ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

Колпакчи К.Д. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет»


 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России в соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ начала активно внедряться новая форма разрешения конфликтов. С целью содействия развитию школьных Служб примирения в системе образования Ковровского района Владимирской области в декабре 2013 года на основании приказа управления образования был создан орган, обеспечивающий психолого-педагогическое сопровождение деятельности школьных cлужб примирения.

Медиация существует во многих сферах: школьная медиация, медиация в здравоохранении, медиация в банковской сфере, медиация в жилищной сфере, медиация в защите прав потребителей, семейная медиация, медиация в страховании… и т.д. Везде она направлена на мирное разрешение конфликтов с целью исключения решения вопроса через суд, на примирение сторон, поиск таких решений, которые бы удовлетворили обе стороны. Есть в данных организациях даже должность «медиатор», нейтральная третья сторона в разрешении конфликта. В данной статье мы будем рассматривать особенности школьной медиации.

Школьная медиация – это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Школьная медиация – это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп.

При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов, разногласий сторон. Школьная медиация подразумевает, что мы сможем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. И чем раньше мы начнем это обучение, тем лучше. В школьные годы спектр необходимых навыков для обучения поведению в конфликте и его превенции становятся гораздо шире. Появляется возможность обучать школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов (в тех случаях, когда начинающему медиатору необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Эта работа происходит вне школьных уроков, то есть ребенок получает возможность заниматься интересной для себя деятельностью, не связанной с учением.

Школа представляет собой определенный мини-социум, и от того, как дети научатся взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит то, как они смогут это делать потом в реальном взрослом социуме.

Школьная медиация, опираясь на преемственность обучения и внедрения медиации в воспитательные образовательные учреждения, может сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, обеспечивая помощь в решении жизненно важных вопросов.

Цели создания школьной службы медиации:

сформировать компетентность в сфере школьной медиации, создать условия для овладения учащимися способами медиативной деятельности, обучить медиативному подходу и технологиям позитивного общения;

распространение среди обучающихся, работников учреждения и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;

помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи:

обеспечение учащимися знаниями по предотвращению возникновения конфликтов;

формирование у учащихся уверенности в себе и самоуважению;

содействию выявлению подростком своих положительных потенциалов, которые помогут впоследствии конструктивно разрешать конфликтные ситуации и стать стержневыми, определяя его жизненные ценности;

формирование основ позитивного общения в детской среде;

проведение примирительных программ (кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

обучение обучающихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Направления работы школьной службы медиации:

Разрешение конфликтов между учениками, классами, учениками и педагогами, группировками внутри класса, используя следующие методы:

перефразирование;

эхо техника;

резюмирование;

сообщение о восприятии чувств;

переформулированные негативных высказываний;

переход от разговора с ведущим к диалогу сторон;

рефрейминг;

задавание вопросов (открытых, закрытых).

Подготовка волонтёров – медиаторов

ознакомление обучающихся с понятием «медиация» и основными принципами восстановительной медиации;

ознакомление обучающихся с порядком проведения процедуры медиации;

ознакомление обучающихся с позицией медиатора и методах его работы;

обучение школьников приёмам взаимодействия и методам восстановительной коммуникации, применяемым в процедуре медиации;

обучение школьников проведению примирительных встреч;

обучение школьников составлению отчётов о проведении примирительной встречи.

При подготовке медиаторов используются следующие методы: диагностические, ролевые игры, элементы тренинга, упражнения на саморегуляцию, дискуссионные методы (беседа, групповое обсуждение, «мозговой штурм»), ситуации-пробы – анализ ситуаций из практической жизнедеятельности.

Детско-родительские отношения и конфликты, с ними случающиеся, а также привлечение родителей к участию в школьной службе примирения

повышение информированности родителей относительно возможностей технологии медиации, формирование положительного отношения к деятельности ШСП;

содействие приобретению родителями, законными представителями обучающихся навыков разрешения конфликтных ситуаций восстановительным способом;

развитие коммуникативных навыков, умений управлять своим эмоциональным состоянием в общении с детьми, а также педагогами

Работа с педагогами

Проведение лекториев, бесед, тренингов, групповых занятий

Принципы работы школьной службы медиации:

принцип добровольности – в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Принцип конфиденциальности – всё, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса.

Принцип нейтральности.

Равноправие сторон: ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

На 1 предварительной встрече выясняется:

1. Причина произошедшего конфликта и его последствия

2. Как ситуацию можно разрешить

3. Как сделать, чтобы этого больше не повторялось

Так же оговариваются моменты о том, что встреча добровольная и что участники вправе покинуть ее и договориться об отдельных встречах с ведущим программы.

Правила, действующие при проведении процедуры медиации:

Не перебивать говорящего человека, давая каждому возможность высказаться до конца.

Не оскорблять друг друга.

Соблюдать конфиденциальность этого разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе).

Преимущества школьной службы примирения:

Проблема решается быстро (чаще за 1 беседу), не усугубляется, ребенок не страдает.

Ребенок вправе в любое время прервать беседу и уйти (или обратиться к директору и т.д.).

Нет огласки, репутация ребенка в детском коллективе и его самооценка не страдают.

Медиатор соблюдает нейтралитет.

Медиатор не устраивает разбирательств, наказаний, не осуждает, не принуждает мириться, помогает понять друг друга и договориться, как возместить нанесенный вред и избежать повторения ситуации в будущем.

После медиации дети не испытывают желания отомстить, каждый сохранил достоинство и чувствует себя уверенно и в безопасности.

Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.

Просмотров работы: 96