Цифровая трансформация туристической отрасли - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Цифровая трансформация туристической отрасли

Стояненко А.Б. 1, Ханина А.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

21 век – эра цифровой реальности. Одним из основных трендов 2020 года является цифровая трансформация в индустрии туризма. Сегодня в условиях повсеместного распространения коронавирусной инфекции мировой туризм переживает не самые легкие времена. Сложно предположить, когда закончится кризис, но данные обстоятельства   требуют оптимизации бизнес-процессов почти во всех секторах туриндустрии. На помощь приходят digital технологии. Как отмечает президент Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства Грант Бабасян: «Весь мир и особенно туристическая сфера временно перешли в онлайн. За цифровизацией сегодня будущее и необходимо развивать направление цифровых технологий в сфере индустрии гостеприимства, вместе с производителями информационных технологий участвовать в IT-разработках мобильных приложений, онлайн платформ и поддерживать предпринимателей, которые создают инновационные продукты, отвечающие требованиям индустрии гостеприимства. Все это в дальнейшем обеспечит конкурентоспособность России на международных рынках». Коронавирусная инфекция кардинально изменила мир, но это не значит, что мы больше не будем путешествовать. Это значит, что мы будем путешествовать по-другому.

Следует отметить, что с каждым годом все больше и больше становится популярен самостоятельный туризм, а внедрение инновационных технологий способствует его быстрому развитию.

Анализ распространения данного феномена начнем с определения понятия «цифровая экономика» [5]. В настоящее время признается два подхода к трактовке этого понятия, представленные на рис.1.

Рис.1. Цифровая экономика

По мнению автора, трактовка, касающаяся всего экономического производства, носит более точный и полный смысл понятия цифровая экономика и включает в себя все инновационные явления digital реальности.

Вопрос о вхождении в цифровую экономику в настоящее время является ведущим для туристической деятельности. Представители турбизнеса обсуждает данный феномен на форумах, научно-практических конференциях, а также на профессиональных встречах и в процессе практической деятельности. Широкое распространение digital технологий в туристической сфере, их внедрение в процессы создания уникальных туристических продуктов на основе профессиональных компетенций формируют новые направления интеграции в туризме на основе цифровой трансформации.

Таким образом, под термином «цифровая трансформация» стоит понимать радикальные изменения во всех отраслях предприятия: политике, технологии, логистике и что, особенно важно корпоративной культуре предприятия. Цифровизация требует трансформировать все этапы бизнеса от технологических процессов до маркетинговых процессов, брать во внимание, как факторы внешней среды, так и внутренней. Обязательно учитывать опыт зарубежных стран, которые уже перешли к технологическому укладу [1].

Безусловно, применение современных алгоритмов повышает скорость работы, позволяя решать более масштабные задачи [8]. В первую очередь, это информационные системы электронного поиска туристических маршрутов, бронирования, продаж. Благодаря этим системам туристские организации генерируют значительный уровень сервиса, посредством использования инновационных технологий, направленных на совершенствование туристических продуктов.

Туризм исследует и применяет цифровые технологии с целью сократить путь от ознакомления туриста с продуктом до его покупки [4]. Как отмечает Дулат Иман, директор Департамента PR и Маркетинга национальной компании Kazakh Tourism: «На сегодняшний день 3,5 млрд. человек имеют доступ в интернет. В это число входят люди всех возрастных групп, с разным заработком и социальным статусом. Данный показатель растет с каждым годом. Если раньше считалось, что интернетом в основном пользуется молодежь, то в данный момент все больше и больше взрослого и пожилого населения, особенно за рубежом, ежедневно пользуются социальными сетями и используют интернет для поиска информации» [10].

Тем не менее, исследователи отмечают недостатки в активном применении автоматизированных рабочих мест в сфере обслуживания. Это приводит к безработице, так как все большее число офисных сотрудников заменяется автоматизированными системами, способными быстрее анализировать запросы клиента и выдавать информацию. Также, стоит отметить, что чем больше сервиса и услуг представлено в виртуальном пространстве, тем труднее становится найти работу людям, не имеющих опыта работы в данной цифровой области [2] .

Таким образом, создаются тенденции, оказывающие значительное влияние на формирование социальных направлений. Например, изменение в восприятии пространства и времени [9]. Интернет-коммуникации как часть цифровых технологий позволяют современному человеку увидеть, услышать, приобщиться к событиям, имеющим культурно-познавательное значение вне зависимости от того, в каком часовом поясе, на каком расстоянии они происходят.

В настоящий момент цифровые решения – ключевой элемент развития туризма во всех элементах цепочки создания стоимости [6]. Так, лоукостеры делают доступными любые уголки мира, платформы
в области глобального транспорта объединяют услуги в сфере транспорта и проживания, sharing-услуги выводят на новый уровень доступность проживания для ограниченных по бюджету потребителей, а агрегаторы предложений дают возможность легко и быстро сравнивать цены, условия и оценку услуг другими потребителями.

В заключение следует отметить, что туристская индустрия сталкивается с новой реальностью, в которой очень важно идти в ногу с быстро развивающейся сферой digital [7].Внедрение цифровых технологий приводит к существенным трансформациям в данной отрасли. Возникающие тенденции требуют качественного исследования, поскольку затрагивают базисные аспекты как индивидуального, так и общественного развития. Формируется комплекс социальных явлений, создающих промышленно-туристическую интеграцию.

Как показывает мировой опыт, благодаря использованию цифровых технологий, у многих уже традиционных туристических маршрутов появляется второе «дыхание», а также возникают новые, ранее недоступные направления [3]. Вследствие чего, в развитии регионального туризма необходимо сочетать несколько подходов, включая элементы цифровой экономики. Поскольку, именно комплексный подход к развитию туризма позволяет снизить общие риски и повысить эффективность.

СПИСОК СПРАВОЧНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бугин Ж., Танги К. Шесть признаков успешной цифровой трансформации // Harvard Business Review Россия. - 06.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/ Дата обращения: 04.12.2020.

2. Герчикова Е.З., Спиридонова Е.П., Социологические аспекты трансформации сферы рекреации и туризма в условиях цифровой экономики // Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) С. 45-49.

3. Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://digitalbusinessmodel.ru/page7181064.html Дата обращения: 04.12.2020.

4. Как цифровые технологии влияют на развитие туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: URL https://the-steppe.com/news/a/a/kak-cifrovye-tehnologii-vliyayut-na-razvitie-turizma Дата обращения: 04.12.2020.

5. Першина Э.С., Дараган С.В. К вопросу об информационных технологиях в туризме // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 1. С. 34-37.

6. Цифровой туризм: какие сегменты рынка организованных путешествий оцифровываются прежде всего? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://firstlinesoftware.ru/news/blog/345-tsifrovoj-turizm-kakie- Дата обращения: 04.12.2020.

7. Стратегии digital-трансформации в туризме. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://vc.ru/marketing/47825-strategii-digital-transformacii-v-turizme Дата обращения: 04.12.2020.

8. Цифровая трансформация в туризме: тренды 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://vc.ru/flood/85973-cifrovaya-transformaciya-v-turizme-trendy-2020 Дата обращения: 04.12.2020.

9. Черевичко Т. В., Т. В. Темякова. Цифровизация туризма: формы проявления [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.mce.su/rus/presentations/p356550/ Дата обращения: 12.12.2020.

10. Шаховалов Н.Н. Основные тенденции развития Интернет технологий и цифрового маркетинга в сфере туризма и сервиса // XVIII Международная научно-практическая конференция 2016. Издательство: АлтГТУ, С. 140-145.

Просмотров работы: 559