Зимнее содержание дорог – неотъемлемая часть обеспечения бесперебойного и безопасного движения автомобилей.
Наиболее актуальная задача зимнего содержания дорог – предупреждение и ликвидация зимней скользкости. Существует несколько способов борьбы со скользкостью на дорогах [1]:
фрикционный;
химический;
комбинированный (фрикционно-химический);
постоянного действия (противогололедные и подогреваемые покрытия).
Химический способ считается наиболее эффективным, так как позволяет полностью устранить скользкость и восстановить сцепные качества покрытия.
Существует ряд экологических проблем после применения химических противогололедных материалов (ПГМ). В зимний период с проезжей части дорог брызги снега с солевым раствором (рассолом) при движении автотранспорта попадают на газоны. Также при нарушениях технологии снегоочистки дорог часть солей может поступать в почву. Обычно соли попадают в почву весной при интенсивном снеготаянии. Талый снег частично поступает в поверхностные воды, что ведет к увеличению минерализации речной воды, а частично – в почвенный раствор, что приводит к увеличению концентрации солей [2].
Доочистка сточных вод с автомобильных дорог перед введением ее в систему городской канализации – необходимая мера для обеспечения экологической безопасности водных объектов г. Москве, а также снижения негативного влияния на состояние почв и растительности на придорожных территориях.
Целью разрабатываемой в настоящее время выпускной квалификационной работы по профилю «Инженерная защита окружающей среды» (направление подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность») является: проектирование установки для регенерации противогололедных реагентов из поверхностного стока с автомобильных дорог методом обратного осмоса.
Метод обратного осмоса заключается в фильтровании растворов под давлением через полупроницаемые мембраны, пропускающие растворитель и полностью или частично задерживающие молекулы либо ионы растворенных веществ.
Главное преимущество обратного осмоса – высокая степень очистки (более 99,9 %), достигаемая за счет того, что мембраны имеют минимальные размеры пор. Почти стопроцентная степень очистки позволяет сбрасывать воду напрямую в природные водные объекты без опасности для окружающей среды.
К другим преимуществам данного способа можно отнести:
мобильность и компактность;
низкие эксплуатационные расходы;
низкая потребность в персонале;
высокая степень автоматизации.
На рисунке 1 представлена технологическая схема установки для очистки сточных вод методом обратного осмоса с доупариванием концентрата. Данный процесс можно разделить на 3 этапа:
предварительная очистка;
концентрирование в аппаратах обратного осмоса;
доупаривание концентрата в выпарной установке.
Список литературы
Борисюк Н.В. Зимнее содержание городских дорог: учебное пособие. М.: МАДИ, 2014. 132 с.
Техническая документация намечаемой хозяйственной деятельности, связанной с применением специальных материалов, предназначенных для зимнего и летнего содержания объектов городского дорожного хозяйства и объектов гражданской авиации. Оценка воздействия на окружающую среду/ Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Институт экологии и энергосберегающих технологий», 2014. 595 с.
Рисунок 1 – Технологическая схема установки для регенерации ПГМ методом обратного осмоса с доупариванием концентрата