Подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм» в российской и зарубежной теории и практике - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм» в российской и зарубежной теории и практике

Агасиев Муслим Ниязи Оглы 1
1ЮФУ,ВШБ.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подходы к определению понятия «культурно-познавательный туризм» в российской и зарубежной теории и практике.

Туризм, в условиях активной ориентированности развития национальных экономик на увеличение доли и качества оказываемых услуг, является одной из перспективных экономических отраслей в настоящее время. Так же развитию туризма активно способствуют такие факторы, как развитие инфраструктуры, рост заинтересованности населения в саморазвитии, глобализация и интернационализация хозяйственных связей.

Одним из наиболее перспективных видов туризма в России и за рубежом принято считать культурно-познавательный туризм (рисунок 1).

Рисунок 1 - Потенциал развития отдельных видов туризма по мнению UNWTO и ФА

Тем не менее, не смотря на высокий интерес к изучению и развитию перспективных форм туризма, терминология в данной отрасли обладает некоторой вариативностью. В отечественной литературе, согласно исследованию Алферовой Л.С., отечественная практика определения понятия «культурно-познавательный туризм» может быть разделена на три основных подхода (таблица 1).

Таблица 1 – Подходы к определению понятия культурно-познавательного туризма в отечественной научной среде

Наименование подхода

Представитель

Сущность определения культурно-познавательного туризма

Технический

Шарапов Д.Ю.

Процесс потребления туристами культурного потенциала территории, заключающегося в природных, архитектурных особенностях территории

Концептуальный

Федорова У.А.

Реализация процесса развития культуры человека, проявляющаяся в мотивации и стремлении отдельных личностей к обогащению внутреннего мира через исследование окружающих культурных и природных ценностей

Результативный

Браун Я., В. Андерсен

Производство, подача и потребление некоторой суммы культурных впечатлений

Соответственно, существуют и другие подходы, определяющие те или иные особенности культурно-познавательного туризма в отечественной исследовательской среде. Так, например, Т.Ю. Колашниковой предпринята попытка к универсализации подходов к определению культурно-познавательного туризма и выведено следующее его определение. Культурно-познавательный туризм представляет собой комплексное явление, в результате которого происходит смена нахождения туриста в другой регион или страну с осуществлением его интеграции в инородную культурную систему с последующим развитием самоопределения, культурной компетенции личности в рамках мирового пространства.

В зарубежной исследовательской среде прослеживаются несколько иные, но схожие подходы к определению сущности культурно-познавательного туризма.

Так, сербский исследователь М. Драгичевич-Шешич приводит определение, сущность которого сходна в некоторых моментах с отечественным концептуальным подходом. Согласно его мнению, культурно-познавательный туризм представляет собой закономерный процесс познания и принятия себя человеком, как гармоничной личности, развития культурного вкуса с обеспечением интеграции в многонациональные общественные массы при сохранении индивидуальности посредством изучения исторических, культурных и природных памятников .

Косолапов А.Б. так же приводит в качестве зарубежных подходов следующие определения культурно-познавательного туризма:

- идеальная арена для исследования природы культурного воспроизводства;

- потребление туристами искусства, художественного наследия, фольклора и целого ряда других проявлений культуры .

Согласно определению Национального Фонда охраны памятников в США, под культурно-познавательным процессом принято понимать посещение исторических мест и знакомство с достопримечательностями, отражающими историю человечества.

Однако, наиболее значимое, по моему мнению, определение культурно-познавательного туризма было отражено еще в 1982 г. в материалах Всемирной конференции по культурной политике, которое так же определяет исследуемое понятие, как вид туризма, основной целью которого является знакомство с историей и культурой страны во всех её проявлениях.

Однако, исходя из анализа существующих зарубежных подходов к определению культурно-познавательного туризма был сделан вывод о том, что наиболее близким для зарубежной практики будет являться частное проявление историко-культурного туризма, ориентированного на изучение исторических фактов об отдельных местах. Однако данный подход, по моему мнению, является наиболее общим, не отражая особенностей и преимуществ исследуемого вида туризма.

При этом, активизация интереса к культурно-познавательному туризму в зарубежной литературе, согласно мнению американского исследователя П. Норы, связано с реализацией двух объективных процессов, имеющих развитие в современном обществе:

- ускорение и неопределенность истории – повышение интереса людей к истории связано с ростом интенсивности прогресса в одних сферах и замедлением в других, в связи с чем отдельный человек не может определить, какие вещи, явления будут интересных их потомкам, а какие – были интересны предкам;

- демократичность истории – отдельные меньшинства, например, культурные, религиозные, обладают аутентичной памятью, проявляющейся в отдельных памятниках, реликвиях, которые, в свою очередь, помогают уточнить отдельные исторические факты и подтвердить идентичность данных меньшинств .

Федорова У.А. же, в свою очередь, считает, что основным мотивом влечения современного человека к культурно-познавательной деятельности является его растущее влечение к восприятию, освоению и присвоению духовной культуры мира через непосредственное посещение, ощущение отдельных его проявлений, меняющих общую картину мировосприятия данного человека.

При этом, на современный культурно-познавательный туризм так же оказывает влияние определенный уклад мышления современного общества, который можно определить в двух основных условиях для его реализации:

- культурная ценность туров данного вида должна сопоставляться и соответствовать ценностям, интересам потребителя, быть востребованным с его стороны, а не нести определенный объем объективной культурной истины;

- культурно-познавательные туры должны иметь развитую не только информационную составляющую, но и быть комфортными, комплексными для желания их потребления клиентом.

Последняя особенность реализации культурно-познавательного тура заключается в том, что его современная сущность помимо основного культурного элемента, выраженного определенным памятником или природным явлением, должна быть так же реализована и в виде обеспечивающих элементов, таких как питание, транспорт, сопровождение, индивидуальность и аутентичность подачи информации.

Тем не менее, культурно-познавательный туризм, как явление, имеет ряд конкурентных преимуществ, отчасти, определяемых его сущностью:

- реализация возможности целостного восприятия отдельной территории как культурной единицы;

- активизация местного творческого потенциала;

- коммуникативность, выражающаяся в объединении местных и региональных элит, органов власти для обеспечения раскрытия и подачи культурного потенциала территории;

- обеспечение роста конструктивности и патриотичности, реализуемое через рост знания и интеграции человека в культурную среду отдельной территории.

Согласно Ширинкину П.С., культурно-познавательный туризм, как явление, имеет следующие организационно-сущностные особенности (рисунок 2).

Таким образом, по итогам изучения подходов к определению понятия «культурно-познавательный туризм» в российской и зарубежной теории и практике было установлено, что за рубежом преобладает подход, согласно которому в основе культурно-познавательного туризма лежат объективные исторические и общественные процессы, определяющие стремление людей, в первую очередь к изучению истории и культуры для определения своего места, роли и будущего в этом мире.

Рисунок 2 – Особенности реализации культурно-познавательного туризма, как явления, по Ширинкину П.С.

Отечественные же подходы определяют культурно-познавательный туризм, как активизация стремления человека к изучению окружающего его мира и интеграции в культурную среду по собственной инициативе. Тем не менее, в большинстве проанализированных определений ключевая роль отводится изучению именно культурных исторических памятников и достопримечательностей, однако природные особенности местности и соответствующие им явления, в большинстве случаев, не включаются в данный вид туризма. Именно поэтому далее произведен более детальный анализ структуризации видов культурно-познавательного туризма в рамках изученных подходов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Драгичевич-Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич- Шешич, Б. Стойкович. Новосибирск, 2012. 435 с.

2. WTO – Tourism 2020 Vision revisited… a road map for tourism Towards 2030 – 31 c. [Электронныйресурс]// Режимдоступа: https://www.modul.ac.at/uploads/files/research/tourmis/2008/International_Seminar_Kester__UNWTO_2030_.pdf

3. Алферова Л.С. Культурно-познавательный туризм: подходы к определению понятия/ Л.С. Алферова// Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки», 2018. – с.56-61

4. Колпашникова Т.Ю. Социальные аспекты культурно-познавательного туризма. Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2010. - 503с

5. Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма. М.: КноРус, 2008. - 347 с.

6. Фёдорова У.А. Развитие и продвижение культурно-познавательного туризма в системе туристско-рекреационных комплексов (на примере Новгородской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Санкт–Петербург 2012.

Просмотров работы: 565