ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ КО-МАРКЕТИНГА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ КО-МАРКЕТИНГА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Али Рахаф 1, Шевченко А.О. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Annotation: The importance of co-marketing in the modern world is gradually growing. A high level of competition requires companies to search for new innovative development ideas. Many companies, including companies in the tourism industry, are aware of the advantages of this marketing tool and gradually include it more and more in their development and promotion strategies.

 

В современном мире, в жестких условиях высокой конкуренции между компаниями появляется необходимость расширения круга своих партнеров для максимально плодотворного существования в своем рынке или нише. Высокоэффективная деятельность не может происходить на фоне замкнутости и самостоятельности любой отдельной компании, отсюда и следует необходимость поиска новых путей сотрудничества и взаимодействия с другими организациями. Поэтому, со временем, возникают такие новые формы и направления деятельности, как двойной брендинг, кросс-маркетинг, коалиционная программа лояльности и ко-брендинг. Все они являются главными инструментами совместного маркетинга.

Рассмотрим несколько определений ко-маркетинга, известных на сегодняшний день.

Согласно определению ассоциации ко-маркетинга России, ко-маркетинг или совместный маркетинг – это форма маркетинговой деятельности, предполагающая партнерское взаимодействие двух и более бизнес единомышленников, для создания новых предложений, товаров и услуг [1].

Ко-маркетинг или совместный маркетинг – это совместное управление созданием услуг и товаров, а также механизмами их реализации на рынке, представляющие собой единый комплексный процесс с общими целями и задачами. В более узком смысле ко-маркетинг рассматривается как формальная связь между двумя или более бизнес-структурами, совместно реализующими товары на рынке [2].

Ко-маркетинг основывается на взаимодействиях нескольких компаний, которые объединили свои возможности и ресурсы ради совместного производства, продвижения и продажи товара или группы товаров. Дж. Нарус и Дж. Андерсон в своей статье пишут, что появление совместного маркетинга означает «… взаимное понимание и признание того, что успех конкретной фирмы теперь частично зависит от другой фирмы…» [3].

Все вышеописанные определения ко-маркетинга схожи между собой, так как они говорят о совместном партнерском сотрудничестве нескольких компаний. Интерес представляет определение, данное исследователями Дж. Нарусом и Дж. Андерсоном. Они уточняют психологическую составляющую такого взаимодействия – это «понимание и признание», что успех компаний зависит от их совместной работы.

Прежде всего, ко-маркетинг является разновидностью, своеобразным ответвлением маркетинговой деятельности предприятий, тем не менее есть важный момент - он серьезно противоречит изначальной концепции традиционного маркетинга. По своему изначально заложенному смыслу маркетинг как таковой предполагает, что для исполнения запланированных задач, организации следует выявлять потребности целевых сегментов и воссоздавать их в своих товарах или услугах ощутимо лучше, чем это могут прямые конкуренты [4]. Соответственно это противоречит главной концепции ко-маркетинга – совместному сотрудничеству нескольких компаний с целью реализации товаров или услуг.

Основными инструментами ко-маркетинга на сегодняшний день являются: двойной брендинг, кросс-маркетинг, коалиционная программа лояльности и ко-брендинг. В истории существует не мало примеров использование данных инструментов на практике в сфере туризма:

1. Двойной брендинг представлен ярким примером сочетания двух, на первый взгляд, совершенно неожиданных сфер бизнеса. В своей недавней рекламной кампании фирма Nutella и национальное агентство по туризму Италии создали лимитированную линейку этикеток на продукции с тематикой «Ti Amo Italia» с видами страны и возможностью своеобразного виртуального путешествия по главным достопримечательностям через рисунок на самой упаковке и QR-код. [5] Данный инструмент позволяет расширить каналы дистрибуции без дополнительных денежных вложений, а также увеличивать охват недоступных ранее сегментов рынка.

2. Примером использования кросс-маркетинговых инструментов в туризме является взаимодействие двух крупных компаний, работающих в мало связанных между собой нишах. Крупная международная сеть отелей и курортов класса люкс «Fairmont Hotels&Resorts» несколько лет назад организовала и ввела в действие свою программу Fairmont Fit для членов Президентского клуба (программа лояльности гостевых привилегий). Во время действия данной акции постояльцы отеля находили в своих номерах комплект спортивной формы от бренда Reebok, состоящий из спортивного костюма и обуви. После тренировки в фитнес-зале или на уличных спортивных площадках объекта размещения гости могли оставить свою грязную форму в номере, а на утро, по условиям программы, ее заменяли на новую от этой же фирмы вместе с полотенцами. Также у привилегированных гостей была дополнительная возможность купить спортивную форму по ценам партнерской программы лояльности [6]. Данный инструмент помогает в привлечении клиентов, повышении узнаваемости и увеличении продаж. Партнеры получают двойную выгоду, а заинтересованность потребителей растет, потому что они могут купить товары и услуги на более выгодных условиях.

3. Ярким примером коалиционной программы лояльности является «Аэрофлот-БОНУС». У клиентов этой компании есть возможность копить и тратить мили в ряде крупнейших отелей, ресторанов, сервисах такси и даже обменивать бонусы других программ на премиальные мили [7]. Такой инструмент продвижения активно используется многими брендами в качестве дополнительного средства стимулирования продаж и повышения лояльности потребителей. Анализ проведенных акций показал, что покупатели активно участвуют в накоплении бонусных баллов, рублей или миль, стремясь воспользоваться преимуществами программы.

4. Примером ко-брендингового сотрудничества является взаимодействие брендов Amazon и JetBlue. Компании устроили акцию - все пасажиры JetBlue, обладающие аккаунтом Amazon, могли бесплатно пользоваться WiFi (Fly-Fi) на борту самолётов для стриминговых сервисов компании (и любых других: электронные книги, приложения, игры). Сервис Fly-Fi изначально бесплатный, но его расширенная версия, включающая возможность стриминга является платной. Также, авиакомпания в рамках сотрудничества, начисляет бонусы лояльности TrueBlue за каждый потраченный доллар на сайте Amazon во время полета [8]. Направление применения данного инструмента для компаний — это способ взаимной рекламы фирм, чьи товары и услуги удобно сочетаются между собой для клиента при их покупках и потреблении, что и проиллюстрировал пример.

Основными и наиболее значимыми преимуществами ко-маркетинга являются:

- Приумножение существующих способов и инструментов для достижение обозначенного охвата целевой аудитории. Компания-партнер практически сразу имеет возможность получить доступ к новым, не освоенным или мало освоенным ранее каналам распределения;

- Оба ко-маркетинговых партнера могут поделиться друг с другом ценными знаниями и личным опытом о продажах и продвижении, используемых за время своей работы;

- Разделение прибыли и части издержек на рекламу и продвижение также вызывают не малый взаимный интерес, ведущий к прямой финансовой выгоде;

- Совместное взаимодействие способствует объединению бюджетов и возможностей всех участников, что позволяет реализовать компанию с большим диапазоном, чем мог бы себе позволить каждый из участников в отдельности;

- При взаимодействии, компании могут делать ставку на высокую лояльность целевой аудитории к товарам или услугам своего партнера, чтобы также успешно сформировать лояльность и по отношению к себе.

Многие предприятия индустрии туризма, как же, как и другие, нуждаются в правильно выстроенной и сбалансированной маркетинговой стратегии. Поэтому крайне важно следовать и соответствовать многим современным тенденциям, а также комплексно внедрять их в свою деятельность в сфере продвижения собственных товаров и (или) услуг для максимально эффективной деятельности. Ко-маркетинг может стать более чем полезным инструментом для туристского бизнеса, что доказывает множество успешных примеров взаимодействия. Тем не менее всегда нужно учитывать все положительные и отрицательные последствия не только ко-маркетингового, но и любого другого взаимодействия. Так как у предприятий индустрии туризма может быть достаточно долгий срок окупаемости, то концепции сокращения издержек на увеличение узнаваемости и повышение притока клиентов ценятся наиболее высоко.

Список литературы

Официальный сайт Ассоциации Ко-Маркетинга России [Электронный ресурс] // URL: www.aco.ru (дата обращения: 20.11.2020).

Хмелькова Н. В. О формах ко-маркетинга. Журнал «Экономика». [Текст] Выпуск № 27. 2010 год. - C. 15-17

Anderson J. C., Narus J. A. A model of distribution ferm and manufacturer firm working partnership. [Текст] Journal of Marketing. 1990. № 54 (January). - C. 42-58

Любарский И. С. Маркетинг. Без тормозов. [Текст] Журнал "Новый маркетинг" (№2, 2006 год.) - C. 21

Отраслевой портал и каталог производителей и поставщиков упаковки [Электронный ресурс] // URL: https://news.unipack.ru/81836/ (дата обращения: 22.11.2020).

Официальный сайт сети отелей Fairmont Hotels&Resorts [Электронный ресурс] // URL: https://group.accor.com/en/brands/luxury/fairmont (дата обращения: 25.11.2020).

Официальный сайт компании Аэрофлот и программы «Аэрофлот-БОНУС» [Электронный ресурс] // URL: https://www.aeroflot.ru/partners/ (дата обращения: 25.11.2020).

Официальный сайт авиакомпании JetBlue [Электронный ресурс] // URL: https://trueblue.jetblue.com/amazon (дата обращения: 25.11.2020).

Просмотров работы: 13