РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОГО ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОГО ПОДРОСТКА

Ермакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст является одним из важных периодов взросления, когда под воздействием ведущего вида деятельности возникает потребность в увеличении контактов с окружающими людьми, то есть расширяется социальная среда, имеющая не только мощный воспитательный потенциал, но и определенные риски. Ввиду возрастных особенностей, формирующаяся и неустойчивая личность подростка довольно восприимчива к внешним воздействиям, поэтому имеющиеся недостатки среды приводят к социальной запущенности детей, отсутствию положительной системы ценностей, следствием чего является безнадзорность.

На данный момент правовой основой, регулирующей проблему безнадзорности несовершеннолетних, является Федеральный закон Российской Федерации № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нем отмечается, что безнадзорный – это «несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц» [1].

Исходя из определения, можно сделать вывод, что особенности семейного окружения являются основополагающим фактором социально-психологического неблагополучия подростков. Разнообразие социальных проблем, влияющих на развитие современной семьи, способствует отчужденности подростка от системы семейных ценностей и нарушению детско-родительских отношений. Вследствие данных негативных явлений большинство детей подвергается стихийному влиянию улицы, что зачастую формирует у них отрицательную систему ценностей и соответствующие модели поведения. Современная социальная среда предоставляет для подрастающего поколения широкий выбор моделей девиантного поведения, поэтому дети, оторванные от семейного воспитания, чаще всего попадают под негативное влияние уличной среды.

Таким образом, безнадзорные подростки требуют особого внимания не только со стороны ближайшего окружения, но и специалистов различных социальных учреждений. Для того, чтобы скорректировать нарушенный процесс социализации, восстановить социальные связи безнадзорного подростка с обществом, необходима эффективная организация индивидуального сопровождения с учетом возможных ресурсов личности и микросреды.

Термин «ресурс» в переводе с французского языка означает денежные средства, ценности, запасы или возможности, источники доходов для использования при необходимости. Исходя из данного определения, можно отметить, что впервые ресурсный подход нашел свое отражение в экономической и социологической научных областях в период 50-70-х годов XX века [2].

Отечественным представителями ресурсного подхода в социологии являются Н. Е. Тихонова, А. Н. Красилова, В. И. Ильин, В. А. Ядов, которые рассматривают ресурсы индивидов как основной фактор социального неравенства российского общества. Кроме того, анализируя различные структуры ресурсов, во многих из них особая роль отводится индивидуально-личностному компоненту, так как именно они по мнению многих авторов обуславливают использование других социальных ресурсов (способствуют или препятствуют их преобразованию) [3].

Таким образом, идеи ресурсного подхода имеют личностно-ориентированные и гуманистические основания, что определяет его развитие в гуманитарной сфере, а именно способствует решению вопросов воспитания подрастающего поколения в условиях современных вызовов и кризиса первичных институтов социализации (семья, образование).

В социально-педагогической литературе понятие «ресурс» (С. А. Хазова, Е. А. Петрова, Е. Ю. Кожевникова) рассматривается как результат проживания субъектом трудных жизненных ситуаций. Согласно мнению отечественных ученых, успешность решения человеком жизненных проблем зависит от доступности имеющихся ресурсов (открытие, осознание и актуализация ресурсов представляют новые возможности для развития личности). При взаимодействии человека с окружающим миром происходит расширение ресурсной базы (на различных этапах индивидуального развития человек приобретает новые как внешние, так и внутренние ресурсы) [4].

Общепринятой и наиболее известной классификацией ресурсов является подход к их разделению на две группы:

индивидуальные (когнитивные: интеллект, творческие способности; личностные: эмоциональная устойчивость, воля, жизнестойкость, осознанность целей);

средовые (социальные условия: психологический климат коллектива, особенности отношений в семье; социально-экономические условия: статус семьи; физические условия: условия жизни в целом) [4].

Исходя из этого, ресурсный подход направлен на повышение эффективности социально-педагогической деятельности, способствующей изменению ресурсного состояния индивида или группы (изменение социального статуса или роли в общественном взаимодействии посредством освоения новых ценностей, норм и моделей поведения).

Социальные ресурсы поддерживают социально-педагогическую практику, а их отсутствие вызывает затруднения в решении задач социализации ребенка в условиях общественных перемен. Однако современная социально-педагогическая практика – это не только относительно самостоятельный компонент общей социальной системы, но и особый ресурс, способствующий преодолению противоречий и решению различных проблем общественной жизни. Социальные педагоги оказывают существенную помощь образовательной организации и иным учреждениями в осуществлении и коррекции процессов воспитания и образования детей и подростков из наиболее уязвимых слоев населения [5].

Одним из эффективных методов преодоления подростковой безнадзорности является организация психолого-педагогического сопровождения. Согласно мнению С. А. Расчетиной, сопровождение – это «процесс восстановления, преобразования нарушенных отношений, процесс совместного «движения сквозь жизнь», базирующийся на помогающих отношениях в трудных точках жизненной ситуации» [5].

С точки зрения ресурсного подхода, сопровождение безнадзорного подростка будет заключаться в использовании как средовых, так и человеческих ресурсов, то есть возобновляемых и многообразных запасов творческой энергии личности, но способных деградировать и обесцениваться. В данном случае основная проблема заключается в раскрытии, прежде всего, существующего потенциала личности подростка (специалиста, группы или коллектива), а также в поиске механизмов их эффективного использования [5].

Таким образом, основными направлениями психолого-педагогического сопровождения безнадзорного подростка являются:

диагностический этап (изучение как индивидуально-психологических особенностей личности подростка, так и социально-психологических характеристик коллектива);

консультационный этап (оказание необходимой психологической помощи участникам сопровождения);

коррекционная работа (система мер, направленных на исправление выявленных недостатков);

развивающая работа (система мер, направленных на раскрытие потенциальных возможностей подростка);

психологическое просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности субъектов системы сопровождения).

Список литературы

Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : федер. закон : от 24.06.1999, № 120-ФЗ (действ. ред. 1999). – Электрон. дан. – Режим доступа : http://base.garant.ru/12116087/, свободный (дата обращения: 29.11.2020). – Загл. с экрана.

Тимонин, А. И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике [Электронный ресурс] А. И. Тимонин // Экономика образования. – №4. – 2008. – C.170-171. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-obosnovaniyu-ponyatiy-potentsial-i-resurs-v-pedagogike/viewer, свободный (дата обращения: 29.11.2020). – Загл. с экрана.

Сорокин Н. С. Ресурсный подход в изучении роли наемных работников в социальном партнерстве: к методологии исследования [Электронный ресурс] Н. С. Сорокин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – №1 (11). – 2018. – C.105-115. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-podhod-v-izuchenii-roli-naemnyh-rabotnikov-v-sotsialnom-partnerstve-k-metodologii-issledovaniya/viewer, свободный (дата обращения: 29.11.2020). – Загл. с экрана.

Ларионова, Л. И. Проблема ресурсного подхода в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] / Л. И. Ларионова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – № 6А. – 2017. – С. 50-58. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2017-6/5-larionova.pdf, свободный (дата обращения: 29.11.2020). – Загл. с экрана.

Расчетина, С. А. Социальная педагогика [Электронный ресурс] : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 416 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/434010/p.24, доступ из НЭБ «Юрайт» (дата обращения: 29.11.2020). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 35