РАЗРАБОТКА АКМЕОГРАММЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗРАБОТКА АКМЕОГРАММЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТА

Васильев Д.Г. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире люди сталкиваются с необходимостью быстро адаптироваться к происходящим изменениям и осваивать новые навыки для того, чтобы оставаться востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, а также в других сферах межличностных отношений. Поэтому, для эффективного удовлетворения своих потребностей и достижения поставленных целей, студенту нужно формировать установку на саморазвитие как важный элемент профессионального роста.

В целях самосовершенствования будущему специалисту важно осознавать собственную систему ценностей, вырабатывать адекватную самооценку, формировать профессиональную мотивацию и планировать достижения. Разработка акмеограммы студентами, на наш взгляд, способствует созданию условий, необходимых для их личностно-профессионального роста и профессиональной ориентации.

Акмеограмма – это основной метод акмеографического подхода, система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста [1]. Акмеограмма позволяет сформулировать основные направления профессионального развития специалиста.

Хотя акмеограмма всегда индивидуальна, её разработка осуществляется по единой типовой схеме, в которой имеются подструктуры профессиональной квалификации, подструктуры способностей, характерологических особенностей, нравственных качеств, направленности личности, а также специфических акмеологических инвариантов профессионализма субъекта личностно-профессионального развития. [2]

При работе над акмеограммой следует учитывать ряд важных условий и факторов:

- проведение акмеографического исследования (тестирование, экспертные оценки, наблюдения, интервью, опросы, тщательное описание характерологических особенностей и нравственных качеств личности;

- составление акмеографического описания (данные непосредственных измерений и бальных оценок);

- по результатам обследования выявление:

динамики роста профессионального мастерства

факторов, мешающих этому росту

особенностей изменения мотивационной сферы

динамики личностного развития и того, что ему способствует и препятствует

индивидуальных рекомендаций для личностно-профессионального роста

технологий, которые целесообразно для этого применять.

Мы полагаем, что акмеограмму может составить не только специалист, занимающийся конкретной профессиональной деятельностью, но и будущий бакалавр или магистр, обучающийся в вузе. Для него это работа будет полезным развивающим упражнением.

Далее рассмотрим в качестве примера акмеограмму будущего бакалавра лингвистики:

Акмеограмма от «11» декабря 2020 г.

Ф. И. О.: Васильев Денис Геннадьевич

Пол: мужской

Возраст: 21

Образование:

Владимирский экономико-технологический колледж (ВЭТК), специальность «Коммерция по отраслям»;

Владимирский государственный университет (ВлГу), направление подготовки «Лингвистика» (студент-бакалавр).

Переподготовка и повышение квалификации:

ГАУ Владимирской области «Бизнес-инкубатор». Стартовый курс по разработке бизнес-плана.

1. Способности и потенциал: хорошая память; умение грамотно излагать свои мысли; склонность к работе со знаковыми системами, выражающаяся в том числе в способностях к изучению иностранных языков; хорошая усидчивость и концентрация внимания; умеренный творческий потенциал.

2. Индивидуальность: большая часть совершаемых действий обусловлены внутренней положительной мотивацией. Достижения, связанные с карьерным ростом и признанием, являются важным стимулом к росту, так же, как и материальные достижения. Самооценка сбалансированная, приближенная к объективной. Доминирующие ценностные установки – самоактуализация, свобода, гуманизм, общественное признание. Самореализация достигается за счёт проявления себя в учебной деятельности, а также в занятиях музыкой и спортом в свободное время.

3. Нравственные качества и особенности. Среди нравственных качеств можно выделить честность и ответственность, порядочность и стремление к объективности. Также имеют место толерантность, доброжелательность и ориентированность на сотрудничество.

4. Профессиональная характеристика. Профессиональная компетентность в сфере коммерции и торговли обусловлена полученным образованием, а также опытом работы в организациях торговли. Компетентность в сфере лингвистики и перевода обеспечивается знанием английского (а также в перспективе немецкого) языка на высоком уровне, имеющимися способностями. Получение высшего образования позволяет получить необходимые знания и сформировать глубинное понимание предмета для успешной профессиональной деятельности. Профессиональные умения включают устный и письменный перевод, анализ текстов для различных целей, проведение экскурсий для иностранных туристов.

5. Инварианты профессионализма: развитые волевые качества и способность к ответственности; хороший уровень самоконтроля; умение принимать и исполнять решения; высокий уровень работоспособности при достаточной мотивации; коммуникабельность.

Общее заключение. Имеющийся набор личных и профессиональных качеств позволяют автору данной акмеограммы успешно осуществлять профессиональную деятельность и добиваться поставленных целей. Способности и освоенные компетенции дают возможность эффективно работать лингвистом-переводчиком или менеджером по продажам, а также совмещать эти виды деятельности. Нравственные качества и индивидуальные особенности позволяют быть надежным, исполнительным сотрудником и способствуют личностному росту. Необходимо развивать характерологический потенциал, улучшать профессионально важные качества, в том числе творческий подход к работе, повышать уровень владения профессиональными навыками, совершенствовать качество своего труда.

Представленная выше акмеограмма наглядно демонстрирует важность практической работы такого рода, позволяющей студентам осознать и проанализировать свой потенциал: способности, индивидуальные характерологические особенности, профессионально важные качества, компетенции, сформировать адекватную самооценку, осознать необходимость работы над собой, построить траекторию своего личностно-профессионального развития. Таким образом, разработка акмеограммы является значимым фактором профессиональной ориентации студентов.

Список использованной литературы:

1. Психология человека от рождения до смерти // под общей редакцией А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»).

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М.: РАГС, 2002. 650 с.

Просмотров работы: 991