ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ваулина А.Н. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отклонения в поведении являются одними из наиболее распространенных психолого-педагогических проблем среди подростков и детей. Хотя многие дети и страдают от поведенческих расстройств, лишь немногие случаи правильно диагностированы. Это связано с тем, что большинство симптомов этих расстройств похожи на «нормальное» поведение, свойственное растущему, развивающемуся организму и личности. Если родители и учителя не заинтересованы в наблюдении за поведением своего ребенка, они могут не заметить развитие этих отклонений.

Одной из форм девиантного (отклоняющего) поведения является агрессия. Агрессия свойственна детям любого возраста. «Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации. В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку» [3].

Проблемой агрессивного поведения детей занимались такие исследователи как З.Фрейд, К. Лоренс, Г.М. Андреева, Т.Г. Румянцева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С. Мухина, Р. Берковец. Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемой детской агрессивности, можно назвать Ж.А. Карманову, Р.А. Назмутдинова, А.Б. Тулебаеву, Р.Т. Алимбаеву, М.А. Кусаинову, Л.М.Каржубаева и др.

Агрессивное поведение младшего школьника, безусловно, социально нежелательно: такие дети асоциальны и имеют слаборазвитые коммуникативные навыки – а, значит, имеют существенные трудности в коммуникациях как с близким, так и далеким окружением, не уверенны в себе, с трудом распознают свои и чужие эмоции, пр. Исходя из этого, многие ученые выдвигают необходимость проведения коррекционной и профилактической работы, уже начиная с детей младшего школьного возраста. К.С. Шалагинова говорит о том, «что детская агрессивность значительно помолодела. Раньше речь шла об агрессивном поведении, начиная преимущественно с подросткового возраста, то теперь данная проблема стала актуальной уже для начальной школы. Исследовательница делает выводы о необходимости разработки содержания и организации психопрофилактической деятельности по предупреждению агрессивности в школьной среде, начиная именно с детей начальных классов» [5].

Такое направление работы имеет и социальный заказ: работа по профилактике агрессивного поведения младших школьников включена в решение более объемной задачи – профилактики правонарушений, которая регламентируется № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1].

Необходим анализ сущности, структуры и развития агрессивного поведения детей, для того чтобы правильно выстроить работу по профилактике агрессии младшего школьника, своевременно определив средства по профилактике детей с агрессивным поведением. Актуален вопрос средств, которые могут использоваться для профилактики агрессивного поведения младших школьников. Мы таковым считаем тренинговые упражнения в структуре социально-психологического тренинга.

Неразработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая актуальность и определили направленность и тему статьи «Профилактика агрессивного поведения младших школьников посредством тренинговых упражнений».

В данной статье представлена характеристика тренинговых упражнений как средства профилактики агрессивного поведения младших школьников: понятие тренинговых упражнений, потенциал использования тренингов, влияние тренинговых упражнений на социально-психологическое развитие младших школьников.

Проблема агрессивного поведения в современном образовательном пространстве требует немедленного безотлагательного решения, как показал анализ литературы. При этом психологическая работа должна вестись не только с проявившими агрессию младшими школьниками (т.е. в форме психокоррекции), но и на «опережение» - т.е. в форме психопрофилактики. Учитывая «омоложение» проблемы агрессии [5], можно говорить и о том, что в работе с младшими детьми можно применять те методы и технологии, которые раньше использовали в работе с подростками – например, тренинги. В работе с младшими школьниками можно применять тренинговые технологии, поскольку не существует противоречий, «противопоказаний» этому: групповую психологическую работу, которой является социально-психологический тренинг, можно применять уже тогда, когда ребенок переходит от игры «рядом с другими детьми» к игровому взаимодействию.

Под тренингом в общем смысле понимается область практической психологии, которая ориентирована на использование активных методов групповой психологической работы и использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.В определении отражены возможные цели и задачи, которые может решать тренинг (обучение навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития), и они соотносятся с задачей профилактики агрессивного поведения младших школьников.

Анализ литературы показал, что потенциал использования тренингов (особенно игровых) в профилактической работе с детьми довольно высок по ряду причин:

во-первых, младшие школьники – это бывшие дошкольники, ведущей деятельностью которых являлась игра, а потому такой формат работы им понятен, интересен, увлекателен. И.В. Дубровина говорит о том, что «игра не исчезает в младшем школьном возрасте совсем, она приобретает иные формы и содержание» [2];

во-вторых, любая психологическая работа с младшими школьниками будет эффективна, если будет создаваться атмосфера сотрудничества и сотворчества, что опять же может обеспечиваться тренинговой работой;

в-третьих, именно в групповой работе большинство младших школьников получают первый опыт открытия своего и чужого внутреннего мира.

Сам формат проведения тренинговой (а значит – групповой) работы очень благотворно влияет на социально-психологическое развитие младших школьников. Агрессивное поведение, как правило, затрагивает социальные взаимодействия детей. Поэтому тренинговыми упражнениями, отвечающими задаче профилактики агрессивного поведения, предоставляется возможность «проработки» внутригрупповых отношения в группе, младшие школьники учатся анализировать конфликтные, фрустрирующие ситуации, анализировать защитные искажения в оценке себя, значимого другого. От степени усвоения детьми навыка, в котором они проявляют себя, образуется качество коммуникации и понимание своей компетентности в группе.

Как отмечает К. Рудестам,«результаты групповой работы более заметны, чем при индивидуальной, что является еще одним преимуществом тренинговой работы. В процессе участия в групповом тренинге:

эффективно развиваются различные социальные умения, а его участники осваивают новые способы общения и партнерского взаимодействия;

возникает возможность получения поддержки от людей со сходными проблемами;

стимулирует самоисследование, саморазвитие и пр.» [4].

Задача профилактики агрессивного поведения младших школьников является достаточно общей и комплексной. В условиях проведения тренинговых упражнений в этом направлении могут решаться такие более частные задачи: «снятие негативных психических состояний; повышение уровня адекватности самооценки; повышение уровня самоуважения и уверенности в себе; профилактика деформации в формировании своего «Я»; формирование межличностного доверия со сверстниками; развитие чувства эмпатии; формирование коммуникативных умений» [4].

Вышеперечисленные задачи работают с потенциальными причинами агрессивного поведения младших школьников: то есть, чтобы не допустить агрессию детьми, нужно научить их совладать с негативными эмоциями и управлять собой, научить конструктивно и эмпатийно общаться, взаимодействовать в детском коллективе и пр., что обусловлено слабой социализированностью личности и отсутствием у детей младшего школьного возраста социально принятых коммуникативных навыков.Агрессивные младшие школьники неспособны контролировать свои аффективные проявления, предпочитают демонстративные формы поведения, а потому необходимо предупреждать именно такое нежелательное поведение.

Резюмируя сказанное, отметим, что профилактика агрессивного поведения младших школьников в целом направлена на то, чтобы способствовать познанию детьми своего мира и мира других людей, в том числе мира эмоций и чувств, повысить их уверенность в себе, обучить конструктивным формам поведения, альтернативными агрессивной.

При разработке тренинга, адресованного младшим школьникам, важно учитывать их психолого-педагогические особенности (как возрастные, так и индивидуальные):

длительность тренинга не должна быть большой (оптимальной длительностью считается тренинг, занимающий 30-45 минут,чтобы продуктивность их включения в деятельность была относительно высокой, не падала к окончанию занятий;

групповая форма организации тренинговых занятий (выше описаны преимущества групповой работы для социально-психологического развития ее участников);

оптимальная частота проведения тренинговых встреч – это периодичность 2-3 раза в неделю.

По нашему мнению, следует обязательно включать диагностический этап работы и изучать уровни выраженность агрессии детей, что важно не только для оценки эффективности работы, но и для определения направленности разработанных тренингов, для учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Структурный элемент любого психологического тренинга, как мы уже упоминали, – это тренинговые упражнения. Они могут быть таких типов:

упражнения на самопознание и самовоспитание;

психогимнастические упражнения;

упражнения на ролевое проигрывание ситуаций (в т.ч. и коммуникативных);

физические упражнения, подвижные игры и пр.

В психолого-педагогической литературе представлены примеры тренинговых упражнений, которые можно включить в боботу с младшими школьников с повышенным уровнем агрессивного поведения: «Насос и мяч», «Слушаем себя» (упражнение на ауторелаксацию), «Наши эмоции», «Не нравится – нравится», «Сбрось усталость», пр. Приоритетным в таких упражнениях является развитие у участвующих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных элементов, самопознание и пр. – то есть тренинговые упражнения подбираются согласно общим и частным задачам профилактической работы, т.е. их направленность, безусловно, должна быть сообразна поставленной цели психологической работы.

Итак, нами определен потенциал тренинговых упражнений как средства профилактики агрессивного поведения младших школьников: игровой формат психопрофилактической работы, учет условия по созданию атмосферы сотрудничества и сотворчества, получение первого опыта открытия своего и чужого внутреннего мира. Мы пришли к мнению о том, что цели и задачи тренинговых упражнений должны быть направлены на проработку потенциальных причинами агрессивного поведения младших школьников: то есть, чтобы не допустить агрессию детьми, нужно научить их совладать с негативными эмоциями и управлять собой, научить конструктивно и эмпатийно общаться, взаимодействовать в детском коллективе и пр.

Список литературы

Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz6a2qs5FXG, (дата обращения: 20.10.2020). – Загл. с экрана.

Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования : учебное пособие / И. В. Дубровина. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. – 180 с.

Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №6(22). – С. 30-34. – Режим доступа URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35177005&amp, (дата обращения: 20.10.2020). – Загл. с экрана.

Рудестам, К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – Москва : Прогресс, 2013. – 225 с.

Шалагинова, К. С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками : Учебно-методическое пособие. Ч. 1 (лекционный курс) / К. С. Шалагинова. – Тула.: Изд-во ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2011. – 105 с.

Просмотров работы: 72