ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МУЗЕЯ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МУЗЕЯ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Клименко Н.Д. 1, Стасев М.А. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье рассматриваются источники финансирования музейной деятельности. В статье описываются наиболее эффективные в современных условиях методы получения дополнительного финансирования – фандрайзинг и эндаумент. Обе технологии ориентированы на работу с широким кругом потенциальных стейкхолдеров. Принципы и методы их реализации заложены в основе финансовой стратегии музея. Её разработка – важнейший элемент финансового менеджмента музея. Именно от неё зависит какие проекты будут реализованы и как будет организована работа с потенциальными источниками финансирования.

Ключевые слова: музей, финансирование, фандрайзинг, эндаумент, финансовый менеджмент

Abstract: This article discusses the sources of funding for museum activities. The article describes the most effective methods of obtaining additional funding in modern conditions – fundraising and endowment. Both technologies are focused on working with a wide range of potential stakeholders. The principles and methods of their implementation are at the heart of the museum's financial strategy. Its development is the most important element of the museum's financial management. This determines which projects will be implemented and and how the work with potential sources of funding will be organized.

Keywords: museum, funding, fundraising, endowment, financial management

Современные музеи претерпевают трансформацию. Развитие рыночной экономики привело к тому, что музеи, являясь формально некоммерческими предприятиями, вынуждены действовать по коммерческим принципам для поддержания конкурентоспособности с другими учреждениями досуга и развлечений. Модель современного музея как маркетплейса культуры требует использования современных технологий менеджмента, в том числе и финансового, обеспечивающего эффективность ведения музейной деятельности. Музеи зачастую сталкиваются с недостатком финансирования. Решить эту проблему призван грамотный финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент – это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств [2, с.13].

Для музейных предприятий он становится всё более значимым, так как сфера музейных услуг расширяется. При этом финансовый менеджмент опирается на модель музейного учреждения. Российский музей может выбрать одну из трёх возможных финансовых моделей, представленных в №83-ФЗ:

1. казённая модель – государство финансирует музей и забирает 100% прибыли;

2. автономная модель – музей переходит на коммерческое существование и получает прибыль от коммерческой деятельности, либо пожертвований;

3. бюджетная модель – предполагает смешанный тип финансирования, когда организация создаётся РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием и при этом имеет право осуществлять иные виды деятельности, приносящие прибыль (если это прописано в учредительных документах), сохраняя полученные средства на балансе музея [1].

Помимо бюджетных дотаций и разрешенной коммерческой деятельности источниками финансирования современных музейных учреждений могут выступать спонсорские взносы, безвозмездные благотворительные пожертвования, а также иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Спонсорская и благотворительная поддержка отличаются своими целями: спонсор заинтересован в эффективном освоении вложенных средств и получении каких-либо дивидендов, а благотворитель направляет средства не ожидая прибыли. Однако, благотворитель, как правило, получает социальные преимущества в виде повышения привлекательности личного бренда или имиджа компании. Формой же спонсорской поддержки в музеях выступают программы лояльности. Они могут быть многоуровневыми и направленными на разные целевые аудитории, в зависимости от вложенных средств.

Рост числа альтернативных моделей финансирования поспособствовал созданию специальных фандрайзинговых отделов в музейных учреждениях. Фандрайзинг (от англ. fundraising) – привлечение сторонних ресурсов для реализации социально значимых задач, культурных проектов или поддержания существования организации. Михайлова [4] описывает два основных вида фандрайзинга:

1. проектный – используется с целью привлечения необходимых средств для реализации проектов и программ и предоставляет конкретные выгоды для участников от осуществления социально значимых проектов;

2. оперативный – связан с привлечением средств на покрытие текущих расходов организаций и учреждений (выплату заработной платы, оплату коммунальных расходов).

Как отмечает Михайлова, проектный фандрайзинг является наиболее предпочтительным [4, с.28], так как в его случае финансовые средства осваиваются в соответствии с конкретными целями, что делает процесс привлечения фандрайзеров более прозрачным. Финансовый менеджмент музея при этом опирается на создание специальных проектов и программ, для которых привлекаются средства и разрабатываются фандрайзинговые стратегии.

Ещё одной тенденцией в финансировании учреждений музейного типа является эндаумент. Одной из первых его принципы описала российская экономистка А. Левченко [3]. По данному ею определению эндаумент – «целевой фонд» [3, с.33]. Он представляет собой вклад, взнос, определенный набор финансовых средств, откладываемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. В музейном деле его суть заключается в том, что физические и/или юридические лица передают некоммерческой организации, коей является музей, инвестиционный актив в виде денег, ценных бумаг, недвижимого и иного имущества на принципах благотворительности. Инвестиционный актив размещается в финансовых институтах (например, на бирже) и музей получает дивиденды в виде процентов, прибыли или ренты, не затрагивая тела основного капитала. Механизм работы эндаумента представлен на Рисунке 1.

Рис.1. Механизм работы эндаумент-фондов

Преимущество эндаумента по сравнению со фандрайзингом в том, что при разработке финансовой стратегии музей не опирается исключительно на единичные поступления, а получает гарантированный доход, что способствует финансовой стабильности музейного учреждения.

Крупнейшие музейные эндаумент-фонды сосредоточены в США. Одним из самых значительных фондов обладает Метрополитен-музей в Нью-Йорке (Таблица 1). За счёт полученных от инвестиций средств музей спонсирует научно-исследовательские и образовательные программы. Из европейских музеев наибольший фонд у Лувра.

Таблица 1. Крупные эндаумент-фонды музеев

Музей

Эндаумент-фонд (млрд $), 2020 г.

Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

3,3

Хьюстонский музей изящных искусств (Хьюстон)

1,3

МоМа (Нью-Йорк)

1,2

Музей им. Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк)

1,0

Кливлендский художественный музей (Кливленд)

0,75

Лувр (Париж)

0,3

В России эндаумент в области музейной деятельности регулируется на законодательном уровне №275 ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Крупнейшим эндаумент-фондом обладает Музей современного искусства «ГАРАЖ» в Москве (86 млн рублей на 2020 г.).

Таким образом, при разработке финансовой стратегии, менеджмент музея при выборе бюджетной и автономной модели финансирования может рассчитывать на такие источники как:

1. бюджетные ассигнования и государственные гранты;

2. разрешенная законодательством и учредительными документами хозяйственная деятельность с получением прибыли;

3. привлечение спонсорских взносов на реализацию проектов и программ, а также на покрытие текущих расходов музейного предприятия (фандрайзинг);

4. получение инвестиционных активов в качестве пожертвований (эндаумент).

Задача финансового менеджмента в современном музее – выработать грамотные стратегии для привлечения средств путем развития работы с фандрайзерами и благотворителями, так как именно данные источники финансирования всё чаще приобретают статус основных в условиях сокращения государственной поддержки и нестабильной экономической обстановки.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 №83-ФЗ (ред. от 26.07.2019 с изм. от 15.10.2020)
[Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330130&dst=100008%2C0#015981859351912653 (дата обращения 20.11.2020)

2. Авдеева, В. И. Финансовый менеджмент: учебник / В.И. Авдеева, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторова. – Москва: КНОРУС, 2017. – 384 с.

3. Левченко А. Благотворительные фонды на финансовом рынке в России // Бизнес и общество. 2007. №6 (43).; URL: https://www.b-soc.ru/wp-content/uploads/2019/08/bio.43.block_.comp_.lq_.pdf (дата обращения 26.11.2020)

4. Михайлова Т.Б. Менеджмент музеев: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Михайлова. – М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 88 с.

Просмотров работы: 326