Особенности профессиональной идентичности у сотрудников ОВД первого года службы - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности профессиональной идентичности у сотрудников ОВД первого года службы

Гаврилова К.Н. 1, Кузнецова О.Е. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из основных критериев становления индивида служит способность находить личностный смысл в профессиональной деятельности, возможность планировать и реализовывать свою жизнь, серьезно подходить к вопросу о выборе и профиле профессии, месте работы. Важнейшими частями жизни человека становится то, как человек относится к своей работе, к людям, с которыми он работает, как он чувствует себя в рабочем коллективе, а так же осознание своего профессионального предназначения [4]. Процессы глобализации и информатизации современного общества приводят к трансформации процесса профессиональной идентичности личности [1]. Профессиональная идентичность представляет собой тождественность человека особой профессиональной общности. Это единство обеспечивается принятием норм корпоративной культуры, осознанием значимости исполнения профессиональных функций, действиями, направленными на реализацию ценностей профессии. Идентичность на сегодняшний день становится ключевым понятием междисциплинарных гуманитарных концепций, где предметом изучения выступают различные стороны взаимоотношений в обществе [2].

Изучением профессиональной идентичности занимались такие ученые, как А. Адлер, Э. Ф. Зеер, Дж. Марсиа, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и другие. Профессиональная идентичность в последние годы интенсивно изучается в отечественной психологии такими учеными, как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаева, Д.И. Зевалишена, Н.Л. Иванова, Е.В. Конева и другими.

Современные геополитические процессы, обусловившие проблемы в экономическом и социальном развитии современной России, вызвали потребность усиления деятельности сотрудников правоохранительных органов для решения проблем, связанных с безопасностью страны. В современных условиях развития общества нередко происходят внештатные ситуации, для оперативного урегулирования которых сотрудникам правоохранительных органов необходимы сдержанность и адекватность [3].

Российскими исследователями проводились научные разработки проблем формирования профессиональной идентичности в конкретных профессиональных группах, например: адвокатов (А.В. Акопян, 2009); сотрудников ОВД (С.Н. Старостин, 2011); сотрудников следственного комитета России (И.Г. Березин, 2015) и другие. Однако изучение проблематики профессиональной и организационной идентичности сотрудников в современных научных работах уделено недостаточно внимания. Изучением различных аспектов профессиональной идентичности сотрудников УВД России занимались такие авторы, как В.Л. Цветков, Е.И. Жукова, М.М. Ицкович, М.П. Щербакова, П.С. Пухно, В.А. Шаповал.

Цель исследования: выявить и изучить различия профессиональной идентичности офицеров и рядовых первого года службы. Мы предположили, что уровень профессиональной идентичности и показатели типов профессиональной идентичности будут выше у офицеров.

Методы. Для изучения различий профессиональной идентичности офицеров и рядовых мы использовали опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России (Автор О. Б. Беляев). Опросник диагностирует уровень профессионального самосознания (высокий, средний и низкий). Так же в опроснике О. Б. Беляева по блокам вопросов мы выделили показатели профессиональной идентичности: «идентичность с профессией» как образ представителей профессии через описательные характеристики мужества, дисциплинированности, самостоятельности и других (всего 14 характеристик); «идентичность с профессиональной группой» - принадлежность к группе, тождественность с ней по следующим показателям: режим двигательной активности, обязательность ношения форменной одежды и знаков отличия и другие (в целом 7 пунктов); «самоидентичность» - образ себя (образ «Я») как профессионала посредством таких описательных характеристик, как мужество, дисциплинированность, самостоятельность и другие (в итоге 14 характеристик) и «общий уровень выраженности профессиональной идентичности», как суммарный показатель по трём шкалам: «идентичность с профессией», «идентичность с профессиональной группой» и «самоидентичность».

Статический метод анализа: U-критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка данных проводилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.00 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14 (Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова).

Исследование проведено на базе ОВД одного из городов Северо-запада России Архангельска. В исследовании приняли участие 40 офицеров (средний начальный состав) и 41 рядовой (младший начальный состав), всего 81 человек.

Результаты исследования. Анализ полученных результатов показал, что среди 40 офицеров и 41 рядового – всего 37 человек с высоким уровнем профессиональной идентичности (22 офицера и 15 рядовых), 27 человек со средним уровнем (13 офицеров и 14 рядовых), 17 человек с низким уровнем (5 офицеров и 12 рядовых).

Рисунок 1 - Соотношение уровней профессиональной идентичности

Сравнительный анализ 3 типов профессиональной идентичности («идентичность с профессией», «идентичность с профессиональной группой» и «самоидентичность») с применением U-критерия Манна-Уитни не показал статистически значимых различий между офицерами и рядовым. Мы считаем, что это связано с тем, что как у рядовых, так и у офицеров недостаточный опыт в профессиональной деятельности.

Однако на уровне тенденции можно констатировать тот факт, что высокий уровень профессиональной идентичности чаще встречается у офицеров, а низкий уровень у рядовых. Вероятно, на формирование профессиональной идентичности оказывает влияние фактор образования, так как для того, чтобы получить звание офицера нужно закончить высшее учебное заведение, где будущие офицеры на протяжении всего периода обучения (несколько лет) поглощают все те качества и обязанности будущей профессии от своих командиров, в отличии от рядовых, которые только год отслужили в армии.

Таким образом, группы офицеров и рядовых первого года службы не отличаются по таким типам профессиональной идентичности, как «идентичность с профессией», «идентичность с профессиональной группой», «самоидентичность».

В результате исследования можно сделать вывод, что 1 год службы – небольшой период для того, чтобы появились какие-то кардинальные различия именно в отдельных типах «профессиональной идентичности» между рядовыми и офицерами, но в общем же различия присутствуют.

В дальнейшем интерес представляет изучение динамики развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД, а также изучение взаимосвязей между уровнем профессиональной идентичности, показателями типов профессиональной идентичности с личностными характеристиками.

Список литературы

1. Гончарук А.Г., Грязнова, Е.В. Проблема определения «профессиональная идентичность» в психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – №3(28). – С. 323-325.

2. Нефедова Д.И. Особенности трансформации идентичности человека в процессе вхождения в ментальное пространство особой профессиональной среды: на примере сотрудников полиции: дисс. ... канд. психол. наук. – Томск, 2017. – 184 с.

3. Реньш М.А. Профессиональный стаж как фактор становления профессиональной идентичности // Психологические исследования. – 2011. – №3. – С. 34-39.

4. Федорова Е.М. Проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы, 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-i-metody-psihologicheskoy-profilaktiki-i-korrektsii-professionalnyh-destruktsiy-lichnogo-sostava-uis (дата обращения 15.03.2020).

Просмотров работы: 51