КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Терешкина Я.Я. 1, Большакова С.Н. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Abstract.The article is devoted to the cultural and psychological factors of the development of service industry in Republic of Sakha (Yakutia). The work considered service industry as a part of culture, revealed the influence of mentality and traditional culture on the development of various forms of service activity in the Republic of Sakha (Yakutia). The scientific novelty of the work is determined by insufficient study to date of the cultural and psychological prerequisites for the development of service sector.

Keywords:cultural and psychological factors, service industry, service activities, service sector, mentality, traditional culture, increasing efficiency, the Republic of Sakha (Yakutia)

Сервисная деятельность исторически развивается в рамках той или иной этно-национальной культуры. Корни многих особенностей культуры сервиса всегда связаны с национальными элементами культуры труда, с профессиональной культурой отрасли и корпоративной среды. Но определённая часть конструктивных элементов обслуживания прошлых времён, связанная с психологией, чертами национального характера, сохраняется до наших дней. В наши дни идёт возрождение многих конструктивных традиций, связанных с культурой сервиса. Перед современным сервисом стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры [1].

Как и у других народов, у народа саха в доцивилизационный период исторического развития существовала самобытная природосообразная, экософическая традиционная культура хозяйствования, развивавшаяся в окружении аласного ландшафта [2]. Культура якутов представляла собой слаженную экосистему, гармонично взаимодействующую с окружающей природной средой.

Далее более детального изучения рассмотрим особенности менталитета и традиционной культуры народа Саха. Этнографические описания проявления личностных особенностей в обыденной жизни показывают якутов как народ с гибким умом, трудолюбивым, склонным к творчеству и ремеслам. Также, еще в начале ХХ в. исследователи В.Л. Серошевский, А.Ф. Миддендорф отмечали, что якуты имеют способности к торговле, наклонности к самым разнообразным ремеслам и рукодельным работам, а также инициативу и этническую коммуникабельность [3].

В религиозно-философском представлении древних якутов вселенная состоит из трех миров: верхний, средний и нижний. Если верхний и нижний мир населены сверхъестественными добрыми и злыми существами, то средний мир — это мир людей, т. е. общественный (социальный) мир. В этом представлении о существовании разных срединных миров прослеживается четкое понимание древними якутами границ «своего» мира и существования «других» миров, в которых якуты и до сих пор чувствуют себя некомфортно [4]. Одним из ярких примеров влияния данного тезиса якутской религии на современных якутов является следующий: выезд за пределы республики для смены постоянного места жительства происходит среди коренного населения достаточно редко и переносится очень болезненно. Влияние рассматриваемого положения на экономическое поведение народа заключается в следующем: якуты практически не занимаются выездным бизнесом, не организовывают частную торговлю за пределами «своего» мира.

Якутам легче и безопаснее в «своем» социальном мире в силу прочных социальных связей. Без подобной поддерживающей социальной сети якуты чувствуют себя не защищённо. По мнению народа, человек силен родственниками и друзьями, поэтому родственные, земляческие связи всячески поддерживаются [4]. Этот же феномен объясняет и то, что многие организации, особенно в туризме, являются предприятиями семейного типа или организованы людьми, знающими и любящими свое дело; с другой стороны, семейность зачастую препятствует расширению предприятия, выходу на новый качественный уровень, особенно в период кризиса, когда работники начинают «тянуть одеяло на себя», игнорируя корпоративные интересы и интересы дела. Отношение к работе воспринимается работниками как к некоему обязательству, долгу, ведущей этической нормой в профессиональной деятельности является выполнение своего долга, ответственность. [5]

Влияние менталитета и традиционной культуры на сервисную деятельность можно проследить по классификации сервиса, в основу которой легли четыре главные формы человеческой деятельности [6]: материально-преобразовательная; познавательная; ценностно-ориентационная; коммуникативная.

1) Материально-преобразовательная форма.За последние 15 лет в республике открылись сотни предприятий, демонстрирующие национальный колорит народа саха, прежде всего предприятия общественного питания. Самым первым предприятием общественного питания с таким традиционным уклоном стал эколого-этнографический комплекс «Чочур Муран», который открылся 27 сентября 2005 года. Однако комплекс был построен больше, как дань уважения казакам-первопроходцам, которые присоединили Якутию к государству Российскому в XVII-XVIII веках [7]. На данный момент, наиболее полно раскрывающим менталитет и традиционную культуру саха, является этнический ресторан «Махтал», который от меню до интерьера выдержан в национальном стиле. Название ресторана, как и место, тоже выбрано неслучайно. «Махтал» в переводе с якутского языка означает «благодарение», «воздание почестей», создатели вложили в название ресторана смысл почитания окружающего мира природы, наследия предков, благодарность настоящему. Горожане верили, что сделки, совершенные в том месте, где стоит ресторан, тут же приносят прибыль, а влюбленные обретают семейное счастье на долгие годы. Посещая ресторан и угощаясь национальными блюдами, гость погружается в стихию старинного образа жизни саха – через символическое продуманное убранство, где нет ни одной случайной вещи [8]. В меню «Махтал» также прослеживается влияние менталитета саха: блюда максимально приближены к природе – свежайшие, качественные мясные, рыбные и молочные продукты, дикорастущие растения и ягоды, традиционные способы приготовления пищи.

Также примером материально-преобразовательной формы сервисной деятельности может послужить компания «Камелек», созданная в 2005 году. «Камелек» производит традиционную якутскую утварь и национальные сувениры: чороны, кытыйа, камельки и посуду (чайные, обеденные сервизы, подарочные наборы, авторскую посуду) [9]. Посуда этой компании, в последнее десятилетие, становится все более популярной среди жителей Якутии, также ее охотно покупают гости и туристы в качестве сувениров. Высокий спрос на такую продукцию обусловлено ее высоким качеством, которое, в свою очередь, объясняется природным трудолюбием и уважением к культуре предков.

2) Ценностно-ориентационная форма. Уникальной организацией, занимающейся многогранной деятельностью по сохранению, пропаганде и развитию культурного наследия народа саха: традиций, фольклора и мировоззрения саха, является Центр духовной культуры «Арчы Дьиэтэ» (Дом Арчы). Центр духовной культуры открылся в сентябре 2002 года при поддержке мэрии г. Якутска. В своей деятельности, направленной на различные возрастные группы населения, «Дом Арчы» ставит задачи духовного и нравственного воспитания, пропаганды культуры народа саха среди людей разных национальностей, ведется работа по формированию личности на лучших образцах и традициях народа.

Проект и архитектурный план строительства «Арчы Дьиэтэ» был разработан и основан на традиционной архитектуре строительства, символизирует понятие народа саха об устройстве мира, устанавливающее связь человека с природой и мировоззрение о целостности Человека, Духа и Природы. В народе саха цифра «три» имеет магическое значение. Например, у Саха три компонента души (кут). Душа человека тоже состоит из трех элементов: мать-душа (ийэ кут), воздух-душа (салгын кут) и земля-душа (буор кут). Так и «Арчы Дьиэтэ» тоже состоит из трех основных залов [10].

3) Познавательная форма. В сфере образования остро стоит вопрос о национальной идентичности народа Саха и под влиянием этого в школах Якутии ввели такие предметы, как «Родной язык», «Родная литература» и «Культура народов Республики Саха (Якутия)» (КНРСЯ). Также для поддержания традиционной культуры Саха в 2005 году республика открыла Национальную гимназия «Айыы Кыhата» с углубленным изучением якутского языка.

Активно совершенствуются и краеведческие, этнографические музеи, где можно увидеть всю материальную культуру народа Саха. Наиболее полное собрание музейных коллекций о республике, хранится в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, созданном в 1887 году. Также практически в каждом населенном пункте республики функционирует местный краеведческий музей.

4) Коммуникативная форма. Ярким проявлением такой формы сервисной деятельности в Якутии является старейшее издательство «Бичик», созданное в 1926 году. Якутская литература и ее издательство, в целом, являются сильнейшим проявлением влияния культуры и менталитета на формы сервисной деятельности. Сегодня АО НИК «Бичик» является ведущим республиканским издателем художественных произведений и учебно-методической литературы для детей, общественно-политических и научно-популярных изданий на языках народов Якутии, входит в число 100 издательств России, выпустивших наибольшее количество книг и брошюр [11].

Также в последнее десятилетие при приеме на работу в предприятия сервисной деятельности работодатели нередко требуют владение двух языков (русского и якутского). Поэтому операторы, оказывающие услуги связи на территории региона, ведут консультации на обоих языках. Не обошли такую модернизацию и сайты большинства крупных культурных организаций, и часть телефонных приложений, в частности приложение национального банка АКБ «Алмазэргиэнбанк».

Итак, в условиях сурового климата и в ходе исторических процессов у народа саха сложилась богатая и своеобразная система верований и взаимоотношений человека с окружающим миром, которая проявляется в жизненных установках и деятельности, в том числе сервисной. И на современном этапе развития Якутии становится особенно важным: во-первых, не утратить традиционные ценности народа (трудолюбие, предприимчивость), способствующие развитию предпринимательства и самозанятости в условиях рыночной экономики; во-вторых, способствовать их передаче следующим поколениям путем приобщения к богатой национальной культуре; в-третьих, расширять границы профессиональной деятельности якутского народа для повышения конкурентоспособности в новых реалиях и с учетом требований, выдвигаемых мировым хозяйством.

Список литературы

Экономика организаций: учебник для вузов/Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 608 с.

Александров Н. А. Якуты. М.: Типография И. Я. Полякова, 1899. 38 с

Чернышева Т. Л., Влияние национального менталитета на развитие сервиса в России: научная статья. // Сервис в России и за рубежом – 2017 - № 4(74) – С. 89-113. URL: https://readera.ru/140205591 (дата обращения: 17.09.2020).

Местникова А. Б. Этнокультурные аспекты предпринимательства и занятости населения в Республике Саха (Якутия) // Экономическая социология. - 2005. - №3.

Андреева Е.В. Профессионально-этический аспект развития туристской дестинации Республики Саха (Якутия) // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3

Фролова Т. А., Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: Тексты лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. URL: http://www.aup.ru/books/m204/1_1.htm (дата обращения: 16.09.2020).

Национальный туристический портал RussiaTravel. [Электронный ресурс]. URL: https://russia.travel/objects/295268/ (дата обращения: 16.09.20).

Официальный сайт Этнического ресторана «Махтал». [Электронный ресурс]. URL: http://mahtal.su/o-restorane/ (дата обращения: 16.09.20).

Официальный сайт Магазина якутской национальной посуды и сувениров «Камелёк». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kamelek.ru/company/ (дата обращения: 16.09.20).

Официальный сайт Обсерватории культурного разнообразия и образования народов Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kuyaar.ru/index.php?id=420 (дата обращения: 16.09.20).

Официальный сайт Издательства «Бичик». [Электронный ресурс]. URL: http://bichik.ru/about/ (дата обращения: 16.09.20)

Просмотров работы: 9