ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Суханов П.М. 1, Дворянинова Е.И. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет инженерных технологий"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье уделено внимание развитию цифровой экономики как новому этапу управления человеческой деятельности. Развитие цифровой экономики в свою очередь невозможно без квалифицированных специалистов, обучающихся, в том числе, по направлению подготовки 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура, которые в будущем смогут решить проблему снабжения страны экологически чистыми отечественными продуктами. В неразрывной связи с цифровой экономикой стремительно развивается и цифровое образование, которое не ограничивается только профессиональным образованием, но включает также средства, технологии и ресурсы, создающие общую цифровую среду, доступную для любого человека: средства связи, Internet, цифровой контент и т.д. Таким образом, совокупность новых цифровых технологических возможностей способствует формированию индивидуальной траектория развития - образовательного пространства, создаваемого под запрос студента и при его непосредственном осознанном участии.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, цифровая экономика, водные биоресурсы и аквакультура.

The article focuses on the development of the digital economy as a new stage of human activity management. The development of the digital economy, in turn, is impossible without qualified specialists who are trained, including in the direction of training 35.03.08 Water bioresources and aquaculture, who in the future will be able to solve the problem of supplying the country with environmentally friendly domestic products. Inextricably linked to the digital economy, digital education is also rapidly developing, which is not only limited to professional education, but also includes tools, technologies and resources that create a common digital environment accessible to everyone: communications, the Internet, digital content, etc. Thus, the combination of new digital technological capabilities contributes to the formation of an individual development trajectory - an educational space created at the request of the student and with his direct conscious participation.

Keywords: agro-industrial complex, digital economy, water bioresources and aquaculture.

Развитие агропромышленного комплекса и рыболовства создали повышенный спрос на квалифицированные кадры. Одним из самых популярных направлений рыболовства стало прудовое, поскольку в РФ под такие водоемы выделены тысячи гектаров. Это позволяет не только не нарушить естественного баланса в морях и реках, но и контролировать процесс разведения рыбы.

В настоящее время много внимания уделяется развитию цифровой экономики как новому этапу управления человеческой деятельности. Перспективность и важность для страны развития цифровой экономики подчеркивает принятие Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации 2024» [1, 2, 3].

Развитие цифровой экономики в свою очередь невозможно без квалифицированных специалистов, обучающихся, в том числе, по направлению подготовки 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура, которые в будущем смогут решить проблему снабжения страны экологически чистыми отечественными продуктами. Для этого понадобится в несколько раз увеличить объемы вылова рыбы, решить вопрос с разведением ракообразных, и наладить товарное производство. Особенно важно, чтобы после окончания вуза студент смог достаточно быстро влиться в рабочий процесс, он должен быть готов к выполнению тех операций, которые присутствуют в данное время в рыбохозяйственном комплексе [5].

В неразрывной связи с цифровой экономикой стремительно развивается и цифровое образование. Основной целью федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» (утвержден в 2016 г.) является создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства путем широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов (МООК) с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет [1].

Следует отметить, что цифровое образование не ограничивается только профессиональным образованием, но включает также средства, технологии и ресурсы, создающие общую цифровую среду, доступную для любого человека: средства связи, Internet, цифровой контент и т.д.

При всем многообразии и сложности окружающей нас цифровой информационной среды нужно достаточно хорошо понимать возможности её использования в образовательном процессе по конкретным направлениям подготовки для формирования универсальных и профессиональных цифровых компетенций.

Обязательным компонентом организации учебного процесса в каждом вузе страны в настоящее время является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), содержание и условия функционирования которой также определены нормативно-правовой базой федерального уровня. Эта цифровая среда обеспечивает доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам. В ней фиксируется ход образовательного процесса, результаты промежуточной аттестации и результаты освоения образовательной программы, а также проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения. В ЭИОС формируется электронное портфолио обучающегося: выполненных работ, рецензий и оценок на эти работы, дипломов олимпиад, конкурсов и других индивидуальных достижений. ЭИОС обеспечивает взаимодействие между участниками образовательного процесса [1, 4, 6].

В системе цифрового образования ключевое место занимают и профессиональные компьютерные технологии, и программы. С их помощью формируются необходимые профессиональные компетенции. В учебном плане подготовки по направлению «Водные биоресурсы и аквакультура» на уровне бакалавриата предусмотрен цикл дисциплин, направленный на освоение специальных компьютерных технологий. К ним относятся в первую очередь: «Информационные технологии в рыбном хозяйстве», «Методы рыбохозяйственных исследований», «Методы оформления результатов рыбохозяйственных исследований», «Управление качеством на предприятиях рыбохозяйственного комплекса», «Планирование и организация эксперимента», «Компьютерная и инженерная графика» и др. Таким образом, изучение этих дисциплин позволяет студенту усвоить современные методы управлением водными биоресурсами и объектами аквакультуры.

Все большее значение для образовательного процесса приобретают открытые цифровые Интернет-ресурсы профессиональной деятельности (базы данных, коллекции, энциклопедии, справочники), к числу которых по направлению «Водные биоресурсы и аквакультура» относятся, в частности, многие специальные базы данных:

- http://www.fao.org/ - Департамент по рыболовству Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.

- http://www.larvalbase.org - База данных по личинкам рыб.

- http://www.eti.uva.nl/ - База по таксономии и идентификации биологических видов.

- http://www.biodat.ru/ - Биологическое разнообразие России.

- http://www.iucnredlist.org/ - Международная Красная книга.

- и другие.

Таким образом, совокупность новых цифровых технологических возможностей способствует формированию индивидуальной траектория развития - образовательного пространства, создаваемого под запрос студента и при его непосредственном осознанном участии.

Список литературы:

1. Тылик, К.В. Некоторые аспекты развития цифрового образования по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» / К.В. Тылик // VII национ. науч. – методич. конф. (Калининград, 8-10окт. 2019 г.). – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019. -С. 30-36.

2. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. // XX Апр. междунар. науч. конф, по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9-12 апр. 2019 г.). - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.

3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: http://govemment.ru/info/35568/ (дата обращения: 16.08.2019).

4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. - №3. – С. 25-36.

5. Дворянинова, О.П. Практико-ориентированный подход при подготовке обучающихся по направлению подготовки 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура» / О.П. Дворянинова, А.В. Соколов // Мат-лы XVI Всерос. науч.-практ. конф. под ред. проф. В.Н. Попова «Проблемы практической подготовки студентов (Содействие трудоустройству выпускников: проблемы и пути их решения)»:Воронеж. гос. ун-т инж. технол. - Воронеж: ВГУИТ, 2019. С. 126-130.

6. Дворянинова, О.П. Определение требований к результатам освоения образовательной программы по направлению «Водные биоресурсы и аквакультура» с использованием актуализированного ФГОС ВО на основе профессиональных стандартов / О.П. Дворянинова, Н.Л. Клейменова, Л.И. Назина, А.Н. Пегина // Мат-лы LVII отч. науч. конф. препод. и науч. сотруд. ВГУИТ за 2018 год: в 3 ч. Ч. 3 / Воронеж. гос. ун-т инж. технол. – Воронеж, 2019 - С. 124.

Просмотров работы: 8