АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Краснова О.В. 1, Ханина А.В. 1
1Южный Федеральный Университет, Высшая школа бизнеса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из ключевых целей Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года является повышение социальной и экономической роли туризма в стране. На практике его социальная роль осуществляется через предоставление населению больших возможностей доступа к туризму и обеспечению разнообразным туристическим продуктом.

Экономическая роль туризма определяется пополнением бюджета различных уровней, созданием рабочих мест и стимулированием, благодаря так называемому мультипликативному эффекту, смежных сфер деятельности, к примеру, торговли и сферы услуг, транспорта, связи, легкой промышленности.

Уровень влияния туристской индустрии на экономику субъектов Российской Федерации в среднем по стране остается невысоким, к тому же он характеризуется географической избирательностью.

Ростовская область является перспективным регионом в общероссийском сегменте индустрии туризма, что обусловлено многими факторами, в частности географическими, климатическими, культурными особенностями дестинации. Чтобы дать оценку уровня развития туризма в регионе сегодня, необходимо количественно измерить его вклад в хозяйственную деятельность Ростовской области.

Экономическая составляющая регионального туризма выражается прежде всего в доле туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте (ВРП) и количестве рабочих мест в рассматриваемой сфере деятельности. Первый показатель в Донском регионе составляет 1,18%. [1] Это довольно скромная цифра для одной из самых прибыльных отраслей экономики. В Южном Федеральном округе Ростовская область по удельному весу туризма в ВРП уступает туристическим гигантам страны – Краснодарскому краю и республике Крым – в несколько раз. Такая дифференциация объясняется многими причинами и в первую очередь неравными туристско-рекреационными ресурсами регионов, степенью их освоения и эксплуатации, эффективностью управления туристской сферой, качеством оказываемых услуг и т.д.

Удельный вес занятых в деятельности гостиниц и предприятий общественного питания в Ростовской области имеет также невысокое значение – 35,7 тыс. человек (на 2018 год) или 1,8% от численности экономически активного населения региона. Для сравнения, в 2017 году эта параметр был незначительно ниже – 35,5 тыс. человек.[2]

Инфраструктура размещения также позволяет оценить потенциальные возможности развития туризма на определенной территории. Так, в 2019 году в субъекте успешно функционировали 626 коллективных средств размещения (КСР), которые в общей сумме располагали 37,1 тыс. местами. При этом численность размещенных лиц в КСР была равна 1 277,3 тыс., всего в донских гостиницах и отелях туристы провели 2 925 тыс. ночевок.[3] Прирост численности лиц, размещенных в КСР (к 2018 году) составил 5%, согласно официальному отчету донского Правительства.

В разрезе субъектов Российской Федерации по совокупной численности КСР Ростовская область занимает 6 место, уступая Краснодарскому краю, республике Крым, Московской области, Москве и Санкт-Петербургу. Однако по количеству мест в них Донской край входит только в 20-ку лидеров среди российских регионов (15 место).[4]

Говоря о предприятиях сферы туризма нельзя обойти такую важную характеристику как количество туристских фирм, которых в области, по состоянию на 2018 год, было зарегистрировано 322 единицы. В общей сумме они реализовали 85 тыс. турпакетов. [5, с. 441-442] Годовой прирост значений обоих параметров составил 17% и 32% соответственно. Положительная динамика данного показателя во многом объясняется проведением в регионе матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Характерно, что туристские фирмы, представленные на Дону, ориентированы больше на выездной туризм: в 2018 году численность граждан, отправленных в зарубежные туры, составила 118,2 тыс. человек против 78, 8 тыс. туристов, путешествующих по России. [5, с. 443] Конечно, в 2020 году соотношение международных и внутренних туров из Ростовской области изменилось в пользу последних по независящим от туристских фирм причинам. Региональные туроператоры отдают предпочтение выездному туризму (в иностранные государства либо в другие регионы России) в силу отсутствия устойчивого запроса на туристические услуги на рынке своей территории.

По имеющимся данным на 2016 год, объём туристических услуг на Дону составлял 2634,2 млн. рублей. [6] Данный параметр из года в год демонстрирует стабильный рост (на 8,3% по отношению к 2015 году), однако остается невысоким в общероссийской туристической статистике регионов.

Увеличивается не только абсолютная доходность предприятий туристской индустрии, но также стабильно продолжает расти количество туристов в Ростовской области. В прошлом году Дон в туристических целях посетило около 1,5 млн человек, среди которых как граждане Российской Федерации, так и иностранные гости. По сравнению с 2018 годом был обеспечен рост турпотока на 7%, а за последние 5 лет этот показатель увеличился на 44%.

Таким образом, ведущие критерии успешного развития туристической отрасли в мире, в стране, в отдельном регионе – это экономические параметры. Невысокие абсолютные значения большинства экономических показателей туристской индустрии в Ростовской области говорят о том, что донской туризм следует развивать. В первую очередь усовершенствований и доработок требует туристская инфраструктура региона: необходимо не только открывать новые гостиницы, пункты питания, транспортные маршруты и туристические фирмы, но и повышать качество и разнообразие предоставляемых услуг. Это позволит устанавливать адекватную цену на туристический продукт, который будет отвечать ожиданиям потребителя.

В ситуации высокой конкуренции в макрорегионе популяризация туризма в Ростовской области должна проводиться при помощи эффективной рекламной стратегии с привлечением средств массовой информации.

Региональные власти заинтересованы в развитии туризма на Дону. В 2018 году принята новая государственная программа Ростовской области «Развитие культуры и туризма» на 2019-2030 гг., основная цель которой заключается в формировании конкурентоспособной туристской индустрии. Развивать туризм невозможно изолированно, поэтому важно решить имеющиеся проблемы в других сферах, к примеру, необходимо повысить уровень жизни населения, снизить показатели преступности в регионе и т.д.

Несмотря на существующие проблемы туристической отрасли, проведенный анализ позволяет констатировать позитивную динамику развития туризма: растет туристический поток, объём туристических услуг, количество туристских фирм, численность туристов, размещенных в КСР и т.д. Согласно туристическому рейтингу регионов, который ежегодно составляют центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», Ростовская область в 2019 году занимала 15 место, поднявшись за год на одну позицию.[7]

В то же время высокий туристический потенциал региона используется не в полной мере. Решить существующие проблемы и преодолеть сдерживающие факторы возможно при грамотной маркетинговой стратегии развития и популяризации туристского продукта на внутреннем и международном рынках, должном финансировании отрасли, повышении эффективности управления на региональном и муниципальных уровнях, а также решении общих проблем в других секторах экономики. Это позволит к 2024 году развить туристический потенциал области и войти в 10-ку ведущих регионов в сфере туризма в России.

Список использованных источников

Отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» за 2019 год // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/result-report/652/ (дата обращения: 25.11.2020).

Рынок труда и занятость населения // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: https://rostov.gks.ru/folder/29049 (дата обращения: 26.11.2020).

Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма – 2020 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 25.11.2020).

Закиров И. В., Саттарова Г. А Региональные особенности развития туризма в России // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 4 (70). 2018. №2

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 1206 с.

Объем туристских услуг, оказанных населению. // «Федеральное агентство по туризму» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-porf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/ (дата обращения: 01.12.2020)

Национальный туристический рейтинг-2019 // Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» [Электронный ресурс]. URL: http://russia-rating.ru/info/17205.html (дата обращения: 01.12.2020).

Морозов М.А, Морозова Н.С, Карпова Г.А, Хорева Л.В. Экономика туризма. Учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 320 с.

Просмотров работы: 225