Согласно мировой статистике, в настоящее время отмечается стремительная тенденция к увеличению числа больных инсультом, а также к их "омоложению". По данным ВОЗ, 30% больных составляют лица трудоспособного возраста (соотношение мужчин и женщин 3:1). Криминогенная обстановка в стране, участие российских граждан в войнах в Афганистане, Армении, Азербайджане, Туркменистане, Молдове, Грузии, Чечне значительно увеличивают число больных с последствиями черепно-мозговой травмы. 75-80% больных, переживших инсульт или получивших тяжелую черепно-мозговую травму, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность [2]. При этом важнейшим фактором при определении степени инвалидности являются именно нарушения речи.
Объект – развитие речевой деятельности у больных с афазией.
Предмет – комплекс когнитивных упражнений направленных на восстановление речевых функций у больных перенесших инсульт.
Цель – изучение теоретических и практических основ проблемы исследования, разработка и апробирование комплекса когнитивных упражнений для больных пожилого возраста, перенесших инсульт.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Экспериментально выявить у больных формы афазии и определить состояние речевых навыков посредствам нейропсихологического обследования;
Изучить состояние речевых функций больных, перенесших инсульт;
Разработать содержание и этапы организации когнитивных упражнений направленных на восстановление речевых функций;
Определить эффективность разработанного комплекса.
Гипотеза – мы полагаем, что логопедическая работа по преодолению нарушений речевой деятельности будет эффективна, при следующих условиях:
использовании методов когнитивных упражнений на самых ранних этапах выхода больных из заболевания;
оценке состояния организации восстановительного лечения больных, перенесших инсульт;
использовании сенсорных стимулов разных модальностей.
Практическая значимость исследования состоит в определении основных направлений, содержания и организации, методов коррекционно-логопедической работы для нейрореабилитации больных при ОНМК. Для повышения эффективности реабилитационного процесса разработаны методические рекомендации для логопедов, неврологов и афазиологов неврологических отделений, которые могут найти применение в практике коррекционно-педагогической работы с постинсультными больными.
База исследования: г. Новодвинск, ГБУЗ АО «НЦГБ».
В экспериментальном исследовании принимали участие 17 больных в возрасте от 40 до 70 лет с нарушениями речевой и других высших психических функций с диагнозом ишемический инсульт, проходящих лечение в неврологическом отделении для больных с ОНМК в ГБУЗ АО «НЦГБ».
Исследование состояло из блоков [3].
Обследование орального праксиса «Методика подражания»
Трехэтапная проба «Кулак-ладонь-ребро».
Пробы Хэда.
Монреальская шкала оценки когнитивных функций.
Батарея тестов для оценки лобной дисфункции.
Скрининговый тест Mini-cog.
В ходе исследования было обследовано 8 пациентов перенесших ОНМК, с нарушениями речевой функции и 9 пациентов после ОНМК, но не имеющих речевых нарушений, данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение респондентов по видам афазии (%)
50 % пациентов имеют логопедический диагноз – динамическая афазия, далее выделяются пациенты с афферентно-моторной афазией (12,5%), акустико-мнестической (12,5%), амнестическая афазия (12,5%), эфферентно-моторная афазия (12,5%).
Далее представлена сводная таблица 1 со средними результатами по всем проводимым диагностическим методикам. Исключена лишь диагностическая методика проба Хэда, поскольку в ней нет бальной системы, отмечался лишь характер ошибок.
Таблица 1 – Результаты диагностических методик констатирующего эксперимента
Диагностические методики |
Контрольная группа с ОНМК (с речевыми нарушениями) (n=8) M+m |
Экспериментальная группа с ОНМК (без речевых нарушений (n=9) M+m |
Достоверность различий показателей в подгруппах |
Обследование орального праксиса «Методика подражания» |
7,19+0,86 |
9,61+0,17 |
p=0,01 |
Проба Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь» |
1,63+0,28 |
2,56+0,36 |
p>0,01 |
MoCA |
13,38+1,75 |
25,00+1,36 |
p<0,01 |
Батарея тестов для оценки лобной дисфункции |
9,88+1,53 |
16,67+0,40 |
p<0,01 |
Скрининговый тест Mini-cog |
2,00+0,45 |
4,44+0,31 |
p<0,01 |
Исходя из полученных данных, мы видим, что различия статистически не значимы лишь по одной диагностической методике – проба Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь». При проведении данной пробы пациенты в обоих диагностических группах показывали высокие результаты, хоть в группе с речевыми нарушениями и присутствовали ошибки разного характера, в целом пациенты выполняли пробу до конца, повторная инструкция не требовалась.
По всем другим диагностическим методикам наблюдается значимый характер статистических отличий, что напрямую указывает на то, что у группы с речевыми нарушениями снижены когнитивные функции мозга [1].
Далее нами был проведен формирующий эксперимент. Эксперимент по улучшению когнитивных функций проводился на базе ГБУЗ АО «НЦГБ» в отделении неврологии для больных с ОНМК. Комплекс нерореабилитационных упражнений был реализован в экспериментальной группе, контрольная же группа проходила программу по формированию когнитивных функций разработанной учреждением. Эксперимент проходил с 10 сентября 2020 года по 14 октября 2020 года.
Комплекс упражнений был разделен на блоки:
1. Развитие памяти (1 неделя обучения)
1.1. Слуховая память
1.2. Зрительная память
2. Внимание (2 неделя обучения)
3. Мышление (2 неделя обучения)
4. Речь (3 неделя обучения)
5. Ориентация (4 неделя обучения)
При проведении констатирующего эксперимента, было выявлено, что основные проблемы в экспериментальной группе заключались в речевой патологии, снижении зрительной и слухоречевой памяти. Поэтому основной целью формирующего эксперимента было восстановление утраченных когнитивных функций [4].
При проведении упражнений в блоке память, наиболее успешно пациенты справлялись с такими заданиями, как «Дополни предложение» и «Слушаем и рисуем», они проявляли интерес к данным заданиям, старались не только дополнить предложение одним или двумя словами, а составляли красивые, развернутые предложения. Следующее упражнение было «Слушаем и рисуем», где пациентам необходимо было прослушать слова (геометрические фигуры), нарисовать их и раскрасить. Данное упражнение было направлено на развитие слуховой памяти, а также концентрации внимания, ведь пациентам помимо геометрических фигур нужно было запомнить их цвета. Практически всем занимающимся было сложно запомнить цвета фигур, при том, что все фигуры пациенты рисовали с первого раза, исключая тех, кто по своему состоянию не мог писать или рисовать. С упражнениями «10 слов» и «Выбор» на первой неделе занятий, пациентам было трудно запомнить слова или назвать их на заданную букву, однако к концу месяца практически все справлялись с данным заданием [6].
Во втором блоке, который был направлен на развитие внимания, наиболее лучше пациенты справлялись с упражнением «Наложенные изображения» и «Запомни все», «Запрещенная цифра». Сложным заданием показалось упражнение «Имя спряталось во фразе», при выполнении данного задания, пациенты не могли осуществить синтез предложения и разбить слова на части, чтобы найти первый и последний слог имени.
Третий блок был ориентирован на развитие мышления, наиболее успешно пациенты справлялись с такими упражнениями, как «Составь рассказ из слов» и «Исключение лишнего». С первой недели занятий пациенты отлично справлялись с выполнением данных заданий. Сложность вызвало упражнение «Составь слова из слова», в среднем пациенты могли составить из 1 заданного слова, по 1-3 нового слова. К концу цикла занятий среднее значение возросло до 5-6 новых слов.
Четвертый блок направлен на развитие речевой деятельности. В начале каждого занятия пациенты выполняли разминку, делали речевую гимнастику, логопед в это время мог оценить состояние орального праксиса, отметить улучшения или ухудшения в реабилитационном процессе. В данном блоке пациенты подбирали к прилагательному существительное, составляли из единственного числа слова, множественное число, подбирали пропущенный глагол в предложении, подбирали слова на определенный слог, а также читали и учились устанавливать последовательность на сюжетной картинке [7].
Если упражнения «Установи последовательность», «Закончи предложение» и «Множественное число» не вызывали затруднений, то упражнения на подбор слова на заданный слов, на начальном этапе курса занятий, вызывал существенные затруднения. Пациентам требовалась подсказка, или наводящие вопросы.
При выполнении упражнения «Чтение» у 3 пациентов возникли существенные трудности, они не могли прочитать текст или читали его по слогам и не осознавали суть прочитанного. Таким пациентам текст зачитывался вслух, а затем требовалось его пересказать [6].
Последний блок был направлен на ориентацию в окружающем пространстве. В основном в данном блоке были представлены задания на ориентацию во времени, в днях недели и временах года, но последнее упражнение было направлено на формирование у пациента социально-бытовых функции.
После проведенного формирующего эксперимента, в экспериментальной группе, который был направлен на восстановление когнитивных функций.
Диагностика когнитивных функций у лиц перенесших острое нарушение мозгового кровообращения проводилась по аналогичным с констатирующим экспериментом методам и методикам.
В таблице 2 представлены показатели по всем проводимым диагностическим методикам [3].
Таблица 2 – Средние показатели по всем проводимым диагностическим методикам
Диагностические методики |
Экспериментальная группа с ОНМК (с речевыми нарушениями) (n=8) M+m |
Контрольная группа с ОНМК (без речевых нарушений (n=9) M+m |
Достоверность различий показателей в подгруппах |
|
Обследование орального праксиса «Методика подражания» |
До эксперимента |
7,19+0,86 |
9,61+0,17 |
p=0,01 |
После эксперимента |
8,38+0,57 |
9,67+0,18 |
p>0,01 |
|
Проба Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь» |
До эксперимента |
1,63+0,28 |
2,56+0,36 |
p>0,01 |
После эксперимента |
2,13+0,13 |
3 |
P<0,01 |
|
MoCA |
До эксперимента |
13,38+1,75 |
25,00+1,36 |
p<0,01 |
После эксперимента |
17,7+1,27 |
26,2+0,96 |
p<0,01 |
|
Батарея тестов для оценки лобной дисфункции |
До эксперимента |
9,88+1,53 |
16,67+0,40 |
p<0,01 |
После эксперимента |
12,13+1,30 |
17,22+0,34 |
p<0,01 |
|
Скрининговый тест Mini-cog |
До эксперимента |
2,00+0,45 |
4,44+0,31 |
p<0,01 |
После эксперимента |
2,75+0,39 |
4,44+0,31 |
p<0,01 |
Исходя из полученных данных, мы видим, что после формирующего эксперимента по всем проводимым диагностическим методикам выявился значимый характер различий, средние значения после эксперимента увеличиваются, что свидетельствует о положительном сдвиге в реабилитации пациентов.
Таким образом, анализируя полученные данные, можно судить о том, что комплекс нейрореабилитационных упражнений эффективен, его применение в логопедической практике необходимо. После пройденного курса упражнений, состояние речевой деятельности пациентов улучшилось, наблюдается восстановление когнитивных функций, общего состояния пациентов. Гипотеза обозначенная нами в начале исследования доказана, когнитивные упражнения помогают преодолению речевых нарушений, способствуют восстановлению и развитию памяти.
Список литературы
1. Аксенова, Л. И. Абилитационная педагогика : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 377 с.
2. Ахутина, Т.В. Разработка компьютерный методик нейропсихологического обследования [Электронный журнал] / Т.В. Ахутина, А.Е. Кремлев, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, А.Н. Гусев.// Когнитивная наука в Москве: новые исследования. -2017. № 1. – С. 486-490. – Электрон. журн. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuropsy/akhutina-2017.html, свободный (дата обращения: 13.03.2020).
3. Визель Т.Г. Междисциплинарное значение нейропсихологии, нейропсихологической диагностики и коррекционно- восстановительной работы [Электронный журнал]/ Т.Г. Визель//Специфические языковое расстройства у детей. -2018. № 1. – С. 87-90. – Электрон. журн. – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/csz/2018/Sbornik_materialov_simpoziuma.pdf, свободный (дата обращения: 12.04.2020).
4. Гранько, А.С. Игротерапия в логопедии [Электронный ресурс] / А.С. Гранько // Международный академический вестник. – 2015. - №3(9). – С. 22-23. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23802123_69049813.pdf, свободный (дата обращения: 18.03.2020). – Загл. с экрана.
5. Дианова, О.Н. Расскажи мне. Сборник текстов для восстановления речи [Текст]: учеб.пособ / О.Н. Дианова. – Изд.В.Секачев, 2017. – 68 с.
6. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст]: учеб. пособ / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Эксмодество, 2011. – 288 с.
7. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах [Текст]: учеб. пособ / Т.В. Пятница. – Феникс, 2019. – 174 с.