ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Дорохина Е.Р. 1, Евгеньев Г.И. 1
1МАДИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время и на дальнейшую перспективу вплоть до 2030 года в нашей стране существенным потенциалом для строительных материалов будут являться отходы химической промышленности, которые относятся к гипсосодержащим отходам.

В последние годы наибольший научный и практический интерес в химической промышленности представляет твердый отход – фосфогипс, занимающий первое место по объему производства среди промышленных отходов, содержащих гипс. Крупнотоннажный отход образуется при производстве экстракционной фосфорной кислоты и сложных концентрированных удобрений.

В настоящее время в отвалах промпредприятий России накоплено около 200 млн. тонн фосфогипса и ежегодно эти цифры увеличиваются на 10-15 млн. тонн отходов. Приблизительно 40-50% используются для цементного производства, как удобрение в сельском хозяйстве и для производства гипсовых плит, и так далее. Остающиеся отходы свалены в отвалы, которые образуют огромные белые горы, занимающие значительные земельные площади. Они пылят на ветру, попадают в почву, загрязняют водоносные слои вредными растворимыми соединениями фтора, фосфора и другими примесями.

Самые большие запасы фосфогипса в России на данный момент находятся на территории Московской области в городе Воскресенск, где расположен химкомбинат ВМУ - предприятие, загрязняющее окружающую среду. Оно же является наиболее опасным в экологическом отношении.

Целью работы является решение экологических, технических и социальных проблем, связанных с сокращением объемов крупнотоннажных отходов, такого как фосфогипс за счет производства новых дорожно-строительных материалов для устройства оснований дорожных одежд, цементного производства, как удобрение в сельском хозяйстве, для изготовления гипсовых плит, и так далее.

Использованию отходов в дорожном строительстве позволит решить проблему утилизации и переработки фосфогипса путем его использования в качестве местного побочного материала для строительства земляного полотна и оснований автомобильных дорог, заменить природный гипс на более дешевое сырье для цементной, строительной и дорожной промышленности, снизить стоимость затрат на строительство автомобильных дорог и продлить межремонтные сроки за счет улучшения качественных показателей их свойств.

Основной проблемой при использовании крупнотоннажного отхода в дорожном строительстве является его низкая водостойкость. В настоящее время ведутся испытания по подбору компонентов смеси, которые позволят повысить данное свойство.

Список литературы

Кочетков А.В., Щеголева Н.В., Коротковский С.А., Талалай В.В., Васильев Ю.Э., Шашков И.Г. Устройство слоев транспортных сооружений из фосфогипса полугидрата (отхода-побочного продукта производства азотно-фосфорных удобрений) // Интернет-журнал «Транспортные сооружения», 2019 №1(опубликована 27.05.2019)

[Электронный ресурс]// https://rosavtodor.ru/storage/app/media/uploaded-files/sto-24406528-01-2018-tssa.pdf (08.02.2020)

[Электронный ресурс]// http://rzm.sky-grad.ru/fosfogips (08.02.2020)

Просмотров работы: 12