ОБРАЗ ПЕДАГОГА. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОБРАЗ ПЕДАГОГА. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Скворцова О.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье используется научно-популярный стиль в описании проблем образа педагога в современном обществе. Рассматриваются основные компетенции, которыми должен обладать педагог.

Ключевые слова: компетенции, мастерство, творчество.

The article uses the popular science style in describing the problems of the image of the teacher in modern society. The main competencies that a teacher should have are considered.

Keywords: competence, skill, creativity.

Проблема исследования образа педагога заключается в том, что педагогическая наука является отражением изменений происходящих в обществе. Образ педагога непрерывно модифицируется, но бывает так, что социальные перемены настолько стремительно развиваются, а социальный заказ на образование становится настолько высок, то в этих обстоятельствах педагоги и всё равно стараются достигать позитивных результатов.

Чтобы разобраться в вопросе компетенций педагога 21 века, необходимо понимать, что трансформация их не происходила спонтанно, она обусловлена, прежде всего, новыми тенденциями, инновациями и внедрением результатов технического прогресса в образовательную сферу. Новые требования к образу педагога и его деятельности формируются за счет стремительно изменившихся потребностей человека в усвоении и получении информации.

Рассмотрим основные компетенции, которыми педагог должен обладать для того, чтобы его работа была эффективной и, соответственно, результат этой работы был плодотворным.

Ценностно-смысловая компетенция.

Эта совокупность качеств педагога опирается на мировоззренческую сферу и связана с ценностными ориентирами педагога, а также формированием, в рамках данной компетенции, таких качеств как: социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм и т.д.

Социально-трудовая компетенция.

Основное её отражение в сфере гражданско – общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений, в области профессионального самоопределения, а также вопросах экономики и права.

Профессионально-педагогическая компетенция.

Эта компетенция отвечает за требования к профессиональному опыту педагога: организаторскому, проектировочному, опыту конструктивной деятельности, коммуникативному и гностическому (способности к анализу и изучению собственной деятельности и её влияния на учащихся).

Регулятивная компетенция.

Включает в себя умение организовать учебный процесс, управление собственным поведением и поведением учащихся, прогнозирование и анализ результатов деятельности.

Информационная компетенция.

В этой компетенции заключается умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также преобразовывать и преподносить её (дидактические способности).

Коммуникативная компетенция.

Профессиональная компетенция коммуникации включает в себя нахождение и знание нужных «языков», как способов взаимодействия. Помимо этого педагог должен обладать перцептивными способностями (психологические способности, связанные с тонким пониманием личности учащегося и его внутреннего мира).

Компетенция личностного совершенствования.

Эта компетенция отражает освоение способов физического, интеллектуального и духовного саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Можно выделить еще пять базовых компетенция современного специалиста:

– Политические и социальные компетенции.

– Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе.

– Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением.

– Компетенции, связанные с возникновением общества информации.

– Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Последние три компетенции на сегодняшний день очень значимы, т.к. в условиях технического прогресса и огромного количества информационных ресурсов необходимо быть осведомленным и компетентным не только в педагогической области, но и в современных тенденциях других областей: научной, социальной, политической, культурной и т.д.

Отдельно хочется выделить такую составляющую компетентности педагога, как мастерство и творчество. Педагогическое творчество – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению и преобразованию существующего опыта. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. А мастерство, в свою очередь, высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности, основанная на глубоком понимании дела, с умением осуществлять рациональные и эффективные действия.

Таким образом, можно сказать, что мастерство входит в состав педагогического творчества и является составляющей профессиональной компетентности.

Это небольшой перечень комплекса качеств педагога, который может в полной мере обеспечить его компетентность и результат его деятельности, а результат работы педагога – компетентные ученики.

На основе анализа изученных материалов по данной теме, хотелось бы представить в качестве заключения – авторское стихотворение, как отражение художественного образа современного педагога.

Авторское исполнение стихотворения доступно по ссылке:https://drive.google.com/file/d/1kAiQnkJKSDkkdkf9oNmsbgXtYzXgXH7A/view?usp=drivesdk

***

Какой он: сегодняшний педагог?
Кто он? Воспитатель, а может наставник?
Иль кем-то он большим сегодня стать смог?
А может он друг и верный соратник?
Вопрос, как во все времена, актуальный,
Изменчив стремительно нынешний век!
Считаться что будет сегодня нормальным?
С Человеком в контакте, когда Человек?!
Всегда к педагогу большое внимание,
Ведь он под прицелом множества глаз,
Конечно, для этого нужно призвание,
Любовь, трудолюбие, терпенье подчас.
Учителя каждого путь уникальный,
И образ, и имидж всегда здесь важны,
Создать и сделать их идеальными,
Быть мастером в деле своем, должны!
Важны для учителя мимика, жесты,
Сегодня он словно в театре актер.
Вот только развязка, сюжет неизвестны.
Для творчества есть необъятный простор.
Безудержный век технологий, прогресса;
В кармане источник знания есть,
И каждый найдёт себе по интересам,
Информаций потоков просто не счесть.

Но как, же направить все эти потоки?
Как не увязнуть в глобальной сети?
Кто интереса заложит истоки?
В бездушной машине их  не найти.

Для этого он - проводник в мире знаний,
Маяк в поисках творческого пути,
Учитель, который в минуты терзаний,
Поможет дорогу в жизни найти!

Список литературы:

1. А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова. Монография «Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика». 2011г.

2. И.П. Подласый. Учебник для высших пед. учеб. заведений «Педагогика» 2016г.

3. И.А. Штоббе. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»./ «Профессиональные компетенции педагога»// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-pedagoga

4. Скворцова О.В./ Образ современного педагога : стихотворение / О.В. Скворцова // URL: https://drive.google.com/file/d/1kAiQnkJKSDkkdkf9oNmsbgXtYzXgXH7A/view?usp=drivesdk

Просмотров работы: 14