – могутбытьтакими: I read interesting books, I played basketball with my friends, I helped my parents. По сигналу учителя (хлопку) стоящий во внешнем круге делает шаг вправо – происходит смена собеседников. Можно давать сигналы до того, пока каждый участник не встретиться со всеми. Когда круг будет пройден, можно поменять внешний круг со внутренним. Таким образом обучающиеся в игровой форме многократно произнесут несколько вопросов и дадут несколько раз свои ответы, что будет способствовать автоматизации навыка ведения краткого диалога.
«Бинго»
Каждому участнику раздается копия «Бинго» – формуляра, представляющий собой таблицу, в которой записаны разные ответы на один и тот же вопрос. Каждый игрок ходит по классу и задает вопрос из таблицы. Собеседник отвечает и ставит свою подпись в нужной клетке с указанным ответом. В таблице может быть записан актуальный на данный момент вопрос: How do you spend your free time? и даны ответы play volleyball, go for a walk with friends, read books, dance, sing, help parents. Один участник, встречаясь в паре, должен задать вопрос, а другой дать полный ответ: How do you spend your free time? - I play volleyball и т.п. Первый, кто соберет все подписи разных учеников, должен крикнуть: «Бинго!». Победителем можно стать, если удалось собрать все подписи, либо подписи по диагонали / вертикали / горизонтали. Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, может назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре. Если группа большая, то единственное правило игры звучит так: игроки не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза.
«Снежный ком»
Игроки располагаются в круговом порядке и поочередно рассказывают один факт, но вначале повторяют факты предшествующих участников. Например: участник 1 (Misha) - I have a car, участник 2 (Max) – Misha has a car. I have a dog, участник 3 (Leonid) – Misha has a car. Max has a dog. I have a computer. Конечно, тем, кто был в начале цепочки, проще, но можно попробовать сыграть «заново»: первые участники называют все ранее озвученные высказывания. Вариант данный игры может быть следующим: участники добавляют новое слово в предложение, повторяя его. Например: John is sitting (участник 1). John is sitting by the window (участник 2). John is sitting by the window with his sister (участник 3). John is sitting by the window with his sister with pleasure (участник 4). Можно ограничить число новых слов (добавить максимум 5 новых слов) или играть до конца, пока не исчезнет возможность дополнять предложение новыми словами.
Один из популярных приёмов, используемых в отечественных УМК - заучивание стихотворений и песен, и это, без сомнения, также способствует автоматизации речи, так как происходит многократное повторение строчек из песен и стихотворений.
Перечисленные приёмы, безусловно, способствуют автоматизации навыков говорения. Подразумевается, что ученику при говорении уже не потребуется никаких особых усилий, так как всё, что необходимо для создания высказываний, было до этапа свободного говорения сформировано и автоматизировано в ходе выполнения игровых упражнений.
Списокиспользованной литературы
Ваулина Ю. Е. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. Е Ваулина, Дж. Дули, О.Е Подоляко, В. Эванс - 2-е изд., - Москва : Express Publishing : Просвещение, 2008. – 135с.
Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 335 с.
Пономарева. Е.В. Формирование навыков спонтанной речи на английском языке у обучающихся по профилю подготовки «Зарубежная филология» // Гуманитарный науки. 2017. №1. С.98-103.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2008. — С. 223 .
Hermann Funk, Christina Kuhn, Dirk Skiba etc. „Aufgaben, Übungen, Interaktion“ // Goethe-Institut, Klett-Langenscheidt, München_ 2014 - 47c.