В настоящее время проблемы репутации, общественного мнения о конкретном образовательном учреждении, и, следовательно, проблемы формирования и управления привлекательным образом детского сада, школы, вуза становятся важными, получают все более обширный резонанс в сфере образования, в средствах массовой информации, на уровне межличностного общения педагогов, обучающихся и их родителей. Заинтересованность к ним обусловлена комплексом причин, и одна из них в том, что реформирование образовательной системы России повлекло за собой увеличение субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании миссии организации, ее образа, общественного мнения.
Конкурентоспособность - это способность привлечения и удержания стабильной потребительской текучести на основании конкурентоспособных методов и действий, иными словами, на основании того, чем может привлечь организация своих потенциальных клиентов [3].
Конкурентоспособная дошкольная образовательная организация (ДОО) отличается наличием лидерских позиций, обладает несомненным авторитетом, признанием в социальном и профессиональном сообществе, оказывая влияние на развитие других учреждений в сфере дошкольного образования, пробуждая активность и интерес субъектов образовательных отношений. Индивидуальные конкурентные преимущества конкретной ДОО могут выражаться в наличии особых ресурсов, отличных от других ДОО, что и определяет успех в достижении целей и эффективность реализации профессиональной деятельности.
На основании аналитических данных формулируются возможные конкурентные стратегии ДОО, составляется программа развития, учитывающая специфику предоставляемых образовательных услуг и особенности конкурентной политики. Результатом ее реализации становятся внутрисистемные изменения связей, выраженные в индивидуально-личностном и профессиональном совершенствовании педагогов [2]. Данные изменения проявляются в высокой степени развития профессиональных компетенций, мобильности, профессиональной и личностной культуре, этичности, мотивации к профессиональным достижениям, лидерском потенциале, др. Кроме того, педагоги получают социальную оценку своей профессиональной квалификации, приобретают новый профессиональный и социальный статус, новые качества, свойства, характеристики, важные для повышения конкурентоспособности, как собственной, так и в целом для ДОО.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, одним из них является недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, что подтверждает необходимость внесения в управленческие задачи руководства ДОО – развитие конкурентоспособности. Решение указанной проблемы возможно различными способами, в рамках нашего научного исследования мы остановимся на организационной культуре как способе повышения конкурентоспособности ДОО [1].
Организационная культура – это система убеждений, норм, ценностей, мировоззрение, психологический климат коллектива, который можно направить в определенном направлении [4]. Носителями являются люди. Часто в учреждениях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, которая оказывает активное воздействие на членов организации, изменяющей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
К документам, определяющим необходимость работы в учреждении над организационной культурой мы отнесем следующие. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, что, на наш взгляд, обеспечивается формированием корпоративной культуры) [1];
Устав ДОО (в котором прописаны нормы поведения сотрудников, нормы в одежде, нормы в дизайне и обстановке помещений и т.д.);
Положение о нормах педагогической этики ДОО (где прописан свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в образовательной организации)
Должностная инструкция (где отражены требования, выдвигаемые к работникам организации в соответствии с должностью, должностные обязанности сотрудников, их права и ответственность).
Разработка проблемы организационной культуры тесно связана с развитием теории организации и научного менеджмента в трудах Ф.У. Тейлора, А. Файоля, О. Шелдока. Развитие теории организации с точки зрения ситуативного подхода и зарождение теории корпоративной культуры связано с именами Э. Триста, К. Бэмфорта, П. Лоуренса и Дж. Лорша [5].
Важность организационной культуры заключается в том, что она даёт возможность без административного нажима, естественными способами отобрать самые результативные межличностные отношения, направленные на достижение внутрикорпоративных целей, и соответствующие модели поведения сотрудников. Включая такие ценности как творческая направленность, компетентность, способность к внутренней и внешней образовательной конкуренции, к коллективной работе, развитие гордости за образовательное учреждение, корпоративная культура повышает сплоченность персонала компании, координирует слаженность в их поведении. При успешном управлении указанными ранее элементами организационной культуры, на наш взгляд, возможно эффективное и устойчивое поддержание конкурентоспособности в ДОО.
Таким образом, организационная культура является неотъемлемым элементом в существовании педагогических коллективов образовательных организаций. Уровень развития организационной культуры может выступить, на наш взгляд, важным фактором в обеспечении высокой конкурентоспособности дошкольной образовательной организации. Однако для этого в ДОО должны быть реализованы условия развития условия развития организационной культуры и разработаны четкие рекомендации руководству ДОО по развитию конкурентоспособности организации.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
2. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.
3. Вирабова, М.Р.Повышение конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования: Автореф.дис. к.э.н.: 08.00.05. –Кисловодск, 2011. –161 с.
4. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. - М.: Ленанд, 2017. - 248 c.
5. Персикова, Т. Н. Корпоративная культура / Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2015. - 288 c.