Регуляция циркадного ритма как условие сохранения психического здоровья у студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Регуляция циркадного ритма как условие сохранения психического здоровья у студентов

Соколенко А.В. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы.

Студенты высших и средних профессиональных учреждений большое количество времени уделяют учебе, особенно в период сдачи сессий и экзаменов. Сложнее всего приходится первым курсам, ведь они впервые сталкиваются со студенческой жизнью, происходит адаптация к новым условиям жизни. Многие за подготовками к занятиям забывают о том, насколько важно соблюдать режим труда и отдыха для нормального функционирования организма. Плохой режим сна плачевно сказывается на здоровье: увеличивается риск заражения простудными заболеваниями, ухудшается память и внимательность, проявляется нестабильность эмоционального состояния человека .

С биологической точки зрения сон - это естественное физиологическое состояние покоя, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир. На протяжении многих лет ученые пытаются понять, что же такое сон и какова его природа? Как именно происходит процесс сновидения и от чего он зависит?

Для раскрытия данной темы необходимо обратиться к трудам различных ученых. Так, например, Е. П. Ильин рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. По его мнению, психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. Поэтому, данный подход приобретает особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека. Е. П. Ильин считает, что переживания занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно апатия, страх, отвращение, неуверенность и т. д. позволяют судить о возникшем психофизиологическом состоянии. Следовательно, механизмы регуляции психических состояний надо искать внутри самой личности.
Так, в концепции Е.П. Ильина выделяют следующее:

состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня

субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.
А. Б. Леонова и В. И. Медведев дают следующее определение: функциональное состояние - интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности, т. е. создают возможность деятельности.
Функциональное состояние непосредственно отражает особенности процесса адаптации. В.И. Медведев рассматривает адаптацию как постоянный процесс взаимодействия в системе «человек — среда», протекающий на двух уровнях: физиологическом и социально-психологическом. При этом связь в системе «человек-среда» является системообразующей и определяет функциональное состояние организма.
При исследовании адаптации и функциональных состояний одним из важнейших компонентов выделяют сон. Он является необходимым состоянием в жизни человека, обеспечивает восстановление физических и психических резервов. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

При длительном отсутствии сна наступает утомление - состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности, наблюдаются определенные сдвиги в мотивационной и эмоциональной сферах.
Еще один вид функционального состояния - стресс - характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При благоприятных условиях может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности.

Также, Селье Ганс говорил о том, что главной особенностью пограничных психических состояний является то, что они непосредственно связаны с процессом адаптации. Механизмы адаптации имеют психическую природу. По мнению Ю. А. Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Он создал систему механизмов психической адаптации, к которой отнес подсистему обеспечения бодрствования и сна.

По рекомендациям американского Национального фонда сна: человек в возрасте от 18 до 64 лет должен спать 7–9 часов, взрослым старше 25 лет не рекомендуется спать меньше 6 часов и больше 10. Тем, кому от 18 до 25 лет, — не меньше 6 и не больше 11 часов. В рекомендациях Американской академии медицины сна и Общества исследования сна нижняя граница нормы составляет 7 часов. Важный показатель нарушения режима сна - дневная сонливость при достаточном количестве сна. Ложиться и вставать в одно и то же время - одно из основных правил нормального режима сна.

Исследования показали, что полное лишение сна приводит к негативным последствиям - по истечению трех бессонных дней появляются галлюцинации, замечаются провалы в памяти, искажается реальность. Если же человек имеет возможность периодически отдыхать, он может долгое время сохранять активность, находясь в состоянии недосыпа.

Практическая часть.

Чтобы доказать действительную значимость и влияние на функционирование организма правильного режима сна, был проведен опрос среди студентов (возрастные рамки 17 - 21 год). В опросе участвовало 40 студентов, обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях Ставропольского края. Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Во сколько вы обычно ложитесь спать?

2. От чего зависит ваш режим сна (учеба, посещение секций и т.д.)?

3. Во сколько вы обычно просыпаетесь?

4. Насколько для вас важен ваш режим сна?

5. Как вы себя чувствуете в течение дня (как меняется состояние в зависимости от того, сколько часов вы спали)?

6. Спите ли вы днем (как влияет ваш дневной сон на режим дня, состояние в целом)?

Проанализировав результаты опроса, мы пришли к следующему выводу: средняя продолжительность сна у студентов составляет 5 часов. Наибольшее количество времени (100%) уходит на учебную деятельность, а также на социальные сети (67,5%). Больше 50% опрашиваемых не соблюдают режим сна, примерно 35% студентов не считают его важным. Больше половины опрашиваемых студентов чувствуют раздражение, злость и моральное истощение при недосыпе. Выявлено, что приблизительно 42% опрашиваемых пренебрегают дневным сном. Остальные уделяют ему 1,5 - 2 часа.

Для составления рекомендаций по организации собственного режима необходимо ознакомиться с гигиеной сна - комплексом мероприятий, следование которым способствует полноценному отдыху организма:

соблюдение режима - просыпаться и ложиться спать следует в одно и то же время. Необходимо стараться помнить об этом не только в будние дни, но и в выходные.

минимизировать употребление тонизирующих веществ, таких как кофе, черный шоколад, энергетические и газированные напитки, какао.

отказаться от переедания/голодания на ночь - оно отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Ужин должен быть легким за 2-3 часа до сна.

по возможности уделять внимание дневному сну, который является залогом здорового организма. Доказано, что 10 - 20 минут сна днем улучшают память, оказывают влияние на умственную активность, заряжают энергией и повышают способность к концентрации. После 30 минут дневного сна может наблюдаться неприятное состояние, похожее на похмелье, которое также будет длиться 30 минут. После 60 минут отдыха отмечается неуверенность, но именно такое количество минут благоприятно влияет на запоминание имен, лиц, важных фактов и событий. 90 минут сна считаются полноценным циклом. Результатом будет улучшение эмоциональной и процедурной памяти, творческих способностей. Просыпаться после такого сна легко.

Занятия спортом следует завершать за 3-4 часа до сна.

Необходимо проветрить комнату перед сном.

Правильная подготовка ко сну - на ночь человек может настраивать свой организм на отдых - слушать спокойную музыку, читать книги и т.д. Не рекомендуется проводить время за гаджетом за 2-3 часа до сна.

Перед отходом ко сну следует расслабиться и перестать составлять планы на день, обдумывать и решать проблемы.

Ложиться спать нужно в комфортной свободной одежде.

В случае, если уснуть никак не удается, не нужно заставлять свой организм. Следует встать с кровати, отвлечься другими делами, выпить теплое молоко с медом или травяной чай с мятой или ромашкой. Соблюдение данных рекомендаций требует самоорганизации и дисциплины (https://infson.ru/interesnoe/pravila-gigieny-sna).

Для правильного распределения времени, можно практиковаться в составлении ежедневного графика дел, в котором отражаются время и занятие, которое запланировали на данный период. Необходимо расписать день, стараясь следовать графику, не отклоняясь от него. Таким образом, происходит рациональное распределение времени и внимания как полезным делам, так и отдыху.

Вывод.

Таким образом, сон - важнейший компонент здоровья человека. Именно расстройство сна является признаками различных психических расстройств, таких как клиническая депрессия, шизофрения, биполярное расстройство и т.д. При недосыпе у человека ухудшается настроение, ухудшается работа мозга, замечаются агрессия и апатия, снижается иммунитет - повышается склонность к простудным заболеваниям, возрастает риск ожирения, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Опасен для здоровья и переизбыток сна. Он замедляет интеллектуальные способности, ухудшает память и даже приводит к развитию слабоумия. Необходимость соблюдения режима сна доказана многими специалистами, ведь психическое и физическое состояние человека зависят именно от него.

Список литературы.

1. Маклаков А.Г., Общая психология - Санкт -Петербург, 2001.

2. Бузунов Р.В., Советы по здоровому сну - Москва, 2012.

3.Отв. ред. Александров Ю.И., Основы психофизиологии - М.: ИНФРА-М, 1997.

4.Арианна Хаффингтон, Революция сна: Как менять свою жизнь ночь за ночью - Christabella, LLC, 2016

Просмотров работы: 4