Стресс и его проявления в контексте студенческой деятельности. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Стресс и его проявления в контексте студенческой деятельности.

Бондаренко Е.А. 1
1Ставропольский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:В данной статье рассмотрены основные характеристики стресса: его причины, стадии развития стрессовой ситуации факторы, уменьшающие влияния стресса на организм. В качестве научного подтверждения описываемого явления, проведен анализ результатов эмпирического исследования особенностей стресса у студентов, на основании исследования С.В. Чербиевой, С.Н. Бостановой. Делается вывод о том, что стресс является так называемой «неотъемлемой частью» повседневной жизни каждого студента.

Ключевые слова: стресс, причины стресса, учебный стресс, факторы уменьшающие влияние стресса, стадия тревоги, стадия резистентности, стадия истощения, адаптационный синдром.

Abstract:This article discusses the main characteristics of stress: its causes, the stages of development of a stressful situation, factors that reduce the effects of stress on the body. As a scientific confirmation of the described phenomenon, the results of an empirical study of the features of stress in students were analyzed on the basis of a study by S.V. Cherbieva, S.N. Bostanova. It is concluded that the problem of stress within the framework of modern science is not fully studied, and stress is the so-called "integral part" of the everyday life of each student.

Keywords: stress, causes of stress, educational stress, factors reducing influence of stress, anxiety stages, resistance stage, exhaustion stage, adaptation syndrome.

В России насчитывается более четырех миллионов студентов, каждый из которых испытывает различного рода трудности, связанные с учебой. Основной причиной этих трудностей является стресс. Проблемой стресса занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, в отечественной науке можно выделить таких ученых как В.А. Абабков, М.Я. Александров, Б.Х. Варданян, С.В. Субботин и др. говоря о зарубежной литературе, выделим Д. Гринберга, Л. Мерфи, Г.Селье и др. Значения слова «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», трактуется по-разному [3]. Идеи стресса и стрессоустойчивости очень популярны в науке. Так, термин стресс ко всему прочему широко применяется в биологии, для установления связи между психологическими и физиологическими явлениями.

Дать определение понятию стресс очень сложно, в силу того, что стресс может вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации или эмоции. Одним из ключевых моментов в исследовании стресса и его концепций является заметка Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Анализирую работы таких отечественных и зарубежных ученых, как В.В. Суворова, Г. Селье, можно выделить три основных определения понятия стресса.

Стресс, в переводе с английского стресс, нагрузка – не специфическая, т.е. общая, реакция организма на возникновение (как физическое, так и психологическое), нарушающее его гомеостаз; соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [3].

Стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [6].

Стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [2].

Говоря о стрессе, нам хотелось бы ввести понятие учебного стресса. Учебный стресс – состояние, характеризующееся чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, что приводит к задержке личностного развития, психосоматическим заболеваниям [4]. Исходя из определения понятия, можно предположить, что возможными причинами стресса у студентов могут являться:

- академические задолженности

- большое количество пропусков учебных занятий

- нехватка знаний по какой-либо дисциплине

- утомление, вследствие большого количества заданий, с коротким сроком сдачи

- возникновение конфликтных ситуаций с сокурсниками или преподавателями

- разочарование в выбранной профессии

Стоит отметить, что вышеперечисленные возможные причины стресса зависят от стрессоустойчивости конкретной личности.

В характеристике стресса выделяют также личностные факторы, влияющие на причины возникновения стресса. По нашему мнению к ним можно отнести:

- проблемы во взаимоотношениях с членами семьи

- смена места жительства

- проблемы во взимоотношениях со «второй половинкой»

- проблемы со здоровьем.

Когда мы говорим о стадиях стрессовой ситуации, стоит отметить, что именно Г. Селье обобщил результаты своих исследований и пришел к выводу о том, что развитие этой самой стрессовой ситуации проходит три стадии, которые отражают общий адаптационный синдром.

Первая стадия – стадия тревоги. Проявляется она при первом появлении стрессора, характеризуется снижением уровня резистентности организма, нарушением некоторых вегетативных и соматических функций организма.

Вторая стадия – стадия резистентности. Наступает при продолжительном воздействии стрессора в том случае, если возникает необходимость поддержания защитных реакций организма. при этом происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов.

Третья стадия - стадия истощения. Она наступает при нарушении механизмов регуляции защитно- приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. При этом адаптационные резервы уменьшаются снижается сопротивляемость организма.

Говоря о стрессе, нельзя не сказать, что влияние стресса можно уменьшить, для того, чтобы снизить его последствия. Такими факторами являются:

- предсказуемость внешних событий

- возможность заранее подготовиться к внешним событиям

- возможность контроля над событиями

- волевые качества личности.

Обращаясь к эмпирическому исследованию учебного стресса у студентов С.В. Чербиевой и С.Н. Бостановой, обратим внимание на то, что исследование было проведено с целью выявления особенностей стресса у студентов. В рамках исследования был применен «Теста на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых, с помощью которых авторы изучали волнение у студентов, его причины, признаки проявления и основные приемы снятия стресса [5].

В рамках исследования полученные данные рассматривали по семи шкалам: «общая картина стресса», «уровень постоянного стресса за последние три месяца учебы», «проявление стресса, связанного с учебой», «приемы снятия стресса», «волнение перед экзаменом», «признаки экзаменационного волнения».

Обобщая полученные данные по каждому вышеперечисленному критерию, можем сказать следующее:

- основными причинами возникновения стресса у студентов являются страх перед будущим, строгие преподаватели, нежелание учиться или разочарование в профессии, и нерегулярное питание.

- уровень постоянного стресса отмечают большинство испытуемых.

- большинство студентов испытывают стрессовое состояние по причине нехватки времени для подготовки к занятиям, лени, неуверенности в собственных силах.

- в качестве приемов снятия стресса испытуемые применяют сон, поддержку родителей, прогулку, вкусную еду, физическую активность и т.д.

- говоря о признаках экзаменационного волнения отмечают сухость в рту, учащенное сердцебиение, головные боли, затрудненное дыхание, скованность и дрожание мышц.

Подводя итог всему вышеизложенному можем сказать, что стресс – неотъемлемая часть жизни каждого студента. Он может быт обусловлен различного рода факторами. Стоит отметить, что несмотря на общие проявления стресса в жизни, каждый студент сам для себя должен определить факторы, при помощи которых он может либо предотвращать либо уменьшать стресс в своей повседневной жизни.

Список используемой литературы:

.Психология стресса и методы его профилактики:учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп.В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 – 142 с.

Данилова 77 Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.

Семенова, Ф. О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе – результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф. О. Семенова // Психолого-педагогическая проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Хасавюрт : Парнас, 2019. – С. 335–340.

Статья «Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов» Саидат Висрадиевна Чербиева, Светлана Николаевна Бостанова[Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42197485 (дата обращения: 15.11.2020)

Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208

Просмотров работы: 826